Файл: ЛК_комм_Пуряев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древесиной является основная масса ствола, ветвей и корней древесных растений, состоящая из тканей, выполняющих проводящие, механические и запасающие функции в дереве:

деловая - круглые и колотые лесоматериалы, кроме дров, пневой осмол, а также технологическая щепа;

дровяная - древесина, используемая для топлива (дрова) и технологической переработки (технологические дрова);

ликвидная - древесина, которая может быть использована в хозяйственных целях; включает в себя деловую древесину и дрова;

неликвидная - древесина, которая не может быть использована в хозяйственных целях вследствие утраты технических качеств из-за повреждений гнилью, а также в результате пожаров и других стихийных бедствий <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лесное хозяйство: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.Н. Филипчука. М.: ВНИИЛМ, 2002. С. 85.


Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры


Комментарий к статье 21


Комментируемая статья перечисляет исчерпывающий перечень использования земель лесного фонда, при которых допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Строительством признается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); а реконструкцией - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Как видим, речь может идти как об объектах некапитального строительства, так и об объектах капитального строительства. Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий должны регламентироваться другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель. Требование о целевом использовании земель является одним из фундаментов земельного законодательства. Однако исчерпывающего перечня объектов, строительство которых разрешается на оставшихся шести категориях земель, кроме земель лесного фонда, в законодательстве нет. Специального перечня о строительстве объектов на землях каждой категории земель не имеется. Существуют отдельные ограничения по эксплуатации отдельных категорий земель для определенных целей, например для режима водоохранных зон водных объектов на землях водного фонда или для земель сельскохозяйственного назначения, т.е. законодательство в этом вопросе в основном исходит из описания запретов, а не дозволений.


Отчасти формулировка, обозначенная в п. 2 ст. 21 Лесного кодекса РФ, не исключает требуемую конкретизацию на будущее. Так, например, режим лесов, расположенных на землях поселений, вообще федеральным законодательством никак не регламентирован. Отдельные попытки по изданию законов о городских лесах были предприняты в субъектах РФ, но по формулировке комментируемого пункта речь должна идти исключительно о федеральных законах, а не о законах субъектов РФ и не о подзаконных нормативных актах.

В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным и гражданским законодательством. Охрана лесов, расположенных в водоохранных зонах, направлена на предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, проведение рубок главного пользования запрещается. Проведение других рубок в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с лесным законодательством - таковой была редакция ст. 63 Водного кодекса РФ до принятия Лесного кодекса РФ. Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" закреплена ее новая редакция: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.


Статья 22. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов


Комментарий к статье 22


Вложение капитала в область лесопромышленной индустрии должно подчиняться специальному Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Статья определяет круг возможных объектов для капитальных вложений в области освоения лесов: объекты лесной инфраструктуры и объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры. Объекты лесной инфраструктуры содержит ст. 13 настоящего Кодекса, а объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры - ст. 14. Государство заинтересовано в объемах инвестиций для лесной промышленности, на что и направлен ряд принимаемых нормативных документов. Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов пока не утвержден. Одним из примеров необходимого развития лесоперерабатывающей инфраструктуры может служить внедрение объектов, осуществляющих биотопливные технологии (имеется в виду твердое биотопливо из древесины).


"Обязательным условием, способствующим расширению производства и использованию биотоплива, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития считают меры, направленные на снижение разницы в цене между биотопливом и нефтегазовыми видами топлива. По их мнению, именно рыночные механизмы позволяют эффективно перейти на топливные гранулы.

Использование биомассы экономически рентабельно только в местах ее сосредоточения. Эффективность использования древесной биомассы обратно пропорциональна расстоянию ее транспортировки от места производства к месту использования. Это объясняется тем, что стоимость древесной биомассы при транспортировке резко возрастает.

Развитие технологий термохимической конверсии биомассы предполагает, что древесину будут заготавливать на топливо не только в существующих лесах, но и с так называемых плантаций, которые должны быть специально созданы для выращивания быстрорастущих древесных пород и кустарников. Эти мероприятия позволят не только повысить рентабельность лесохозяйственных предприятий, но и создать новые рабочие места" <1>.

--------------------------------

<1> Газизуллин А.Х. Будущее - за альтернативными источниками энергии // Ресурсоэффективность. 2006. N 3. С. 42.


Статья 23. Лесничества и лесопарки


Комментарий к статье 23


Из сферы управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов исключены лесхозы, не один десяток лет существовавшие в Российской Федерации. До 1 января 2008 г. лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. Территориальными единицами управления остаются лесничества и появляются новые - лесопарки. Лесничества и лесопарки присущи как землям лесного фонда, так и землям иных категорий, на которых расположены леса, и комментируемая статья их перечислила. Критерии деления земель на лесничества и лесопарки и их границы должны быть установлены уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией.


Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ


Статья 24. Общие положения об использовании лесов


Комментарий к статье 24


Комментируемая статья устанавливает, что использование лесов может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Это правило уже было закреплено в ст. 80 старой редакции ЛК РФ. При этом добавляется, что использование лесов может осуществляться как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков, т.е. без оформления правоудостоверяющих документов на лесной участок. Например, п. 8 ст. 29 ЛК РФ устанавливает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Если же говорить об использовании лесов без изъятия лесных ресурсов, можно привести пример использования лесов для научно-исследовательской деятельности, осуществления религиозной деятельности и т.д. Обратим внимание, что положения п. 1 ст. 24 касаются всех лесов, независимо от того, на каких землях они расположены - на землях лесного фонда или на землях иных категорий земель.


Пункт 2 комментируемой статьи перечисляет дополнительные основания для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком, которых нет в земельном и гражданском законодательстве. Это специфика лесных отношений. Причем невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов может быть однократное.


Статья 25. Виды использования лесов


Комментарий к статье 25


Новая редакция Лесного кодекса включает в себя открытый перечень видов использования лесов. Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией: подп. 9 - 15. До подпункта 8 включительно - это перечень классических видов использования лесов, существовавших ранее. В связи с исключением из терминологии нового Кодекса понятий о побочном лесопользовании, о заготовке второстепенных лесных ресурсов содержание данных видов использования лесов было изложено в другой редакции в видоизмененных подп. 3, 4, 6, 8. Выполнение таких видов работ, которые перечислены в подп. 11 - 13 комментируемой статьи, регламентировалось порядком проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Действительно, трудно представить, что строительство трубопровода - это вид лесопользования. Если прежний механизм законодатель устанавливал исходя из необходимости осуществления данного вида работ в лесном фонде по пути их разрешения даже без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, а требование о переводе лесных земель в нелесные зависело от конкретного случая и разрешения уполномоченного органа, то, по сути, больших изменений действующая редакция в практику не привнесла. Вот только такой вид использования лесов, как строительство трубопроводов, по-прежнему режет слух. Как и ранее, леса могут использоваться для одной или нескольких целей. А вот, как и прежде, одним или несколькими лесопользователями - уже нельзя. Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. Например, в Земельном кодексе РФ не дается исчерпывающего перечня целей, для которых земельные участки могут быть предоставлены на том или ином предусмотренном праве. Законодательство о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.


Статья 26. Лесная декларация


Комментарий к статье 26



Комментируемая статья является новой. Лесная декларация, как заявление об использовании лесов, ранее лесным законодательством не предусматривалась. Реализация статьи нуждается в принятии подзаконных актов. Принцип заполнения деклараций при природопользовании существовал в рамках законодательства об охране окружающей среды и земельном законодательстве как разновидности природоресурсного законодательства. Заявительный характер заполняемых деклараций себя оправдывал как для целей налогообложения, так и для целей государственного контроля. Каков объем информации, требуемой для включения в текст декларации, и каков ее целевой характер, можно будет узнать из специального порядка, принятого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


Статья 27. Ограничение использования лесов


Комментарий к статье 27


Любое ограничение права не должно ущемлять установленные интересы сторон и установленный на то порядок законодательства. Законодатель установил, что только уровень федерального закона или настоящего Кодекса позволяет включить в себя перечень оснований для ограничения использования лесов. И как видим, этот перечень не закрытый. Кроме новой редакции настоящего Лесного кодекса, пока в иных федеральных законах конкретных оснований для ограничений использования именно лесов не существует, если, конечно, не считать ст. 27 Земельного кодекса РФ, устанавливающую перечень изъятых и ограниченных в обороте земель. Соответственно, если леса произрастают на данных землях, то их режим, зависящий от режима категории земель, становится таким же. Например, земли заповедников и леса, расположенные на указанных землях, имеют ограниченный режим использования. Так, статья 103 Лесного кодекса РФ прямо запрещает здесь проведение рубок лесных насаждений.


Статья 28. Приостановление использования лесов


Комментарий к статье 28


Приостановление использования лесов должно регламентироваться только федеральным законодательством, на уровне федерального закона. Пункт 2 комментируемой статьи имеет в виду новый порядок, установленный законодательством об административных правонарушениях, предусмотренный Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др. законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации". Указанным Законом введен новый вид административного наказания - административное приостановление деятельности, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. И назначается оно судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания с максимальным сроком до 90 суток.