Файл: ЛК_комм_Мазуров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1484

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди ФГУП, планируемых к приватизации в 2006 году, прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2006 - 2008 годы, утвержденные распоряжением Правительства от 25 августа 2005 года N 1306-р (с последующими изменениями), предусматривал приватизацию ряда межхозяйственных лесхозов агропромышленного комплекса. К приватизации в 2006 году планировались и акции некоторых "федеральных лесных ОАО".

Как отмечено в прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы, утвержденных распоряжением Правительства от 25 августа 2006 года N 1184-р, на 1 июня 2006 года в отрасли лесного хозяйства РФ являлась собственником 53 ФГУП и участвовала в 99 АО. Показатели, утвержденные распоряжением Правительства от 25 августа 2005 года N 1306-р, были соответственно 67 и 45.

Перечень ОАО, находящихся в федеральной собственности, акции которых планируются к приватизации в 2007 году, в лесопромышленном комплексе следующий:


┌─────────────┬──────────────────

Количество │Количество акций,

акций, │ планируемых

находящихся │ к приватизации

в федеральной│

собственности├──────┬───────────

(процентов │ штук │ процентов

уставного │ │ уставного

капитала) │ │ капитала

──┬──────────────────────────────┼─────────────┼──────┼───────────

1│Верхнекамсклес, г. Киров │ 0,01 │ 1│ 0,01

──┼──────────────────────────────┼─────────────┼──────┼───────────

2│Калининградский │ 100 │14427 │ 100

деревообрабатывающий комбинат,│ │ │

г. Калининград │ │ │

──┼──────────────────────────────┼─────────────┼──────┼───────────

3│Дзержинский леспромхоз, │ 100 │ 2769 │ 100

с. Дзержинское, Красноярский │ │ │

край │ │ │

──┼──────────────────────────────┼─────────────┼──────┼───────────

4│Институт по проектированию │ 100 │ 5474 │ 100

предприятий │ │ │

целлюлозно-бумажной │ │ │

промышленности Сибири │ │ │

и Дальнего Востока, г. Иркутск│ │ │

──┼──────────────────────────────┼─────────────┼──────┼───────────

5│Сибирский проектный институт │ 100 │ 9145 │ 100

лесной промышленности │ │ │


(Сибпроектлеспром), │ │ │

г. Новосибирск │ │ │

──┼──────────────────────────────┼─────────────┼──────┼───────────

6│Княжегорский леспромхоз, │ 100 │58313 │ 100

пос. Княжьи Горы, │ │ │

Тверская обл. │ │ │

──┼──────────────────────────────┼─────────────┼──────┼───────────

7│ВладМТОлес, г. Владимир │ 100 │ 3044 │ 100

──┼──────────────────────────────┼─────────────┼──────┼───────────

8│Авнюгский леспромхоз, │ 100 │ 1726 │ 100

пос. Авнюгский, │ │ │

Архангельская обл. │ │ │

──┴──────────────────────────────┴─────────────┴──────┴───────────


Статья 12


Комментарий к статье 12


Пункт 1 части 1 статьи 12 Вводного закона с 1 января 2007 года отменил действие всех положений ЛК-97, за исключением статьи 42, сохранение действия которой на 2007 год обусловлено содержанием статей 4 и 6 Вводного закона (см. комментарии к ним), а также ничего не значащих в настоящее время преамбулы и главы 20 о введении в действие ЛК-97. Причем статья 12 Вводного закона, отменившая, по сути, весь ЛК-97, введена в действие не с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового ЛК, а с 8 декабря 2006 года - со дня первого официального опубликования Вводного закона. В связи с этим лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты, выданные с 8 по 31 декабря 2006 года, могут быть признаны недействительными (см. комментарий к статье 40 Вводного закона).

С 1 января 2008 года ЛК-97 должен утратить силу в полном объеме (часть 2 комментируемой статьи), со всеми изменениями, вносившимися в него ФЗ, указанными в пунктах 2, 3, 6 - 10 части 1 статьи 12 Вводного закона. Среди них лишь статья 2 ФЗ от 27 июля 2006 года N 154-ФЗ вносила изменения в пункт 6 статьи 58 ЗК в части, касающейся возмещения потерь лесного хозяйства. Но пункт 6 статьи 58 ЗК признан утратившим силу статьей 33 Вводного закона (см. комментарий к ней). В связи с этим пункт 4 части 1 комментируемой статьи признал утратившим силу абзац шестой пункта 14 статьи 1 ФЗ от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ, который относил к неналоговым доходам федерального бюджета плату за перевод лесных земель в нелесные и перевод ЗЛФ в другие категории земель, взимавшуюся на основании отмененного пункта 6 статьи 58 ЗК.

Что касается пункта 4 части 1 статьи 10 ГСК, направленного в основном на регулирование использования земель населенных пунктов, то признание его утратившим силу (пункт 5 части 1 статьи 12 Вводного закона) обоснованно исключило из содержания документов территориального планирования РФ схемы территориального планирования РФ в области использования и охраны лесного фонда. Незадолго до этого из них были исключены также схемы территориального планирования РФ в области использования и охраны водных объектов ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".



Статья 13


Комментарий к статье 13


Несмотря на изменение Вводным законом в связи с принятием нового ЛК многих ФЗ, комментируемая статья допускает, что лесные положения не всех ФЗ были приведены в соответствие с ЛК. Кроме того, в РФ и спустя 15 после ликвидации СССР продолжают действовать нормативные акты исполнительных ОГВ СССР и РСФСР по лесным вопросам (см., например, комментарий к статье 107 ЛК), а также подзаконные нормативные акты, регулирующие лесные отношения, принятые ОГВ РФ до нового ЛК.

Если нормативный акт издавался в соответствии с действовавшим законодательством, был опубликован в официальном издании, не противоречит позднее принятым и действующим актам, имеющим большую юридическую силу, заполняет пробел в правовом регулировании и (для актов ФОИВ начиная с 1990-х годов) зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, то исчезновение государства (СССР, РСФСР), в котором он издавался, и упразднение его органов не означают прекращение действия такого акта. Отмена действия таких актов и приведение их в соответствие с ЛК и Вводным законом должны быть осуществлены Президентом, Правительством и ФОИВ, причем Правительство обязано это сделать не позднее 1 июля 2007 года (пункт 1 статьи 15 Вводного закона). До приведения в соответствие с ЛК и Вводным законом такие акты применяются в части, им не противоречащей.

Статья 13 Вводного закона не обязывает приводить в соответствие с ЛК и Вводным законом акты законодательных и исполнительных ОГВ субъектов РФ и ОМС. Но такая их обязанность следует из статьи 2 ЛК (см. комментарий к ней), статьи 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Статья 14


Комментарий к статье 14


Статья 14 Вводного закона отводит на разработку и утверждение всех лесохозяйственных регламентов не более года, то есть 2007 год. На тот же период (до 1 января 2008 года) сохраняется действие принятой ранее (в том числе в советские годы) лесоустроительной документации, но в части, не противоречащей новому ЛК. Но если прежняя лесоустроительная документация противоречит ЛК, она не может применяться.

Исходя из статьи 87 ЛК "Лесохозяйственный регламент" (см. комментарий к ней), лесохозяйственные регламенты как основа осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов должны быть утверждены для каждого лесничества и лесопарка ОГВ субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным ФОИВ. Небезынтересно отметить, что проект нового ЛК в редакции, поступившей из Правительства в Государственную Думу, предусматривал иной подход - принятие семи ФЗ о технических регламентах, устанавливающих требования к проведению рубок, лесовосстановлению и т.д. (лесохозяйственные регламенты не упоминались).


Введение соответствующего лесохозяйственного регламента в 2007 году прекращает действие соответствующей лесоустроительной документации. Но если к 2008 году не будет введен в действие соответствующий лесохозяйственный регламент, то ранее действовавшая лесоустроительная документация также утратит силу, что может отрицательно сказаться на охране, защите и воспроизводстве лесов.

К моменту принятия нового ЛК вся лесоустроительная документация была разработана и принята в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Комментируемая статья исходит из необходимости замены утверждавшейся ранее лесоустроительной документации на лесохозяйственные регламенты, которым посвящена статья 87 ЛК (см. комментарий к ней).

О лесохозяйственных регламентах см. также комментарии к статьям 85 - 87 ЛК.


Статья 15


Комментарий к статье 15


До 1 июля 2007 года должны быть приняты (в первоначальной редакции) все нормативные акты Правительства, предусмотренные ЛК. Их исчерпывающий перечень см. в комментарии к статье 2 ЛК.

Комментируемая статья признает, что без предусмотренных ЛК правительственных постановлений реализация многих положений ЛК будет невозможна либо затруднительна. Поэтому вводить ЛК в действие следовало с таким расчетом, чтобы необходимые для его реализации акты могли успеть разработать, согласовать, утвердить, зарегистрировать и опубликовать не только Правительство, но и ФОИВ, ОГВ субъектов РФ и ОМС. Некоторые акты ФОИВ могут быть приняты только после актов Правительства, то есть после 1 июля 2007 года. В связи с этим в течение всего 2007 года лесные отношения будут недоурегулированы и не смогут законно осуществляться по многим вопросам.

Кроме того, статья 15 Вводного закона требовала от Правительства практически немедленной (до 1 февраля 2007 года) передачи права федеральной собственности на лесхозы субъектам РФ, после чего они подлежат преобразованию до 1 января 2008 года (см. комментарий к статье 11 Вводного закона).


Статья 16


Комментарий к статье 16


1. Статья 16 Вводного закона открывает перечень ФЗ, в которые Вводный закон вносит различные изменения (статьи 16 - 39 Вводного закона).

Вводный закон расположил ФЗ, в которые вносятся изменения, в строго хронологическом порядке. Поэтому в нем кодексы чередуются с иными ФЗ. Открывает их перечень часть первая ГК, введенная в действие 1 января 1995 года, завершает - ВК, введенный в действие одновременно с ЛК с 1 января 2007 года.

2. Исключение слов "леса, многолетние насаждения" из пункта 1 статьи 130 ГК, перечисляющей объекты недвижимого имущества, означает исключение лесов и многолетних насаждений (ДКР) из самостоятельных объектов недвижимости. Теперь леса и многолетние насаждения рассматриваются законодательством исключительно как принадлежность земли, на которой они находятся. Для оформления прав на них достаточно государственной регистрации прав на земельный участок, на котором они находятся. На это указывает также исключение лесов и многолетних насаждений из недвижимости, права на которую подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ о регистрации, - соответствующее изменение в ФЗ о регистрации внесено статьей 22 Вводного закона. Вместе с тем это ограничивает собственника земельного участка в пользовании и распоряжении лесными насаждениями на нем (см. комментарий к статье 33 Вводного закона).


Изменение редакции статьи 221 ГК означает, что в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории (раньше было: "в лесах, водных объектах или на другой территории") допускаются сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу. Это изменение имеет в основном редакционный характер и непосредственно не ограничивает право сбора, лова или добычи вещей в лесах и водных объектах.

Исключение слова "насаждения" из пункта 2 статьи 257 ГК, определяющего, какое имущество может быть в совместной собственности членов крестьянского хозяйства, не означает лишение членов крестьянского хозяйства собственности на насаждения, осуществленные крестьянским хозяйством: они находятся на принадлежащем крестьянскому хозяйству земельном участке, который остается в их собственности вместе с насаждениями.

3.1. Изменения комментируемой статьей других положений ГК следует рассматривать как приведение его положений в соответствие с земельным законодательством. Данные изменения подчеркивают, что в случае противоречия между положением акта земельного законодательства и положением акта гражданского законодательства следует руководствоваться актом земельного законодательства.

Признанный утратившим силу пункт 1 статьи 261 ГК касался несвойственного ГК вопроса об определении границ земельного участка органами по землеустройству и фактически давно был заменен действием принятых позднее положений ЗК и ФЗ о землеустройстве.

Пункт 1 статьи 268 ГК допускал предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам и тем самым противоречил пункту 2 статьи 20 ЗК.

Исключенная статья 270 ГК допускала, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование, что противоречило пункту 4 статьи 20 ЗК.

3.2. До исключения слов "лес и" пункт 2 статьи 261 ГК имел следующую редакцию:

"2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения".

Исключение слов "лес и" взаимосвязано с исключением комментируемой статьей лесов из самостоятельных объектов недвижимости и изменениями, внесенными в ЗК (см. комментарий к статье 33 Вводного закона).


Статья 17


Комментарий к статье 17


Приведенное в комментируемой статье изменение ФЗ "О пожарной безопасности" позволяет Правительству сохранить полномочие по осуществлению пожарного надзора в лесах за ФОИВ в области лесного хозяйства либо передать его иному ФОИВ.