Файл: НК_1_раздV.1_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 812

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10) хранение товаров;

11) транспортировка товаров;

12) страхование;

13) оказание консультаций, информационное обслуживание;

14) ведение бухгалтерского учета;

15) юридическое обслуживание;

16) предоставление персонала;

17) выполнение агентских функций, посредничество;

18) финансирование, осуществление финансовых операций;

19) осуществление контроля качества;

20) осуществление стратегического управления, в том числе определение ценовой политики, стратегии производства и реализации товаров (работ, услуг), объема продаж, ассортимента товаров (предлагаемых работ, услуг), их потребительских свойств, а также осуществление оперативного управления;

21) обучение, повышение квалификации сотрудников;

22) организация сбыта и (или) производства товаров с привлечением других лиц, располагающих соответствующими мощностями.

Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, следовательно, при определении коммерческой и финансовой сопоставимости сделок допускается учет и других функций сторон сделки.

В пункте 7 статьи 105.5 НК РФ законодатель приводит перечень рисков, которые принимают на себя стороны сделки при осуществлении своей деятельности и которые оказывают влияние на условия сделки. Такие риски должны быть учтены при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки. К ним относятся:

1) производственные риски, включая риск неполной загрузки производственных мощностей;

2) риск изменения рыночных цен на приобретаемые материалы и выпускаемую продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, риск изменения прочих рыночных условий;

3) риск обесценения запасов, потерь товарами качества и иных потребительских свойств;

4) риски, связанные с утратой имущества, имущественных прав;

5) риски изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю или другой валюте, процентных ставок, кредитные риски;

6) риск, связанный с безрезультатностью осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

7) инвестиционные риски, связанные с возможными финансовыми потерями вследствие ошибок, допущенных при осуществлении инвестиций, включая выбор объектов для инвестиций;

8) риск нанесения ущерба окружающей среде;

9) предпринимательские (коммерческие) риски, связанные с осуществлением стратегического управления, включая ценовую политику и стратегию реализации товаров (работ, услуг);

10) риск невостребованности товара (риск по запасам, складской риск).

В пункте 8 статьи 105.5 НК РФ содержится понятие рынка товара, которое ранее содержалось в пункте 5 статьи 40 НК РФ: рынком товаров признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Следует отметить, что данное определение продублировано законодателем и закреплено в новом разделе без изменений.


Определение рынка товаров содержится во многих нормативных актах, в частности в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которым товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение рынка товаров введено в НК РФ по причине того, что характеристики рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки, должны быть учтены при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки.

Следует отметить, что сопоставляемые и анализируемая сделки могут иметь разный рынок товаров. В таком случае НК РФ указывает на то, что различия в характеристиках рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки, не должны оказывать существенного влияния на коммерческие и (или) финансовые условия совершаемых на них сделок либо влияние указанных различий возможно устранить путем осуществления соответствующих корректировок.

В пункте 9 статьи 105.5 НК РФ законодатель вводит перечень факторов, которые должны быть учтены уполномоченным органом государственной власти при определении сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг). Данный перечень не является исчерпывающим, следовательно, должны быть учтены любые факторы, которые могут повлиять на цену сделки:

1) географическое место расположения рынков и их величина;

2) наличие конкуренции на рынках и относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

3) наличие на рынке однородных товаров (работ, услуг);

4) предложение и спрос на рынке, а также покупательская способность потребителей;

5) уровень государственного вмешательства в рыночные процессы;

6) уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

7) иные характеристики рынка, влияющие на цену сделки.

Пункт 10 статьи 105.5 НК РФ вводит понятие коммерческих стратегий, которое раньше не содержалось в законодательстве РФ. В соответствии данной нормой коммерческими стратегиями являются стратегии, направленные на обновление и совершенствование выпускаемой продукции, выход на новые рынки сбыта продукции.

Понятие коммерческих стратегий введено для того, чтобы они были учтены при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки.


Законом N 227-ФЗ, пунктом 11 статьи 105.5 НК РФ устанавливаются особенности определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий некоторых видов договоров. В частности, таких договоров, как договор займа, кредитный договор, договор поручительства или банковской гарантии.

При определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий указанных договоров должны быть учтены:

- кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией. Следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" кредитной историей признается информация, состав которой определен указанным Федеральным законом и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй;

- характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства;

- срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита;

- порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая);

- иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

Пункт 12 статьи 105.5 НК РФ устанавливает обязанность уполномоченного органа по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым в соответствии с действующим законодательством является ФНС России, при проведении анализа сопоставляемых сделок осуществлять необходимые корректировки, руководствуясь двумя принципами.

Первый принцип: доходы (прибыль, выручка) сторон сделки, не являющейся контролируемой, формируются с учетом используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков в сложившихся на рынке товаров (работ, услуг) экономических условиях и отражают функции, выполняемые каждой стороной сделки в соответствии с условиями договора и обычаями делового оборота.

Второй принцип: осуществление дополнительных функций, использование активов, существенно влияющих на величину доходов (прибыли, выручки), принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке.


Статья 105.6. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми


Комментарий к статье 105.6


Пункт 1 статьи 105.6 НК РФ предписывает федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым соответствии с законодательством РФ является ФНС России, использовать информацию при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, которая указана законодателем в следующем перечне:


1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 214.1 НК РФ под рыночной котировкой ценной бумаги понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение одного торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на рынке ценных бумаг, на фондовой бирже; цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, совершенным в течение одного торгового дня через такую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранной фондовой бирже;

2) таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, опубликовываемая или представляемая по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела; определение и порядок таможенной статистики РФ содержатся в Федеральном законе от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии со статьей 102 которого таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации проводится в целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом, таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары в соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли Таможенного союза и законодательством Российской Федерации;

3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

4) данные информационно-ценовых агентств;

5) информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.

Вышеуказанная информация также должна быть использована при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок.


В случае если информации, указанной в пункте 1 данной статьи, необходимой налоговому органу для выявления налоговых правонарушений при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, недостаточно, в соответствии с пунктом 2 данной статьи ФНС России следует использовать следующую информацию:

1) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

2) сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.

Сведения, полученные из бухгалтерской отчетности иностранных организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые сделки;

3) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;

4) иную информацию, используемую в соответствии с главой 14.3 данного Кодекса.

Как указано в пункте статьи 105.6 НК РФ, при сопоставлении условий сделок налоговыми органами при проведении налогового контроля законодатель устанавливает некоторые ограничения использования информации, указанной в данной статье.

НК РФ запрещает ФНС России использовать информацию, составляющую налоговую тайну, а также иную информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Определение налоговой тайны содержится в статье 102 НК РФ, в соответствии с которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);