Файл: ЛК_комм_Пуряев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

карты лесов субъектов РФ" <1>.

--------------------------------

<1> Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Указ. соч. С. 15 - 17.


Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 19 октября 1982 г. N 148 была утверждена Инструкция о порядке ведения государственного учета лесов. В соответствии с ней государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение количественного и качественного состояния лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Сведения об изменениях, происшедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства, на основании соответствующих актов натурного освидетельствования.

Документация государственного учета лесов по всему единому государственному лесному фонду обновляется, как правило, один раз в пять лет. В состав документации государственного учета лесов входит информация о количественном и качественном состоянии лесов, ведущаяся по формам:

форма N 1 - "Распределение государственного лесного фонда по категориям земель, группам и категориям защитности лесов";

форма N 2 - "Распределение лесов по преобладающим породам и группам возраста";

форма N 3 - "Общие сведения о лесном фонде";

форма N 4 - "Сведения о колхозных лесах".

На предприятиях, в учреждениях и организациях, на которые возложено ведение лесного хозяйства, документация государственного учета лесов должна состоять из следующих материалов:

материалов лесоустройства о количественном и качественном состоянии лесов, а по лесам, где лесоустройство не проведено, - данных инвентаризации, аэротаксационных и других обследований;

книг государственного учета лесов, в которых ежегодно отражаются все изменения, происшедшие в структуре государственного лесного фонда;

материалов единовременных периодических государственных учетов лесов.

В соответствии с Инструкцией о порядке ведения государственного лесного кадастра, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 24 января 1985 г. N 1, государственный лесной кадастр ведется на основе материалов лесоустройства, а по лесам, где лесоустройство не проведено, - на основе материалов инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов. Сведения об изменениях, происшедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства, на основании соответствующих актов натурного освидетельствования. В состав документации государственного лесного кадастра входят: таксационные описания, лесокадастровая книга лесов, документация единовременных периодических государственных учетов лесов.



Статья 68. Содержание лесоустройства


Комментарий к статье 68


Комментируемая статья дает исчерпывающий перечень лесоустроительных действий и мероприятий, осуществляемых при лесоустройстве.

Выделяют таксацию срубленных деревьев, их частей и совокупностей, таксацию заготовленных лесоматериалов, таксацию растущих деревьев и их разнородных совокупностей, таксацию прироста деревьев по таксационным показателям, таксацию насаждений, таксацию запаса древостоев, таксацию прироста запаса древостоев, ландшафтную таксацию лесов, таксацию лесосечного фонда.

"Таксация (лат. taxo - оцениваю) леса - наука об учете леса во всем его многообразии и сложности, о теории и практике учета лесных ресурсов.

С точки зрения изучения курса в лесных вузах, таксация леса является биолого-технической дисциплиной. Она изучает на экологической основе диалектические взаимосвязи и закономерности лесных насаждений и разрабатывает методы и способы учета лесных ресурсов.

Таксация леса служит основным информационным методом в системе государственного управления отраслями лесного комплекса страны и садово-паркового строительства, в том числе и лесного хозяйства.

Целью лесной таксации является изучение таксационных показателей леса, единиц наблюдения и учета, обоснование принципов и методов составления нормативов оценки лесных ресурсов на основе современных информационных технологий, разработка научной организации труда на лесоучетных работах.

С помощью таксации решаются задачи по формированию информационной базы лесного фонда объекта хозяйствования. Она оценивает состояние и динамику лесных ресурсов, дает разностороннюю оценку лесным и парковым ландшафтам" <1>.

--------------------------------

<1> Верхунов П.М., Черных В.Л. Таксация леса: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. С. 6.


В соответствии с Наставлением по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 июня 1993 г. N 155, выдел (таксационный участок) - это первичная учетная единица, отличающаяся по таксационной характеристике от соседних участков леса. В делянке может быть один или несколько таксационных участков (выделов). Делянка - часть лесосеки, отграниченная визирами и деляночными столбами, для которой производится материально-денежная оценка и выписывается лесорубочный билет.

Участковый метод лесоустройства заключается в образовании постоянных хозяйственных участков, представляющих собой один или совокупность таксационных выделов, которые, хотя и могут отличаться по таксационной характеристике насаждений, территориально объединены общностью типа лесорастительных условий, целью лесовыращивания и соответствующей ей направленностью комплекса проектируемых лесохозяйственных мероприятий. Участковый метод лесоустройства применяется там, где имеется необходимость и практическая возможность индивидуального подхода к осуществлению лесохозяйственных и иных мероприятий по каждому образованному постоянному хозяйственному участку. Для проведения лесоустройства по участковому методу требуется выполнение до начала лесоустроительных работ специального почвенно-технологического обследования с составлением почвенной карты, а также схемы типов лесорастительных условий и групп леса. Размеры пользования лесом, ухода за лесом, лесовосстановительных и других мероприятий при участковом методе лесоустройства определяются путем суммирования их объемов, назначенных при таксации леса по каждому постоянному хозяйственному участку, который является первичной расчетно-хозяйственной единицей. Первичной учетной единицей при участковом методе лесоустройства также является таксационный выдел.


"В соответствии с целями и перспективами развития хозяйства применительно к каждому устраиваемому объекту лесоустройство разрабатывает систему лесохозяйственных мероприятий на зонально-типологической основе. С учетом сохранения биологического разнообразия и ландшафтно-типологических особенностей эти мероприятия должны обеспечивать рациональное использование земель лесного фонда, эффективное воспроизводство лесных ресурсов, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов, возрастание доходности хозяйства...

В число проектируемых лесохозяйственных мероприятий входят: лесовозобновление и лесоразведение; уход за лесом; реконструкция насаждений; лесомелиоративные работы, повышение продуктивности лесов; охрана и защита леса; механизация и автоматизация работ, улучшение условий труда, связи и транспортной доступности лесного фонда; обеспечение лесного хозяйства квалифицированными кадрами" <1>.

--------------------------------

<1> Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Лесоустройство: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. С. 238.


Одно из важных мест среди лесоустроительных работ занимают топографо-геодезические работы. "Они выполняются с целью:

восстановления границ объекта лесоустройства по юридически установленным границам смежных землепользований и административных районов по имеющимся геодезическим данным землеустройства;

установления внутрихозяйственных границ устраиваемого объекта, съемки планшетных рамок;

съемки отдельных значимых элементов внутренней ситуации, границ хозяйственно-ценных выделов, дорог, троп, используемых в качестве таксационных ходов, а при лесоустройстве по участковому методу и на почвенно-типологической основе - съемки постоянных хозяйственных участков леса.

При проведении топографо-геодезических работ используются картографические материалы прежнего лесоустройства, геодезические данные смежных землепользований, геодезических съемок других ведомств, материалы аэрофотоснимков, топокарты и новые информационные технологии по составлению цифровых карт местности" <1>.

--------------------------------

<1> Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Лесоустройство: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. С. 376, 377.


Геодезия и топография, аэрофотосъемка широко применяются для подготовки лесоустроительных планово-картографических материалов. Лесоустройство должно осуществляться только по единой системе, иначе невозможно достичь общих показателей по всей территории РФ. "Используя достижения традиционного картографирования, геоинформационные технологии предоставляют ряд новых возможностей, основными из которых являются: совместное использование разнородных источников данных (картографических, аэрокосмических, статистических и инвентаризационных) на базе автоматизации, интерактивность картографирования, сочетающая методы автоматизированного создания и использования карт, оперативность картографирования, разработка новых видов и топов карт (трехмерных карт, динамических анимаций), снижение временных и экономических затрат на создание карт...


Перспективы экологического картографирования в лесоустройстве связаны в первую очередь с применением методов моделирования (математико-статистического, имитационного, оптимизационного, математико-картографического и др.) на базе ГИС для получения интегральных оценок состояния лесов, типов и степени антропогенного воздействия, прогноза динамики лесных экосистем" <1>.

--------------------------------

<1> Жирин В.М., Князева С.В., Эйдлина С.П. Перспективы экологического картографирования в лесоустройстве // Теория и практика лесоустройства и лесопользования: Материалы Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика Н.П. Анучина. Москва, 29 апреля 2003 г. М.: ВНИИЛМ, 2003. С. 105 - 116.


Организация проведения лесоустройства относится к полномочию Федерального агентства лесного хозяйства в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283.

См. также комментарий к ст. 67 настоящего Кодекса.


Статья 69. Проектирование лесных участков


Комментарий к статье 69


См. комментарии к ст. 67, 68 настоящего Кодекса.


Статья 70. Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству


Комментарий к статье 70


Организация проведения лесоустройства относится к полномочию Федерального агентства лесного хозяйства в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283. Однако сами работы по лесоустройству к конкретному органу государственной власти не относятся. Непосредственное выполнение указанных работ, как и работ по землеустройству и межеванию земель, может осуществляться не органами государственной власти и управления, а физическими и юридическими лицами, имеющими на то необходимые документы. Оформление договорных отношений между заказчиками данных работ и их исполнителями должно осуществляться на основании двусторонних договоров, оформленных в рамках гражданского законодательства. Данный вид договора не нуждается в какой-либо государственной регистрации, а результаты выполненных работ подлежат утверждению органом, их организующим. Для выполнения объема указанных работ органы государственной власти или органы местного самоуправления должны разместить заказы в порядке специального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". К инструктивным документам лесоустроительных мероприятий относятся Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 декабря 1994 г. N 265 "Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России", Технические указания по проведению полевых лесоустроительных работ от 14 мая 1980 г. Рослесхоза СССР и др. документы. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 2 июля 2005 г.) геодезическая деятельность и картографическая деятельность подлежат лицензированию. Лицензирование указанных видов деятельности должно быть прекращено со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.



Глава 6. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ, ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


Статья 71. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности


Комментарий к статье 71


Комментируемая статья устанавливает важные, принципиально новые положения лесного законодательства. В развитие ст. 9 (о видах прав на лесные участки) и гл. 2 настоящего Кодекса (об использовании лесов) настоящая статья устанавливает порядок предоставления лесных участков. Этот порядок отличается для граждан и для юридических лиц, а также зависит от того, на каком виде права будет осуществляться предоставление.

См. таблицу "Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г." в Приложении 1 к настоящему Комментарию.

Статья 71 Лесного кодекса РФ устанавливает, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:

постоянное (бессрочное) пользование;

безвозмездное срочное пользование;

аренда.

Гражданам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:

аренда;

безвозмездное срочное пользование.

Конкретный вид возможного права зависит еще и от вида использования лесного участка, установленного в специальных статьях гл. 2 настоящего Кодекса. (См. также вышеуказанную таблицу.)

Для предоставления лесных участков на праве аренды законодатель устанавливает особенные требования:

1) обязательность проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 72, 74 ЛК РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74);

2) обязательность проведения государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков;

3) установление минимального и максимального срока для договора аренды лесного участка:

от 10 до 49 лет - общий срок;

от 1 года до 49 лет - специальный срок для использования лесов в целях:

лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);