Файл: ЛК_комм_Пуряев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1097

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

4. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

В целях сравнения полномочий трех уровней за истекший промежуток времени предлагаем соответствующую таблицу (см. табл. Приложения 2 к настоящему Комментарию).


Статья 82. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений


Комментарий к статье 82


См. комментарий к ст. 81 настоящего Кодекса.


Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации


Комментарий к статье 83


См. комментарий к ст. 81 настоящего Кодекса.


Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений


Комментарий к статье 84


См. комментарии к ст. 81, 98 настоящего Кодекса.

При применении настоящей статьи могут возникнуть достаточно серьезные проблемы относительно следующего. Как видно из текста статьи, речь идет о полномочиях органов местного самоуправления относительно тех лесных участков, которые находятся в муниципальной собственности. Если в отношении земель лесного фонда статус федеральной собственности определен в силу закона (ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"), то статус муниципальной собственности в силу закона не определен. Статья 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Но ни Земельный кодекс РФ, ни Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", положившие основу разграничения земель между разными уровнями, не реализованы до настоящего времени, и при их правоприменении возникает немало спорных вопросов. Отсылочная статья в Федеральном законе "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" усложняет применение ст. 84 ЛК РФ. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ. Фактически получается, что, если конкретные лесные участки в границах муниципальных единиц не зарегистрированы учреждениями юстиции как право федеральной собственности или собственности субъекта РФ, объем перечисленных полномочий ст. 84 ЛК РФ в отношении данных участков вправе осуществлять органы местного самоуправления.


Обратим внимание еще на один момент: в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация именно права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Возникает вопрос: обязательна ли в этом случае регистрация права муниципальной собственности, т.е. может ли орган местного самоуправления распоряжаться тем, что не зарегистрировало государство как собственность муниципального образования? Ведь государственная собственность и муниципальная собственность - это совершенно разные вещи. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). А в соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, должно закрепляться за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296). По сути, данные статьи никак не могут относиться к природным ресурсам, т.к. речь идет о праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Так что ответа на данный вопрос в ГК РФ также нет.

В связи с вышеизложенным принятие постановления Правительства РФ должно быть не возможностью, а необходимостью.


Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ,

ЗАЩИТЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ


Статья 85. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов


Комментарий к статье 85


Комментируемая статья открывает главу, посвященную вопросам управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Законодательством выделяются особенности ведения лесного хозяйства в разных типах лесов. Так, в свое время Министерство лесного хозяйства РФ издало Приказ от 1 апреля 1988 г. N 49 "О дополнительных мерах по улучшению ведения лесного хозяйства в дубравах". А Государственный комитет СССР по лесу принял в 1985 г. Рекомендации по организации и ведению хозяйства в лесах рекреационного назначения и т.д.

Согласно комментируемой статье лесное планирование - это планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Цель лесного планирования - обеспечение устойчивого развития территорий. Имеются в виду не только земли лесного фонда, но и иные категории земель, на которых расположены леса.


Планировать - значит выстраивать заранее намеченную систему деятельности, в которой есть последовательность и сроки выполнения. Законодатель подчеркивает, что требуемые задачи в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должны решаться на основе лесного планирования - это основа освоения лесов.

Кодекс содержит ст. 12, посвященную освоению лесов, но само понятие освоения не раскрывает. Просто указывается, что оно должно осуществляться в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Чем отличаются понятия "использование лесов" и "освоение лесов", Кодексом также не раскрывается. Само понятие "освоить" в целом - вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать <1>. Кодекс выделяет разные цели освоения для разных видов лесов. Для эксплуатационных лесов - это устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Для защитных лесов - это сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Лесничества и лесопарки, о которых идет речь в комментируемой статье, являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в соответствии со ст. 23 настоящего Кодекса. Лесной план субъекта РФ - понятие новое для лесного законодательства, состав его и порядок подготовки должны быть установлены Правительством РФ.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: ИТИ Технологии, 2003. С. 461.


Статья 86. Лесной план субъекта Российской Федерации


Комментарий к статье 86


В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ являются переданным полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, на осуществление которого средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

Для таких территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, которые подпадают под п. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ, подготовка лесных планов субъектов РФ не осуществляется. Речь идет о лесничествах и лесопарках, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов РФ утверждаются Правительством РФ.


Подробные требования к составу лесного плана субъекта РФ и порядок его подготовки должны быть установлены Правительством РФ. В настоящее время такие постановления пока не приняты.


Статья 87. Лесохозяйственный регламент


Комментарий к статье 87


Разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов являются переданным полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, на осуществление которого средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает лесохозяйственные регламенты:

лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, перечень которых утверждаются Правительством РФ;

лесничеств, лесопарков на землях обороны и безопасности;

лесничеств, лесопарков на землях особо охраняемых природных территорий.

Органы местного самоуправления утверждают лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

Органы государственной власти субъектов РФ утверждают лесохозяйственные регламенты в случаях, не относящихся к вышеуказанным.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


Статья 88. Проект освоения лесов


Комментарий к статье 88


Из имеющихся 5 видов прав на лесные участки, установленных ст. 8, 9 Лесного кодекса РФ, только лица, обладающие лесными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды, должны составлять проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ. Эта статья является новой. Кодекс не раскрывает понятие освоения лесов, но указывает, что оно должно осуществляться в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Чем отличаются понятия "использование лесов" и "освоение лесов", Кодексом также не раскрывается. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки должен быть установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


Статья 89. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов


Комментарий к статье 89


Комментируемая статья устанавливает необходимость проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, установленного ст. 88 ЛК РФ. Органы, осуществляющие указанную экспертизу, подразделяются на три уровня: федеральный, субъекта РФ, муниципальный.

К ведению уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:


утверждение проектов освоения лесов в границах лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации (по утвержденному перечню Правительства РФ);

утверждение проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности;

утверждение проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

К ведению уполномоченного муниципального органа относится утверждение проектов освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

Уполномоченный орган государственной власти субъектов РФ проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов, не относящихся к ведению уполномоченного федерального органа исполнительной власти и к уполномоченному муниципальному органу.


Статья 90. Государственная инвентаризация лесов


Комментарий к статье 90


Инвентаризация лесов играет важную роль при лесоустройстве. Государство должно обладать достоверной информацией о лесах Российской Федерации. Методы и способы получения информации зависят от многих факторов. Могут осуществляться наземные и аэрокосмические способы государственной инвентаризации лесов. "Все данные таксации, независимо от применяемого метода, записываются в карточку кодовой таксации выдела согласно ОСТ 56-22-74 и Технологической инструкции по подготовке информации для обработки на ЭВМ (1998). Наряду с фотоабрисом (абрисом) карточка таксации является основным полевым лесоустроительным документом. В ходе лесоинвентаризационных работ изучаются качество и эффективность выполненных лесохозяйственных мероприятий по таксационным выделам за прошлый ревизионный период..." <1>

--------------------------------

<1> Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Лесоустройство: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. С. 377 - 379.


Все участки спелого леса должны быть осмотрены в натуре.

Аэротаксация проводится при болотистой местности, с наличием гарей, малоценных лесных насаждений (более 50% от площади) и т.д. "Маршруты аэротаксации прокладываются через 1 - 2 км на высоте 200 - 400 м над пологом леса. Данные таксационной характеристики вписываются в контуры выделов на фотосхемах, а показатели мелких выделов фиксируются на полях. Крейсерская скорость самолета - 120 км/ч" <1>.

--------------------------------

<1> Верхунов П.М., Черных В.Л. Таксация леса: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. С. 296.


В конце прошлого века начала развиваться и космическая таксация лесов. Результаты ее широко применяются для характеристики состояния лесов, для борьбы с лесными пожарами, для слежения. Применяется также лазерная таксация. "Лазерная таксация лесов основана на съемке и измерении параметров лесного покрова с летательных аппаратов лазерным сканированием... Лазерное сканирование высокого разрешения сопровождается синхронной цифровой фото-, видеосъемкой с ССД-матрицей размером 5000 x 3000 элементов в истинных цветах, обеспечивающей разрешение на местности с высоты 300 м 10 - 15 см при размере кадра 200 м вдоль направления полета и 100 м поперек. В результате получается "лазерная трехмерная фотография" древостоя и его плановое пространственное изображение в цифровом формате" <1>.