Файл: ЛК_комм_Мазуров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1480

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комментируемая статья ограничивает права только тех арендаторов, которые не привели свои договоры аренды в соответствие с новым ЛК. После заключения новых договоров аренды лесных участков их арендаторы получат все права, предусмотренные комментируемой статьей, что подтверждается также статьей 71 ЛК (см. комментарий к ней).


Статья 6


Комментарий к статье 6


Статья 6 взаимосвязана со статьей 12 Вводного закона (см. комментарий к ней), подтверждая возможность выдачи и действия лесорубочных билетов, ордеров и (или) лесных билетов в течение 2007 года для краткосрочного (меньше года) лесопользования и выполнения лесохозяйственных работ.

Вместе с тем краткосрочное лесопользование (например, для заготовки древесины), тем более без перспективы его продления, нередко обусловливает чрезмерную эксплуатацию лесов в ущерб их охране и восстановлению. Теоретически комментируемая статья позволяет выдать лесорубочный билет и 31 декабря 2007 года сроком действия на один день. Поэтому она наделяет правом, а не обязанностью выдавать билеты и ордера, без которых лесопользование (за исключением общедоступного) является незаконным и наказуемым.


Статья 7


Комментарий к статье 7


В соответствии с указанным в комментируемой статье положением ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) положения ФЗ, предусматривающие осуществление отдельных полномочий РФ ОГВ субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета, вводятся в действие ежегодно ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год, если указанным ФЗ предусмотрено предоставление бюджетам субъектов РФ указанных субвенций. ОГВ субъектов РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ (абзац одиннадцатый пункта 7 статьи 26.3 указанного ФЗ).

См. также комментарий к статье 83 ЛК.


Статья 8


Комментарий к статье 8


Новый ЛК не воспроизводит (не предусматривает) существовавшее ранее подразделение лесов на первую, вторую и третью группы. Фактически вместо них введено новое деление лесов - на защитные, эксплуатационные и резервные (см. комментарий к статье 10 ЛК).

Комментируемая статья "переименовала" леса первой группы и категории их защитности, предусматривавшиеся статьями 55 и 56 ЛК-97, в защитные леса и категории защитных лесов, предусмотренные статьей 102 нового ЛК (см. комментарий к ней).

ЛК-97 (статья 58) к лесам третьей группы относил "леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение", и подразделял их на "освоенные и резервные". Новый ЛК "бывшую" третью группу лесов фактически поделил на две отдельные группы - эксплуатационные и резервные леса.

Что касается лесов второй группы, к которым ЛК-97 (статья 57) относил "леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования", то в новом ЛК они не выделены в отдельную группу. Не подпадая под характеристики эксплуатационных и резервных лесов (см. комментарии к статьям 108 и 109 ЛК), они подлежат отнесению Рослесхозом к защитным лесам и особо защитным участкам лесов (см. комментарии к статьям 10, 102, 107 и 108 ЛК).


Комментируемой статьей все бывшие леса первой группы со всеми их категориями защитности отнесены к защитным лесам и их категориям защитности. Она имеет прямое действие и не предусматривает принятие о том же подзаконных актов.


Статья 9


Комментарий к статье 9


1. Нахождение указанных в комментируемой статье поселков (независимо от времени их возникновения) на ЗЛФ препятствовало лицам, имеющим в них недвижимость, получить в собственность земельные участки, занятые этой недвижимостью, в порядке приобретательной давности (статья 234 ГК) или приватизации, поскольку ЛК-97 (статья 12) не допускал совершение сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение участков лесного фонда из федеральной собственности. Это препятствовало таким лицам воспользоваться положением пункта 1 статьи 36 ЗК, согласно которому исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений на таких участках в порядке и на условиях, которые установлены ЗК и иными ФЗ. На землях населенных пунктов ограничения этого права у правообладателей недвижимости в лесных поселках не будет.

Следует отметить, что ФЗ от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ в различных ФЗ, прежде всего в ЗК, слова "земли поселений" заменил словами "земли населенных пунктов". Но в комментируемую статью такое изменение внесено не было. Фактически содержащийся в ней термин "земли поселений" уже устарел: лесные поселки подлежат переводу в земли населенных пунктов.

2. Комментируемая статья устанавливает обязанность (не право) перевода. По завершении перевода, то есть после внесения записи об изменении категории земель лесных поселков в ЕГРП, лица, имеющие недвижимость в лесных поселках, получат право приобрести земельные участки в их границах в собственность или аренду по своему выбору.

В связи с комментируемой статьей пожелать преобразоваться в лесные поселки могут некоторые охотничьи хозяйства, чья инфраструктура соответствует поселку.

Подробнее о переводе ЗЛФ (в том числе с лесными поселками) в земли иных категорий см. комментарии к статьям 10 и 38 Вводного закона.

3.1. ЛК-97, действовавшие до него Основы лесного законодательства РФ (1993 года) и Лесные кодексы РСФСР (1978 и 1923 годов) допускали предоставление участков на ЗЛФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, концессии и сервитута.

Если земельный участок в лесном поселке предоставлялся (с иной недвижимостью или без нее с ее последующим возведением) на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическому лицу, то оно не только вправе, но и обязано приобрести его в собственность или аренду (по своему выбору, а не по усмотрению тех или иных органов) на основании пункта 2 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2008 года (этот срок может быть продлен ФЗ). Это ориентирует Правительство на незамедлительное принятие решения о переводе.


Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сохранено лишь для государственных и муниципальных учреждений, казенных (не только федеральных) предприятий, ОГВ и ОМС. Что касается граждан, то до совершения сделки с таким участком (продажа, наследование и др.) они не обязаны переоформлять права на него ни до, ни после 2008 года.

3.2. Если земельный участок в лесном поселке предоставлялся (с иной недвижимостью или без нее с ее последующим возведением) на праве аренды, то и юридическому, и физическому лицу можно выкупить его в собственность на основании статьи 624 ГК "Выкуп арендованного имущества" лишь с согласия арендодателя (соответствующего органа). Обязанность передачи (выкупа) арендованного земельного участка в собственность арендатора ни ГК, ни ЗК, ни ЛК не предусматривают.

Правообладатель сервитута может стать собственником земельного (лесного) участка не по своей инициативе, а только в случае, если сервитут публичный, то есть установлен не договором (соглашением), а нормативным актом ОГВ или ОМС, и если его установление приводит к невозможности использования участка его правообладателем, который в связи с этим вправе потребовать изъятия (выкупа) у него данного земельного участка с возмещением ОГВ или ОМС, установившими публичный сервитут, убытков, или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (пункт 7 статьи 23 ЗК).

Что касается прав безвозмездного срочного пользования и концессии на участки ЗЛФ, то законодательство не предусматривает возможность их переоформления (выкупа) на собственность или аренду. Новый ЛК концессию на ЗЛФ не предусматривает и тем самым прекращает ее, вынуждая для продолжения лесопользования заключать договор аренды лесного участка. Договор безвозмездного срочного пользования участком лесного фонда, заключенный до 1 января 2007 года, прекращает действие в соответствии со статьей 4 Вводного закона (см. комментарий к ней); с 1 января 2007 года такой договор может заключаться в соответствии со статьей 9 ЛК (см. комментарий к ней).


Статья 10


Комментарий к статье 10


Законом, который подразумевается комментируемой статьей, являются положения статьи 3 (пункта 10) ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующие в редакции ФЗ от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ с 1 июля 2006 года, согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется ОМС муниципальных районов и городских округов, а в административных центрах (столицах) субъектов РФ - ОМС указанных населенных пунктов, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными ОГВ субъектов РФ; распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются ОМС внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.


Вместе с тем комментируемая статья не означает, что ОМС муниципальных районов и городских округов, образуемых в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вправе распоряжаться лесными участками на ЗЛФ. Статья 3 Вводного закона и статья 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (абзац четвертый пункта 1) все ЗЛФ (независимо от деления их на участки) отнесли исключительно к федеральной собственности и тем самым разграничили государственную собственность на них в пользу федеральной собственности.

В связи с этим статья 10 Вводного закона применима лишь в отношении лесных участков, находящихся на других категориях земель (не на ЗЛФ), в том числе при решении вопроса о том, какой орган является продавцом или арендодателем участков в составе лесных поселков, переведенных в земли населенных пунктов, то есть кто может принять соответствующее решение и быть стороной договора купли-продажи или аренды. Что касается лесных участков в составе ЗЛФ (не переведенных в другие категории земель), то полномочия по их предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, переданы (при сохранении на них права федеральной собственности) ОГВ субъектов РФ (см. комментарий к статье 83 ЛК). О переводе ЗЛФ в другие категории земель см. комментарий к статье 38 Вводного закона.

Прежде чем распорядиться лесным участком на любой категории земель, его нужно спроектировать (сформировать, если это не было осуществлено раньше) с соблюдением требований законодательства. Проектирование лесных участков должно осуществляться в соответствии со статьей 69 ЛК (см. комментарий к ней).


Статья 11


Комментарий к статье 11


1. Статья 11 Вводного закона предписывает преобразование всех лесхозов, в том числе сельских и военных, в течение 2007 года в соответствии с гражданским законодательством. Во взаимосвязи с ней находится пункт 2 статьи 15 Вводного закона, согласно которому Правительство до 1 февраля 2007 года обязывалось обеспечить переход права собственности на лесхозы (кроме военных) к субъектам РФ.

Следовательно, лесхозы подлежат преобразованию после перехода права собственности на них к субъектам РФ и по решениям ОГВ субъектов РФ. Например, Постановлением Правительства Мурманской области от 26 декабря 2006 года утвержден Перечень федеральных государственных учреждений (лесхозов) Агентства лесного хозяйства по Мурманской области как имущественных комплексов, принимаемых на безвозмездной основе в государственную собственность Мурманской области.

До преобразования лесхозов мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться без размещения заказов на выполнение соответствующих работ в порядке, установленном ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Следовательно, после указанного преобразования такие мероприятия должны осуществляться с размещением заказов в порядке, установленном названным ФЗ.


Приказ Рослесхоза "О ликвидации территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства" был издан еще 30 октября 2006 года, то есть еще до принятия нового ЛК в окончательной редакции. Что касается самого Рослесхоза, то он остается действующим ФОИВ. В связи с новым ЛК 2 февраля 2007 года издан Приказ Рослесхоза "О совершенствовании структуры центрального аппарата Федерального агентства лесного хозяйства".

2. Комментируемая статья не уточняет организационно-правовую форму юридического лица, в которую могут быть преобразованы лесхозы. Другими словами, даже те, кто разрабатывал и принимал ЛК, не имели ясного представления, в какую организационно-правовую форму подлежит преобразовать лесхозы. Если бы такое представление имелось, то новая организационно-правовая форма лесхозов была бы указана в самой статье 11 Вводного закона.

Наиболее обоснованным представляется преобразование лесхозов в государственные (бюджетные) учреждения субъектов РФ. В соответствии со статьей 120 ГК (в редакции ФЗ от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, использующая предоставленное ей собственником имущество на праве оперативного управления.

Вместе с тем указание в комментируемой статье на ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" позволяет прийти к выводу, что лесхозы могут быть преобразованы и в унитарные предприятия субъектов РФ, в том числе после их преобразования в государственные учреждения. В соответствии с ГК и ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия являются коммерческими организациями и могут быть созданы в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена (к такому имуществу относятся и ЗЛФ), в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации (леса необходимы для экологической и экономической безопасности РФ), а также для необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.

После преобразования лесхозов в ГУПы они могут быть приватизированы (см. ниже комментарий к данной статье), что, очевидно, еще больше ослабит государственное управление лесами. Запрет приватизации "бывших" лесхозов законодательством не установлен.

3. Процесс передачи субъектам РФ лесных ФГУ и приватизации лесохозяйственных предприятий был начат еще до принятия нового ЛК.

Постановлением Правительства от 8 июня 2005 года N 362 "О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений, расходовании и учете средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охраны, защиты и воспроизводства, а также распределении средств федерального бюджета, передаваемых в 2005 году органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций" в связи с ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, которым вносились изменения в ЛК-97 (хотя в тексте Постановления ссылка на этот ФЗ отсутствовала), был утвержден Перечень федеральных государственных учреждений, передаваемых субъектам Российской Федерации. Перечень состоял исключительно из управлений сельскими лесами сорока четырех субъектов РФ.