ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1146
Скачиваний: 2
Если же речь идет о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Природа данного платежа, можно сказать, имела определенные прообразы в старом лесном законодательстве. "В литературе как отечественной, так и зарубежной применительно к древесному ресурсу встречаются различные термины, включая "цена древесины на корню", "попенная плата" ("Stumpage price"), "лесные таксы". В Лесной кодекс РФ (1997 г.) вошел архаичный термин "лесная подать"...
Конечно, калейдоскоп названных выше терминов может ввести в заблуждение не посвященного в "игру" терминов. В действительности же, важен смысл, который вкладывается в понятие платежей за ресурсы леса, в том числе за древесину на корню, независимо от их названия. Между тем намеренное искажение его определенными субъектами лесных отношений в своих экономических интересах на практике имеет негативные последствия для национальной экономики и, как следствие, для экономики лесного хозяйства" <1>.
--------------------------------
<1> Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: Учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. С. 348.
Автор вышеуказанного труда подчеркивает, что цена должна определяться с учетом спроса и предложения, качества ресурса, его местоположения относительно рынков сбыта, только так можно обеспечить рыночную цену на древесину на корню, а не затратным методом на нужды лесного хозяйства и не налоговым статусом платы за древесину на корню.
На наш взгляд, нет прозрачности в принятом Лесном кодексе РФ ни при определении ставок платы за единицу объема древесины для расчета платы по договору купли-продажи лесных насаждений, ни при определении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка для определения расчета арендной платы. ЛК РФ не устанавливает принципы построения критериев для расчета указанных ставок, размеры которых должны быть отражены в подзаконных актах. Тем самым все-таки просматривается административный способ определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений и арендной платы. Ведь даже условий, для каких случаев возможно применять только минимальные платежи, ЛК РФ не прописывает, а это значит, что по крайней мере для случаев, предусмотренных п. 3 ст. 74 ЛК РФ (предоставление аренды без аукционов), о рыночной цене говорить будет нельзя. В Лесном кодексе также отсутствует порядок определения платежей за пользование лесными участками при предоставлении их на праве постоянного (бессрочного) пользования и сервитута.
Статья 77. Заключение договора купли-продажи лесных насаждений
Комментарий к статье 77
См. комментарий к ст. 75 настоящего Кодекса.
Глава 8. АУКЦИОНЫ ПО ПРОДАЖЕ ПРАВА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
АРЕНДЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ЛИБО ПРАВА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Статья 78. Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
Комментарий к статье 78
Комментируемая статья устанавливает общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Сам по себе принцип предоставления лесных участков с аукциона новеллой для лесного законодательства назвать нельзя, поскольку Лесной кодекс РФ 1997 г. содержал порядок проведения лесных аукционов. Лесные аукционы должны были проводиться только при предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование для целей лесопользования, связанного с пользованием древесиной, недревесными ресурсами и полезными свойствами леса. Федеральная служба лесного хозяйства России 11 августа 1997 г. утвердила Приказом N 99 Положение о порядке проведения лесных аукционов. Приказ был зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 1997 г. за N 1405 и применялся в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ 1997 г. и его последним изменениям до его отмены Приказом МПР России от 14 апреля 2005 г. N 97 "Об утверждении Порядка организации и проведения лесных аукционов", зарег. в Минюсте 6 июня 2005 г. за N 6690. Следует, однако, подчеркнуть, что проведение лесных аукционов было редкостью. И это понятно, т.к. более простой способ приобретения участков лесного фонда без проведения лесного аукциона мог конкурировать. И само право краткосрочного пользования до одного года было не единственным видом права на участки лесного фонда. Кроме того, данный вид права мог возникнуть и вне аукциона на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ в пределах их компетенции.
Действующий же Лесной кодекс РФ практически не дает альтернативного способа приобретения лесных участков или куплю-продажу лесных насаждений, кроме аукциона. Исключения есть.
Во-первых. Для приобретения права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, сервитута проведение аукционов не требуется. Аукцион необходим только при приобретении лесного участка на праве аренды или при покупке лесных насаждений (заключении договора купли-продажи лесных насаждений).
Во-вторых. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
предусмотренных ст. 43 - 45 настоящего Кодекса;
использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);
использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);
использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);
реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (см. п. 3 ст. 74 ЛК РФ).
В-третьих. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 и 30 настоящего Кодекса:
при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (п. 3 ст. 19);
заготовка древесины для собственных нужд (ст. 30).
Подчеркнем, что статья относится только к тем лесным участкам, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Вообще оборот и особенности построения правовых отношений лесных участков на землях иных категорий земель, не земель лесного фонда, остается за страницами Лесного кодекса РФ.
Важным моментом, относящимся к общим положениям, можно назвать также п. 3 ст. 72 настоящего Кодекса.
Новшеством по сравнению с прежним порядком проведения аукциона является то, что сам протокол лесного аукциона раньше носил силу договора и подписание другого договора не требовалось. Новый Кодекс требует заключения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а протокол является промежуточным правовым документом.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает положение о том, что если договор не заключен, то можно проводить аукцион, в результате которого договор аренды на этот участок будет содержать пункт о начале срока внесения арендной платы не сразу, а по истечении первых 5 лет срока договора аренды лесного участка. К сожалению, законодатель не уточняет, о каких случаях незаключения договора идет речь и относится ли к указанным случаям, например, признание аукциона несостоявшимся? Пункт не совсем ясен и коллизионных вопросов при его применении, на наш взгляд, не избежать.
Статья 79. Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
Комментарий к статье 79
Комментируемая статья содержит подробный порядок по организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Статья написана в рамках общих положений Гражданского кодекса РФ. Так, договоры в соответствии со ст. 447 ГК РФ могут быть заключены путем проведения торгов. Торги могут проводиться либо в форме аукциона, либо в форме конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени. Аукцион, в которых участвовал только один участник, признается несостоявшимся.
Аукционы в соответствии со ст. 448 ГК РФ могут быть открытыми или закрытыми. В комментируемой статье речь идет об открытом аукционе, поскольку в нем может участвовать любое лицо. В закрытых же аукционах участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Лесной кодекс установил специальные сроки извещения о проведении аукциона, что допускает Гражданский кодекс РФ. Содержание в извещении о проведении аукциона пункта о сроке, в течение которого должен быть заключен договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений, также является обязательным в силу п. 2 ст. 448 ГК РФ. Данная статья ГК РФ предусматривает также, что в случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Отказ организатора от проведения аукциона, необходимость внесения задатка также предусматривается Общей частью ГК РФ.
В соответствии со ст. 82 ЛК РФ владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, является переданным полномочием РФ органам государственной власти субъектов РФ в силу ст. 83 настоящего Кодекса, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета. Исключение предусмотрено в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ, перечень которых должен быть утвержден Правительством РФ. Владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, - полномочия органов местного самоуправления. Если обратить внимание на формулировки ст. 82 - 84, то понятие об организации и проведении аукциона дословно отражено в переданных полномочиях РФ субъектам РФ. А прямого указания на подобные действия в текстах ст. 82 и ст. 84 настоящего Кодекса нет.
В силу формулировки п. 2 ст. 79 ЛК РФ получается, что понятие распоряжения однозначно включает в себя случай организации и проведения соответствующих аукционов. Ведь речь идет о лесных участках не только земель лесного фонда, но и лесных участках, расположенных на других категориях земель.
Если пользоваться терминологией земельного законодательства, можно сказать, что предметом аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка может быть только "сформированный" лесной участок. В извещении о проведении аукциона должны быть все сведения, индивидуализирующие данный лесной участок: местоположение, границы, кадастровые номера, обременения, виды установленных лесохозяйственным регламентом параметров использования лесов. Аналогичные требования и объем подлежащих заготовке лесных ресурсов относятся к аукциону по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
См. также комментарий к ст. 78 настоящего Кодекса.
Статья 80. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
Комментарий к статье 80
См. комментарии к ст. 78, 79 настоящего Кодекса.
Глава 9. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений
Комментарий к статье 81
За последние несколько лет произошли большие изменения природоохранного и природоресурсного блока нормативных актов. Конечно, многие источники принимались около 10 лет назад, но тем не менее следует привести следующие федеральные законы, принятые всего лишь за последние 2 - 3 года, которые в основной своей массе меняли акты экологического права. Причем заметим, что изменения этих законов не дополняли позиции друг друга, а коренным образом выстраивали в них противоположные позиции, не исключением были и нормы лесного законодательства.
1. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований".