Файл: ЛК_комм_Пуряев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 29. Заготовка древесины


Комментарий к статье 29


Законодатель разделяет порядок заготовки древесины - для собственных нужд или в целях предпринимательства. Настоящая статья посвящена особенностям заготовки древесины как вида предпринимательской деятельности. Указаны виды лесов, где такая заготовка древесины возможна. Статья устанавливает своего рода лимит на объем заготовки древесины исходя из расчетной лесосеки.

Заготовка древесины - один из основных видов использования лесов. Правила рубок для каждого породного состава, структуры леса, категории защитности различны, в связи с чем обычно принимались наставления. Наставления имели региональный аспект, и для разных регионов России утверждались свои правила рубок (например, Наставления по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29 декабря 1993 г. N 347). Леса европейской части России делятся по лесохозяйственным округам с учетом административного деления территории. Понятно, что вышеуказанные Наставления не единственны и не действуют на всей территории РФ. Помимо равнинных лесов европейской части России, выделяются такие лесорастительные районы, как леса Урала, леса Сибири, леса Дальнего Востока. Основные документы, регламентирующие порядок заготовки древесины в лесах РФ, сегодня подлежат пересмотру, изменению, отмене в связи с принятием настоящего Лесного кодекса РФ. Так, например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" с 8 декабря 2006 г. признана утратившей силу ст. 42 Лесного кодекса РФ 1997 г. "Лесорубочный билет, ордер и лесной билет" (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ); соответственно, подлежит отмене и Приказ МПР России от 22 сентября 2005 г. N 265 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" и т.д.

В настоящее время правомерной реализации права на заготовку древесины достаточно договора аренды лесных участков либо договора купли-продажи лесных насаждений. Перечень пород деревьев и кустарников, запрещенных для заготовки древесины, должен быть утвержден Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" устанавливался порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины, живицы и т.д. Данные Правила перечисляли породы деревьев, которые запрещается назначать в рубку (например, каштан, сосна могильная, пихта цельнолистная, дуб зубчатый и др.), и территории, на которых расположены леса и по территориальной принадлежности к которым также запрещены отдельные виды рубок.


И хотя действующий ЛК РФ не содержит понятия рубок главного пользования, приведем в целях пояснения сути расчетной лесосеки следующие ее определения.

"Расчетная лесосека - это плановый норматив изъятия спелого леса при главном пользовании на расчетный период. Она должна обеспечить непрерывное и относительно равномерное, т.е. неистощительное лесопользование в течение длительного времени" <1>. "Лесосека расчетная - норма ежегодных объемов рубок леса главного пользования и лесовосстановительных рубок. Л.р. рассчитывается при лесоустройстве на основе наличия спелой древесины, характера воспроизводства, потребности в древесине и др. факторов, а также исходя из необходимости соблюдения принципа непрерывного и неистощительного пользования лесом. Исчисляется по каждому лесохозяйственному предприятию в территориальном разрезе, а также по группам лесов и хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному). Л.р. является важнейшим критерием для определения рационального использования лесных ресурсов" <2>.

--------------------------------

<1> Гаянов А.Г. Леса и лесное хозяйство Татарстана. Казань: ПИК "Идел-Пресс", 2001. С. 127.

<2> Нагаев Р.Т. Энциклопедический словарь "Недвижимость". Казань: ПИК "Идел-Пресс", 2000. С. 113.


В соответствии с разд. IV Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551, лесхозы производили отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок главного пользования с учетом заявок лесопользователей в увязке с планами подсочки древостоев, а также для проведения рубок промежуточного пользования за год до поступления лесосек в рубку. Лесопользователям в лесосечный фонд очередного года в лесах всех групп включались все оставленные ими недорубы и не начатые рубкой лесосеки прошлых лет. Лесхозы в год, предшествующий рубке, предъявляли для предварительной передачи лесопользователям отведенные им на очередной год лесосеки и документы с данными их материально-денежной оценки в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством.

Федеральная служба лесного хозяйства России Приказом от 15 июня 1993 г. N 155 утвердила Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации. В соответствии с данным документом лесосека представляет собой участок леса, отведенный для рубок главного или промежуточного пользования, отграниченный визирами (естественными рубежами) и лесосечными знаками (столбами). Иногда лесосекой называют лесосечный фонд на определенный год. Делянкой является часть лесосеки, отграниченная визирами и деляночными столбами, для которой производится материально-денежная оценка и выписывается лесорубочный билет. Выдел (таксационный участок) - первичная учетная единица, отличающаяся по таксационной характеристике от соседних участков леса. В делянке может быть один или несколько таксационных участков (выделов). "При этом должен соблюдаться принцип непрерывности (выполнение ежегодных объемов рубки) и неистощимости (соответствие объемов рубки и прироста леса).


Расчетная лесосека устанавливается по принципу от частного к общему (от лесхоза до страны в целом). Она утверждается последовательно по тому же принципу соответствующими органами управления лесного хозяйства по согласованию с органами исполнительной власти.

Расчетная лесосека каждого вышестоящего уровня определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек нижестоящего уровня" <1>. В отличие от старого Кодекса теперь не указываются для заготовки древесины спелые насаждения.

--------------------------------

<1> Земельное право: Учеб. Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред. проф. В.Х. Улюкаева. М.: Былина, 2002. С. 341.


См. также комментарии к ст. 16, 17 настоящего Кодекса.


Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд


Комментарий к статье 30


Статья 30 Лесного кодекса РФ предоставляет право гражданам для собственных нужд заготавливать древесину на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Теперь лесные насаждения, не будучи недвижимостью, имеют иной правовой режим. Статья позволяет гражданам, не оформляя виды прав на лесные участки, покупать древесину на корню. Законодатель даже не ограничивает цели этой деятельности, главное требование - это должны быть собственные нужды. Правила заготовки древесины, в том числе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, должны быть разработаны подзаконными нормативными актами уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд могут быть установлены законами субъектов РФ.

Статья посвящена также особенностям осуществления заготовки древесины коренными малочисленными народами. Статья 69 Конституции РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Специальным нормативным актом, регулирующим права коренных малочисленных народов РФ, является Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (с изм. от 22 августа 2004 г.). Согласно данному Закону, коренные малочисленные народы РФ - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Правительство РФ утвердило своим Постановлением от 24 марта 2000 г. N 255 Единый перечень коренных малочисленных народов РФ (с изм. от 30 сентября 2000 г.). В Перечень вошли, например, такие народы, как абазины, алеуты, бесермяне, долганы, ижорцы, манси, нанайцы, ненцы и др.

Малочисленные народы в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:


безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;

участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 была утверждена Концепция государственной национальной политики РФ. В Концепции обозначено, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.


Статья 31. Заготовка живицы


Комментарий к статье 31


Заготовку живицы нельзя путать с заготовкой недревесных лесных ресурсов. Заготовка живицы является самостоятельным видом использования лесов, причем, как указано в комментируемой статье, это предпринимательская деятельность. Заготовка живицы гражданами для собственных нужд, как в случае с возможностью заготовки древесины или недревесных лесных ресурсов, Лесным кодексом РФ не предусматривается. Порядок заготовки живицы был предусмотрен Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 (с посл. изм.).

Новых правил, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, пока не принято. Правоустанавливающим документом для этого вида использования леса является договор аренды лесного участка.


См. также комментарий к ст. 18 настоящего Кодекса.


Статья 32. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов


Комментарий к статье 32


Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов является самостоятельным видом использования лесов, причем, как указано в комментируемой статье, это предпринимательская деятельность. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд в качестве непредпринимательской деятельности предусматривается ст. 33 настоящего Кодекса. Новых правил, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, пока не принято. Правоустанавливающим документом для этого вида использования леса является договор аренды лесного участка. Комментируемая статья устанавливает перечень недревесных лесных ресурсов, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с Лесным кодексом РФ. Редакция прежнего Лесного кодекса РФ разделяла понятия таких видов использования леса, как заготовка второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование. В действующем ЛК РФ понятие побочного лесопользования отсутствует. Из побочного лесопользования выделили отдельным видом использования леса заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение сельского хозяйства (сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев и пасек); оставшиеся виды побочного лесопользования: сбор мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша - включили в такой вид использования леса, как заготовка и сбор недревесных второстепенных лесных ресурсов. Иными словами, перечень видов использования леса при заготовке второстепенных лесных ресурсов расширился. Соответствующим изменениям подлежит и Приказ МПР России от 27 июля 2005 г. N 212 "Об утверждении Правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования". Заметим, что данным Приказом был отменен ранее действовавший Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 1 апреля 1999 г. N 74 "Об утверждении Перечня дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации". Комментируемая статья предоставляет право гражданам и юридическим лицам возводить временные постройки на предоставленных в аренду лесных участках для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. По истечении срока договора аренды временные сооружения арендаторами за свой счет должны быть снесены, а участок приведен в первоначальное состояние. Подобные вопросы требуют своего отражения в текстах договоров аренды в связи с отсутствием прямой регламентации на то статей Лесного кодекса РФ.


Статья 33. Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд


Комментарий к статье 33


Статья 33 Лесного кодекса РФ посвящена заготовке и сбору гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. Речь идет о перечне недревесных лесных ресурсов, установленном п. 2 ст. 32 настоящего Кодекса. Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов не является видом предпринимательской деятельности. В связи с этим законодатель распространяет режим этого вида использования лесов на режим пребывания граждан в лесах, установленный ст. 11 настоящего Кодекса, и не требует получения гражданами в этом случае правоустанавливающих документов на лесной участок. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд должен быть установлен законами субъектов РФ.