Файл: ЛК_комм_Мазуров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1537

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Максимальный срок действия лесохозяйственного регламента - 10 лет (часть 4 статьи 87 ЛК). Но для большинства целей лесопользования 10 лет - это минимальный срок договора аренды лесных участков (часть 3 статьи 72 ЛК). В связи с этим договоры аренды лесных участков, заключаемых в соответствии с новым ЛК на срок более 10 лет, в случаях, если такие договоры вступят в противоречие с новым лесохозяйственным регламентом, составленным по истечении срока действия предыдущего лесохозяйственного регламента, придется изменять.

Минимальный срок действия лесохозяйственного регламента должен быть определен уполномоченным ФОИВ (часть 7 статьи 87 ЛК). Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, которые предстоит установить уполномоченному ФОИВ, не могут противоречить статье 87 и другим положениям ЛК. Их установление, без которых лесохозяйственные регламенты не могут разрабатываться, необходимо сделать в максимально короткий срок, поскольку лесохозяйственные регламенты должны заменить действовавшую ранее лесоустроительную документацию. Если лесохозяйственные регламенты не будут введены в действие до 1 января 2008 года, это может отрицательно сказаться на охране лесов (см. комментарий к статье 14 Вводного закона).


Статья 88. Проект освоения лесов


Комментарий к статье 88


Проект освоения лесов обязано составлять только то лицо, которому лесной участок предоставлен по договору аренды или в постоянное (бессрочное) пользование. Иные лесопользователи от составления проектов освоения лесов ЛК освобождены.

Составленный проект освоения лесов подлежит экспертизе (статья 89 ЛК). Затем то же лицо обязано подать лесную декларацию в соответствии с проектом освоения лесов (см. комментарий к статье 26 ЛК).

Проект освоения лесов должен составляться в соответствии со статьей 12 ЛК "Освоение лесов". Но реально он не может быть составлен и направлен на экспертизу до утверждения его состава и порядка разработки уполномоченным ФОИВ (часть 2 статьи 88 ЛК), а также порядка проведения такой экспертизы (часть 1 статьи 89 ЛК).

Следует отметить, что ЛК не содержит определение проекта освоения лесов, что имеет значение для проведения его экспертизы (см. комментарий к статье 89 ЛК).


Статья 89. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов


Комментарий к статье 89


Проект освоения лесов (лесного участка), предполагающий капитальное строительство, является разновидностью проектной документации, подлежащей государственной экспертизе на основании статей 48 и 49 ГСК. Если проект освоения лесов не предполагает капитальное строительство, то требования ГСК на него не распространяются.

ФЗ "Об экологической экспертизе", содержащий исчерпывающий перечень объектов экологической экспертизы, не предусматривает экологическую экспертизу проектов освоения лесов. Они могут быть признаны объектом государственной экологической экспертизы, если уполномоченный ФОИВ своими актами, изданными на основании части 2 статьи 88 и части 1 статьи 89 ЛК, прошедшими регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально опубликованными в установленном порядке, утвердит определение проекта освоения лесов как проекта нормативно-технического или инструктивно-методического документа, подлежащего утверждению ОГВ. Такие документы по-прежнему подлежат экологической экспертизе. Если же это сделано не будет, то проект освоения лесов не может рассматриваться как подлежащий государственной экологической экспертизе.



Статья 90. Государственная инвентаризация лесов


Комментарий к статье 90


Государственная инвентаризация лесов - одно из немногих полномочий, которые ЛК не передал ОГВ субъектов РФ, оставив его осуществление (а значит, и финансирование) за федеральными ОГВ (пункт 33 статьи 81, часть 4 статьи 90 ЛК). Она должна проводиться в отношении лесов на землях любых категорий (часть 3 статьи 90 ЛК) в порядке, который предстоит установить Правительству (часть 5 статьи 90 ЛК).


Статья 91. Государственный лесной реестр


Комментарий к статье 91


ЛК-97 (статья 68) предусматривал ведение государственного лесного кадастра ФОИВ и его территориальными органами "в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Однако такой порядок так и не был утвержден ни Правительством, ни ФОИВ. Во всяком случае, в системе "КонсультантПлюс" он отсутствует. В связи с этим на территории РФ сохранялось действие Инструкции о порядке ведения государственного лесного кадастра, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 24 января 1985 года N 1, изданной во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 8 января 1982 года N 17 "О государственном учете лесов, ведении государственного лесного кадастра и отраслевого учета состояния и использования земель государственного лесного фонда".

Комментируемый ЛК не упоминает о государственном лесном кадастре, предусматривая ведение государственного лесного реестра. Аналогичная замена введена и ВК: вместо государственного водного кадастра предписано ведение государственного водного реестра. Как и ВК, в ЛК отсутствуют положения о трансформации (передаче сведений) кадастра в реестр.

Порядок ведения лесного реестра предписано утвердить Правительству до 1 июля 2007 года. Однако лесной реестр в отличие от государственного лесного кадастра и государственного водного реестра может оказаться не единым, поскольку его ведение "осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса" (часть 9 статьи 91 ЛК).

Пункт 5 части 1 статьи 83 ЛК относит ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах субъектов РФ, к полномочиям ОГВ субъектов РФ. Часть 2 статьи 83 ЛК позволяет, чтобы некоторым субъектам РФ такие полномочия не передавались. Эти положения допускают ведение уполномоченным ФОИВ федерального лесного реестра в отношении занятых лесами земель на территориях субъектов РФ, которым не переданы федеральные лесные полномочия, и около 80 (по числу субъектов РФ) лесных подреестров субъектов РФ. Ведение же лесного реестра ОМС вопреки части 9 комментируемой статьи не допускается, поскольку статья 84 ЛК такое полномочие ОМС не предоставила. Между тем ведение водного реестра осуществляется одним ФОИВ (часть 10 статьи 31 ВК).


За предоставление выписок из государственного лесного реестра предусмотрено взимание платы. В соответствии с Постановлением Правительства от 3 марта 2007 года N 138 размер этой платы - 50 рублей за 1 лист формата А4 (при двусторонней печати стоимость удваивается). Однако такая плата не может взиматься до установления Правительством порядка ведения реестра. Условия же предоставления информации "из реестра" должен утвердить ФОИВ после того, как будет уполномочен на то Правительством, а также установления (Правительством) порядка ведения реестра.

В отличие от договора водопользования, который признается заключенным только с момента его регистрации в государственном водном реестре (часть 3 статьи 12 ВК), порядок ведения которого Правительством до 1 января 2007 года так и не был установлен, ЛК не предусматривает, что договор аренды лесного участка признается заключенным с момента регистрации в государственном лесном реестре. Поэтому отсутствие государственного лесного реестра не является препятствием для заключения и действия договоров аренды лесных участков. Такие договоры подлежат регистрации в ЕГРП.


Статья 92. Государственный кадастровый учет лесных участков


Комментарий к статье 92


Распространение в отношении лесных участков обязанности проведения кадастрового учета и соответственно ФЗ о кадастре обусловлено рассмотрением ЛК и Вводным законом лесов исключительно как единства земли и иных ресурсов (компонентов) леса, отказом от ведения государственного лесного кадастра (см. комментарий к статье 91 ЛК) и означает применение к лесным участкам подзаконных актов Правительства и ФОИВ, изданных ранее во исполнение ФЗ о кадастре. Вместе с тем очевидно, что статья 92 ЛК потребует изменения названных подзаконных актов "под ЛК".

Только прошедшие кадастровый учет лесные участки могут быть объектом аренды (часть 2 статьи 72 ЛК). От кадастрового учета лесных участков и правил его проведения зависит и государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними, проводимая в соответствии с ФЗ о регистрации (см. комментарий к статье 93 ЛК).

Как отмечено в письме Роснедвижимости от 26 января 2007 года N ВК/0170 "О кадастровом учете лесных участков", границы лесных участков, не являющихся смежными с земельными (нелесными) участками, определяются с точностью соответствующего масштаба дежурной кадастровой карты с использованием материалов лесоустройства.

Для лесов Московской области ответы на вопросы о кадастровом учете лесных участков, в том числе перечень документов, необходимых для кадастрового учета, а также вопросы предоставления сведений земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках из земель лесного фонда содержатся в письме Управления Роснедвижимости по Московской области от 1 февраля 2007 года "О государственном кадастровом учете лесных участков".



Статья 93. Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними


Комментарий к статье 93


Статья 22 Вводного закона леса и многолетние насаждения исключила из числа объектов, подлежащих государственной регистрации в соответствии с ФЗ о регистрации. Теперь для регистрации прав на них достаточно регистрации прав на лесной (земельный) участок, на котором они произрастают. В остальном на госрегистрацию прав на лесные участки и сделки с ними распространяются положения ФЗ о регистрации в части, устанавливающей правила регистрации прав на земельные участки на различных категориях земель и сделок с ними. Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утверждавшаяся Приказом Министерства юстиции РФ от 23 января 2002 года N 18, отменена Приказом Минюста РФ от 14 февраля 2007 года N 30.


Глава 11. ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ И ОЦЕНКА ЛЕСОВ


Статья 94. Платность использования лесов


Комментарий к статье 94


Платность использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства (пункт 11 статьи 1 ЛК). Статья 94 ЛК развивает этот принцип.

Если лесопользование осуществляется на основании договора аренды лесного участка, то с лесопользователя взимается установленная этим договором арендная плата. В случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений с покупателя насаждений (древесины) взимается плата, установленная этим договором. За лесопользование, не требующее заключения договора аренды лесного участка или купли-продажи лесных насаждений (для предоставления лесных участков на праве постоянного бессрочного пользования или по договору безвозмездного срочного пользования), плата за лесопользование взиматься не может.

О размерах платы за лесопользование см. комментарии к статьям 73 и 76 ЛК. Плата за пользование лесами перечисляется в бюджеты РФ и субъектов РФ в соответствии со статьями 24 и 29 Вводного законодательства.


Статья 95. Оценка лесов


Комментарий к статье 95


1. Статья 5 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" относит к объектам оценки объекты гражданских прав. Статья 128 ГК относит к объектам гражданских прав, в частности, недвижимость и имущественные права. Их разновидностями являются предусмотренные статьей 95 ЛК лесные участки и имущественные права, возникающие при использовании лесов. К таким правам относятся арендные права на лесной участок, оценка которых при необходимости (например, для внесения арендного права в уставный капитал организации) должна осуществляться в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности".

Оценка должна проводиться также в случае продажи лесного участка, находящегося "не на ЗЛФ", но в государственной (федеральной или субъекта РФ) собственности. Обязанность проведения оценки рыночной стоимости лесного участка перед его переводом в другую категорию земель не установлена. Но по завершении всех процедур такого перевода перед совершением сделки с лесным участком, оказавшимся на другой категории земель, он также подлежит оценке.


Статья 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что проведение оценки является обязательным в случае, если вовлекаемый в сделку, в том числе в аренду, объект оценки (в данном случае лесной участок) принадлежит полностью или частично (в любой части) РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Эти положения означают, что предоставлению лесного участка в аренду посредством аукциона должна предшествовать его оценка по рыночной стоимости в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в целях определения начальной цены предмета лесного аукциона.

Основанием оценки должен стать договор на проведение оценки между ОГВ или ОМС, осуществляющим передачу лесного участка в аренду или на продажу, и оценщиком, отвечающим требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Если оценка лесного участка производится перед его предоставлением в аренду, то услуги оценщика должны оплачиваться из средств федерального бюджета (статья 83 ЛК).

2. Часть 2 статьи 95 ЛК наделяет Правительство усмотрением определять кадастровую стоимость лесных участков "для целей настоящего Кодекса".

Проведение кадастровой оценки земель всех категорий предписывалось Постановлениями Правительства от 25 августа 1999 года N 945 и от 8 апреля 2000 года N 316 "для целей налогообложения и иных целей, установленных законом".

По общему правилу кадастровая стоимость (оценка) земли проводится и устанавливается для расчета земельного налога (по терминологии правительственных постановлений - для целей налогообложения). Для иных целей часть 1 статьи 95 ЛК предписывает проводить рыночную (не кадастровую) оценку лесных участков и имущественных прав, возникающих при пользовании лесами.

Между тем НК (подпункт 4 пункта 1 статьи 389) исключил из объектов обложения земельным налогом "земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда", другими словами, лесные участки на ЗЛФ. Статьей 389 НК из обложения земельным налогом исключены также земельные (в том числе лесные) участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством либо которые заняты объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обороны, безопасности и таможенных нужд. Если же лесные участки находятся на землях, которые не исключены из облагаемых земельным налогом (например, на землях сельскохозяйственного назначения), то расчет и взимание земельного налога с них должны определяться в соответствии с нормативными актами ОМС (земельный налог - местный налог) и исходя из кадастровой стоимости таких земель, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. В любом из указанных случаев установление Правительством кадастровой стоимости лесных участков на ЗЛФ без предварительного изменения НК не может привести в увеличению или уменьшению земельного налога либо налогообложению лесных участков на ЗЛФ.