Файл: КТМ_комм_Симоненко_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3919

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судах, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства и предоставленных в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), которым в соответствии с КТМ РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

При передаче судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре или судовой книге, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру право плавания такого судна под Государственным флагом Российской Федерации приостанавливается на основании решения федерального органа исполнительной власти в области рыболовства о переводе судна под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления срока через каждые два года, но не свыше срока действия договора бербоут-чартера.

При предоставлении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре или судовой книге, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно может быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, с приостановлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:

собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;

при отсутствии предварительного удовлетворения ипотеки судна, установленной и зарегистрированной в установленном порядке, залогодержатель ипотеки дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;

законодательство государства фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре или судовой книге, права плавания под флагом такого государства и возврат судна под Государственный флаг Российской Федерации по истечении срока предоставления судну права плавания под флагом такого государства.

Вместе с заявлением представляется документ об оплате установленного сбора за временное исключение судна из Государственного судового реестра (судовой книги) и выдачу соответствующего свидетельства.

При получении документов капитан морского рыбного порта производит соответствующую запись в деле судна и вносит следующие основные сведения в Государственный судовой реестр или судовую книгу:

- решение федерального органа исполнительной власти в области рыболовства о переводе судна под флаг иностранного государства и дату принятия такого решения;


- срок, на который допускается перевод судна под флаг иностранного государства;

- название государства, под флагом которого судну разрешено плавать;

- имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;

- дату временного приостановления права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

- дату и номер свидетельства о временном приостановлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

- заверенную в установленном порядке копию договора бербоут-чартера.

Датой приостановления права плавания под Государственным флагом Российской Федерации считается дата внесения соответствующей регистрационной записи в Раздел II Государственного судового реестра (судовой книги).

Судну, которому приостановлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выдается свидетельство о временном приостановлении регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления и у него изымаются следующие документы:

- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

- свидетельство о минимальном составе экипажа.

В течение срока приостановления права плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации регистрация прав на судно, ограничений (обременений) продолжает проводиться в Государственном судовом реестре Российской Федерации (судовой книге). Сведения об ограничениях (обременениях) могут быть переданы в реестр иностранного государства, в котором временно зарегистрировано судно.

При прекращении действия договора бербоут-чартера или прекращении действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства возобновляется регистрация этого судна в Государственном судовом реестре (судовой книге).


Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации


Комментарий к статье 16


Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации возникает у судна с момента внесения его в Государственный судовой реестр, бербоут-чартерный реестр, судовую книгу, Российский международный реестр судов. Внесение судна в один из указанных реестров означает, в частности, признание и подтверждение Российской Федерацией возникновения права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, что удостоверяется выдаваемым свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Законодательство иностранных государств предусматривает различные условия регистрации судов. Так, Закон о регистрации судов 1981 г. Австралии предусматривает, что регистрация судна может быть осуществлена, если оно в большей части является собственностью австралийских юридических или физических лиц. В Бельгии морские суда автоматически получают национальную регистрацию, если они принадлежат: физическому лицу, постоянно проживающему в Бельгии; торговой компании, имеющей штаб-квартиру в Бельгии. Право на датский флаг предоставляется судам, владельцами которых являются физические лица или компании, по меньшей мере две трети которых принадлежит компаниям из стран ЕС или хотя бы одной из стран, являющейся участником Европейской экономической зоны. Отмеченные лица или компании должны организовать компанию в Дании. Компании могут создать основную компанию в Дании или филиал в Дании, а штаб-квартиру в одной из стран - участниц Европейской экономической зоны. В случае образования филиала компании в Дании суда должны прямо управляться и контролироваться из Дании.


Для регистрации судна под итальянским флагом по меньшей мере 50% собственности должно принадлежать итальянским гражданам, итальянскому государственному сектору или итальянским частным компаниям. Граждане стран ЕС пользуются такими же правами, как и итальянцы.

Чтобы зарегистрировать судно в Канаде для осуществления международных морских перевозок, его владелец должен быть: гражданином Канады или страны, входящей в Британское содружество наций; корпорацией, созданной по законам Канады и имеющей штаб-квартиру в одной из стран Содружества.

Судно считается норвежским и может быть зарегистрировано в обычном Норвежском судовом регистре, если является собственностью норвежских граждан или норвежской компании, в которой норвежские граждане обладают не менее 60% капитала. Если компания является компанией с ограниченной ответственностью, то ее штаб-квартира должна находиться в Норвегии, при этом две трети совета, включая председателя, должны быть норвежцами, проживающими в Норвегии не менее двух лет.

Если законодательство одних стран требует для приобретения права плавать под соответствующим флагом наличия определенного комплекса условий, то по законам других стран достаточно одного лишь факта регистрации.

Здесь возникает международно-правовая проблема реальной связи между судном и государством, под флагом которого это судно плавает. Конвенция 1982 г. и Женевская конвенция об открытом море 1958 г. требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь. В частности, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, технических и социальных вопросах. Требование реальной связи направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов. Той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 г. Она обязывает государства эффективно обеспечивать идентификацию и подотчетность собственников и операторов судов, а также соблюдать принцип, согласно которому существенную часть командного состава и экипажа будут составлять граждане этого государства или лица, постоянно проживающие в нем. Государство флага должно предусмотреть в своих законах участие этого государства либо его физических или юридических лиц в праве собственности на суда <7>.

--------------------------------

<7> Шестаков Л.Н. Международное морское право // Международное право / Отв. ред. Л.Н. Шестаков. М., 1999. С. 432.


В настоящее время актуальность проблема национальности морского судна, обусловленная наличием широко распространенной практики "открытой регистрации" судов и "удобных" флагов, которая дестабилизирует положение в международном судоходстве. Широкий выбор имеющихся сейчас реестров судов (регистров) дает возможность оператору купить наиболее выгодный для него флаг. Рамки терминологии существенно расширились - один и тот же регистр можно назвать и открытым, и офшорным, и зависимым, а флаг может быть "удобным" или флагом возможностей. Совпадение характеристик различных регистров усложняет их разбивку по категориям <8>.


--------------------------------

<8> Бергстренд С. Офшорная регистрация судов (обзор и комментарии по ситуации с "удобными" флагами) // Ежегодник морского права 1992 - 1995 гг. Ч. 3. М., 1997. С. 84.


Такие страны создают облегченные условия для привлечения иностранных судов и предоставления им права пользования своими флагами наравне с местными гражданами и организациями. Нельзя не признать, что использование "удобных" флагов крайне затрудняет осуществление контроля над соблюдением такими странами международных конвенций, касающихся безопасности мореплавания, а также порождает возможность судовладельцев уклониться от обязательного выполнения международных требований и стандартов. Это приводит к снижению уровня безопасности судоходства ввиду использования на судах в основном рабочей силы с низкой квалификацией из развивающихся стран.

Одним из основных аргументов противников "открытой регистрации" является ограниченный контроль над судном со стороны государства флага. Это может происходить по той причине, что в государстве флага отсутствуют административные механизмы, необходимые для обеспечения действия эффективной администрации и юрисдикции. Или это может быть вызвано тем, что именно слабый контроль над судном государства флага рассматривается как положительный момент для судов, привлекаемых к его реестру. Имеется определенное число судовладельцев, неправомерно рассматривающих попытки государства флага влиять на вопросы, связанные с мореходностью судна, безопасностью экипажа, условиями его работы и контролем над загрязнением, как несанкционированное вмешательство в их частные дела.

Крушение в ноябре 2002 г. у берегов Испании танкера "Престиж", шедшего под флагом Багамских островов с 77 тысячами тонн нефти на борту, вновь привлекло внимание к проблеме регистрации судов в государствах, к которым они не имеют практически никакого отношения. Специалисты по судоходству полагают, что около половины всего торгового флота зарегистрировано в "третьих странах", то есть суда ходят под флагами стран, к портам которых они не приписаны и гражданами которых не являются их реальные владельцы.

По мнению Ю.В. Бобровой, для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли и возврата судов под отечественный флаг требуется поддержка государства. Учитывая недостаток бюджетного финансирования на данном этапе, государство может стимулировать процесс обновления флота косвенными методами, основанными на современных беззатратных решениях. Одним из таких методов признается принятие закона о Российском международном реестре судов.

Такие международные реестры судов (также называемые вторыми реестрами или параллельными, альтернативными) создали не только Либерия и Панама, но и развитые морские державы - США, Великобритания, Япония, Норвегия, Дания, Нидерланды и др. Поскольку массовый уход национального флота под "удобные" флаги вызывал негативную реакцию большинства правительств ведущих морских держав, создание международных реестров судов позволило не лишать своих судовладельцев конкурентных преимуществ и в конечном итоге не лишаться собственного флота.


Закон о международном реестре судов нужен для создания экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих оптимальное функционирование зарегистрированных в нем российских и иностранных судов. Создание международного реестра судов в России должно способствовать решению многих задач, в том числе привлечению под российскую регистрацию вновь строящихся российских судов, которые в настоящее время уходят под "удобные" флаги. Речь идет и о судах, принадлежащих российским судоходным компаниям и эксплуатирующихся в настоящее время под иностранными флагами, а также о необходимости оживления национального судостроительного и судоремонтного секторов <9>.

--------------------------------

<9> Боброва Ю.В. Международно-правовая проблема национальности морского торгового судна // Транспортное право. 2006. N 3.


Статья 17. Национальность судна


Комментарий к статье 17


В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации на его территории и права плавать под его флагом. Согласно ст. 91 Конвенции суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет такое право. В соответствии со ст. 92 Конвенции судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусмотренных в международных договорах или в Конвенции ООН 1982 г., подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не вправе требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.


Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации


Комментарий к статье 18


Статьей определены три случая, при наступлении которых судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Это утрата права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, если оно перестает находиться в собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, если истек срок, на который судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), было предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации: истекли два года и не последовало просьбы о последующем продлении на следующие два года или срок предоставленного права плавания под Государственным флагом Российской Федерации совпал с окончанием бербоут-чартера. И третий случай - при аннулировании уполномоченным органом решения о предоставлении судну такого права в связи с нарушением условий, при удовлетворении которых такое решение принималось.