Файл: НК_1_раздV.1_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 809

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение и порядок вынесения предписания антимонопольного органа содержатся в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с пунктом 1 статьи 39 которого антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Как указано в пункте 9 статьи 105.3 нового раздела НК РФ, заключение сделки между взаимозависимыми лицами по результатом биржевых торгов является гарантией признания цены такой сделки рыночной, если торги были проведены с соблюдением российского законодательства.

Проведение биржевых торгов регулируется Законом РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (далее - Закон N 2382-1), в котором в статье 1 закреплено, что отношения, связанные с деятельностью товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений) и биржевой торговлей, регулируются данным Законом и иными актами законодательства Российской Федерации, а также учредительными документами бирж, правилами биржевой торговли и другими внутренними документами бирж, принятыми в соответствии с законодательством.

Понятие товарной биржи содержится в статье 2 вышеуказанного Закона, в соответствии с которой под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

В силу статьи 7 Закона N 2383-1 биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.

Пункт 10 статьи 105.3 НК РФ предусматривает, что рыночная цена сделки для целей налогообложения определяется на основании стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, если для данного вида договоров проведение оценки является обязательным.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным для следующих видов договоров:

1. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

2. В силу пункта 7 статьи 38.1 ЗК РФ продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.


3. Положения статьи 95 ЛК РФ указывают на то, что оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (ред. от 18.07.2011) предусматривает в статье 4, что земельные участки Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и иные объекты недвижимого имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в случаях, указанных в данном нормативном акте.

Пункт 11 статьи 105.3 НК РФ предусматривает в качестве основания для признания цены сделки рыночной для целей налогообложения, если она определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 14.6 НК РФ. Следует отметить, что соглашение о ценообразовании является новацией в российском законодательстве, его понятие раскрывается в новой статье 105.19 НК РФ: соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 данного Кодекса.

В пункте 12 статьи 105.3 НК РФ закреплен принцип приоритета второй части НК РФ по вопросу определения цены сделки. Так, если во второй части НК РФ по некоторым видам налогов закреплен другой способ определения цены сделки, следует руководствоваться им. Иными словами, положения данной статьи применяются только в случае отсутствия урегулированного второй частью НК РФ способа определения цены сделки по определенному виду налога.

Заключительный пункт 13 статьи 105.3 НК РФ указывает, что положения главы 14.2 НК РФ распространяются на сделки, при заключении которых стороне (сторонам) необходимо учесть доходы, расходы и (или) стоимость добытых полезных ископаемых, что приводит к изменению размера налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 НК РФ.


Статья 105.4. Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен


Комментарий к статье 105.4


В соответствии с пунктом 1 статьи 105.4 НК РФ, если цена сделки должна быть установлена уполномоченным органом исполнительной власти или формула цены, установление максимальной или минимальной цены, надбавки или скидки с цены либо иные ограничения на рентабельность или прибыль такой сделки должны быть согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных данной статьей.


Указанные особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 статьи 105.4 НК РФ минимальная предельная цена не учитывается при определении цены в следующем случае: если минимальное значение интервала рыночных цен без учета такой минимальной предельной цены превышает эту минимальную предельную цену. В случае если минимальная предельная цена равна или превышает минимальное значение интервала рыночных цен, интервалом рыночных цен признается интервал, минимальное значение которого равно установленной минимальной предельной цене, а максимальное значение принимается равным его максимальному значению.

Максимальная предельная цена не учитывается при определении цены в следующем случае: если максимальная предельная цена превышает максимальное значение интервала рыночных цен без учета такой максимальной предельной цены. В случае, если максимальная предельная цена равна или меньше минимального значения интервала рыночных цен, максимальное значение которого равно этой максимальной предельной цене, а минимальное значение принимается равным его минимальному значению, определенному в соответствии с главой 14.3 НК РФ.

Если для сделки установлены одновременно и минимальная, и предельная цены, то в соответствии с пунктом 3 статьи 105.4 НК РФ такие цены не учитываются при определении рыночной цены при наличии двух условий:

- если минимальное значение интервала рыночных цен без учета указанных минимальной и максимальной предельных цен больше такой минимальной предельной цены;

- максимальное значение этого интервала рыночных цен без учета указанных минимальной и максимальной предельных цен меньше установленной максимальной предельной цены.

Если минимальное значение интервала рыночных цен будет меньше минимальной предельной цены, а максимальное значение рыночного интервала будет превышать максимальную предельную цену, то рыночные цены должны быть скорректированы.

В силу положений пункта 4 статьи 105.4 НК РФ, если для сделки установлены минимальные и (или) максимальные надбавки к ценам или скидки с цен либо установлены иные ограничения на размеры рентабельности или прибыли, интервалы рыночных цен (интервалы рентабельности), определенные в соответствии с главой 14.3 данного Кодекса, подлежат корректировке в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 2 и 3 данной статьи.


Статья 105.5. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ



Комментарий к статье 105.5


В пункте 1 статьи 105.5 НК РФ законодатель раскрывает понятие сопоставляемых сделок, в соответствии с пунктом 1 статьи 105.5 НК РФ сопоставимыми сделками являются сделки или совокупность сделок между взаимозависимыми лицами, для определения доходов в которых федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым в соответствии с действующим законодательством является ФНС РФ, сопоставляет их со сделками между невзаимозависимыми сделками. Раннее в НК РФ содержалось понятие сопоставимых условий сделок. Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 40 НК РФ условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, налоговый орган в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 НК РФ, производит сопоставление таких сделок или совокупности таких сделок (далее в данном Кодексе - анализируемая сделка) с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (далее в данном Кодексе - сопоставляемые сделки).

Для того чтобы можно было сопоставить сопоставляемые сделки (определение таких сделок дано в пункте 1 статьи 105.5 НК РФ) с анализируемой сделкой, в соответствии с пунктом 2 данной статьи необходимо, чтобы они совершались в одинаковых коммерческих и финансовых условиях.

В случае если коммерческие и финансовые условия сопоставляемой и анализируемой сделки отличаются друг от друга, в силу пункта 3 статьи 105.5 НК РФ они могут быть сопоставлены только если такое отличие не оказывает существенного влияния на результаты указанных сделок и может быть учтено с помощью соответствующих корректировок.

Как указано в пункте 4 статьи 105.5 НК РФ, определение сопоставимости и корректировки коммерческих и (или) финансовых условий сделок осуществляется посредством анализа характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок. При этом необходимо проводить анализ таких характеристик, которые оказывают существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых являются невзаимозависимые лица. Законодателем в данном пункте дан исчерпывающий перечень условий и других составляющих сделки, анализ которых необходимо произвести:

1) анализ характеристик товаров, работ, услуг, которые являются предметом сделки;

2) функциональный анализ - характеристика функций, которые выполняют стороны сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки;


3) анализ условий договоров, которые оказывают влияние на цены товаров, работ, услуг;

4) анализ характеристик экономических условий деятельности сторон сделки. В частности, к ним относятся характеристики соответствующих рынков товаров, работ, услуг, которые оказывают влияние на цены товаров, работ, услуг;

5) анализ характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг). Следует отметить, что в соответствии с "Современным экономическим словарем" Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. рыночной стратегией признается стратегия поведения компании, фирмы на рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.5 НК РФ для того, чтобы сопоставить коммерческие и (или) финансовые условия сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки, необходимо соблюдение следующих условий:

1) количества товаров, объема выполняемых работ (оказываемых услуг);

2) сроков исполнения обязательств по сделке;

3) условий платежей, применяемых в соответствующих сделках;

4) курса иностранной валюты, примененной в сделке, по отношению к рублю или другой валюте и его изменения;

5) иных условий распределения прав и обязанностей между сторонами сделки (на основании результатов функционального анализа).

При определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых и анализируемой сделки учет функций, исполняемых сторонами анализируемой сделки, в соответствии с положениями пункта 6 статьи 105.5 НК РФ должен осуществляться с учетом материальных и нематериальных активов, которые находятся в распоряжении сторон такой сделки. Перечень таких функций также содержится в данной статье.

В НК РФ законодателем вводится понятие активов и ресурсов.

Активы - это ресурсы, которыми лицо владеет, пользуется или распоряжается в целях получения дохода.

Ресурсы - имущество, в том числе денежные средства, имущественные права, в том числе интеллектуальные права

Кроме того, данный пункт содержит примерный перечень функций сторон сделки, которые должны быть учтены при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки. В соответствии с текстом Закона N 227-ФЗ указанные ниже функции являются основными:

1) осуществление дизайна товаров и их технологической разработки;

2) осуществление производства товаров;

3) осуществление сборки товаров или их компонентов;

4) осуществление монтажа и (или) установки оборудования;

5) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

6) приобретение товарно-материальных ценностей;

7) осуществление оптовой или розничной торговли товарами;

8) осуществление функций по ремонту, гарантийному обслуживанию;

9) продвижение на новые рынки товаров (работ, услуг), маркетинг, реклама;