Файл: КТМ_комм_Симоненко_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3800

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За достоверность сведений, содержащихся в судовой роли (выписке из судовой роли), лица, предоставившие такие сведения, а также лица, осуществляющие заверение судовой роли, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судовая роль на судах рыбопромыслового флота является основным судовым документом, содержащим сведения о количестве и составе экипажа при приходе судна в порт и отходе судна из порта.

Правила ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации применяются с учетом положений Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г. (СССР принял Конвенцию с оговоркой. Конвенция вступила в силу для СССР 05.03.1967. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.1999 N 1403-р (Собрание законодательства Российской Федерации. 27.09.1999. N 39. Ст. 4674) были одобрены поправки к вышеуказанной Конвенции) и имеют следующие особенности.

Судовая роль имеет следующий вид (не приводится).

Она представляется капитаном судна по прибытии судна в порт или выходе судна из порта портовым властям, органам пограничного контроля, а также органам, осуществляющим контроль за входом (выходом) членов экипажей судов на территорию российского порта. Ее предоставление не требуется при каждом заходе в порт, когда судно работает (ведет промысел, занято доставкой снабжения, наживки на суда в районе промысла, приемкой и транспортировкой в порт уловов водных биологических ресурсов из района промысла, занято работами в портовых водах) и заходит в один и тот же порт по меньшей мере один раз в 15 суток, при условии отсутствия изменений в составе экипажа судна.

При выходе судна из порта допускается предъявление судовой роли, представленной по прибытии судна в порт, если в нее внесены изменения или указано об отсутствии изменений.

Судовая роль содержит следующие сведения

о судне:

название, флаг судна;

порт регистрации (приписки);

порт, дата прибытия/убытия;

тип судна, валовая вместимость;

мощность главной двигательной установки (ГДУ), кВт;

из какого порта прибыло;

о членах экипажа:

фамилия, имя, отчество;

должность;

серия, номер диплома, свидетельства;

гражданство;

дата, место рождения;

серия, номер паспорта моряка или иного документа, удостоверяющего личность моряка.

В судовую роль вносятся лица, входящие в состав экипажа судна, а также:

курсанты (учащиеся) учебных заведений, направленные на данное судно для прохождения плавательной практики;

работники федеральных органов исполнительной власти и работники организаций, находящиеся в ведении этих органов, а также представители судовладельца (арендатора), командируемые для работы на судах;

дети в возрасте 12 - 16 лет, выходящие в море на борту судна с членами экипажа судна, являющимися их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами или попечителями), внесенные в соответствии с пунктом 5 Положения о паспорте моряка в паспорт моряка данных лиц.


Указываемые в судовой роли должности на судне курсантов (учащихся) учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем (арендатором), имеющим право комплектовать экипаж судна.

Судовая роль заполняется на судне:

при прибытии судна в российский порт или убытии судна из российского порта - на русском языке;

при прибытии судна в иностранный порт или убытии судна из иностранного порта - на английском языке.

При небольшой численности экипажа судна допускается заполнение судовой роли одновременно на русском и английском языках.

Судовая роль заполняется с использованием машинописных средств или от руки разборчивым почерком чернилами черного цвета.

Графы судовой роли заполняются следующим образом:

"фамилия, имя и отчество";

"должность" на судах заграничного плавания - в соответствии с записью о служебном положении на судне в паспорте моряка или ином документе, выданном в соответствии с Конвенцией МОТ N 108, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.06.1969 N 3962-VII (Ведомости Верховного Совета СССР. 09.07.1969. N 28. Ст. 240); на судах, не являющихся судами заграничного плавания, - в соответствии с приказом (направлением, распоряжением) судовладельца (арендатора) о назначении лица членом экипажа судна.

Внесение в удостоверение личности моряка записи о служебном положении члена экипажа на судне производится в порядке, установленном для внесения аналогичной записи в паспорт моряка.

Должности членов экипажа судна располагаются в судовой роли по службам (общесудовая служба, радиотехническая служба, судомеханическая служба и т.д.) в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденным Приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству от 30.08.1995 N 140;

"серия, номер диплома или свидетельства" для командного состава судна - заносятся серия и номер диплома о присвоении квалификации, выданного капитаном морского рыбного порта; для рядового состава - заносится номер квалификационного свидетельства, выданного капитаном морского рыбного порта; для иностранных граждан и лиц без гражданства - заносятся серия, номер диплома или свидетельства, выданного другим государством в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года (Конвенция ПДНВ 78/95) (решение о вступлении СССР в Конвенцию ПДНВ 78/95 принято Постановлением Совета Министров СССР от 14.09.1979 N 871), имеющим договор с Российской Федерацией о взаимном признании дипломов;

"гражданство", "дата и место рождения" - по данным, приведенным в паспорте моряка или ином документе, удостоверяющем личность;

"серия, номер паспорта моряка или иного документа, удостоверяющего личность" - по данным, указанным в паспорте моряка или в соответствующем документе, удостоверяющем личность.


Документами, удостоверяющими личность, могут быть следующие документы:

1. На судне заграничного плавания:

для граждан Российской Федерации - паспорт моряка;

для иностранных граждан и лиц без гражданства - удостоверение личности моряка, введенное в соответствии с Конвенцией МОТ N 108.

2. На судне, не являющемся судном заграничного плавания:

для граждан Российской Федерации - паспорт гражданина Российской Федерации;

для иностранных граждан или лиц без гражданства - удостоверение личности моряка, введенное в соответствии с Конвенцией МОТ N 108, или действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Судовая роль при прибытии судна в российский или иностранный порт, при выходе судна из иностранного порта, а также при выходе судна, не являющегося судном заграничного плавания, из российского порта заверяется капитаном судна.

При выходе из российского порта судна рыбопромыслового флота заграничного плавания судовая роль подписывается капитаном судна и заверяется судовладельцем (арендатором) или капитаном морского рыбного порта, из которого выходит судно (капитаном порта, в котором судно оформляет отход).

Подпись капитана судна, судовладельца (арендатора) или капитана порта заверяется соответствующими печатями.

Заверению судовладельцем (арендатором) или капитаном морского рыбного порта подлежат судовые роли судов рыбопромыслового флота, маршрут следования которых после выхода из российского порта предусматривает пересечение внешнего предела территориального моря или район ведения промысла лежит за внешней границей территориального моря Российской Федерации.

При изменениях в составе экипажа судна изменения в судовую роль вносятся в следующем порядке. Строка судовой роли с фамилией выбывшего члена экипажа судна зачеркивается. Строка с фамилией нового члена экипажа судна нумеруется номером строки выбывшего члена экипажа судна.

При списании с судна члена экипажа без замены строка с фамилией выбывшего члена экипажа зачеркивается и производится запись о том, что член экипажа (номер строки, Ф.И.О., должность) списан с судна без замены.

Внесенные в судовую роль изменения подписываются капитаном судна с указанием даты списания с судна (зачисления в штат судна), номера приказа и заверяются судовой печатью.

При внесении изменений в судовую роль перед выходом судна из российского порта в рейс за пределы территориальных вод Российской Федерации данные изменения должны быть заверены судовладельцем (арендатором) или капитаном порта, в котором судно оформляет отход, и соответствующей печатью.

Внесение в судовую роль изменений, заключающихся в списании членов экипажа с судна без их замены, заверению судовладельцем (арендатором) или капитаном порта не подлежит. При этом состав экипажа судна должен удовлетворять требованиям свидетельства о минимальном безопасном составе экипажа судна, выданном капитаном морского рыбного порта, в соответствии со ст. 53 КТМ РФ, Правилами регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденными Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 N 30.


На обратной стороне судовой роли (которая сдается капитану морского рыбного порта на оформление прихода судна) для учета плавательного ценза делается запись с перечислением членов экипажа, несущих ходовую вахту (если в этом есть необходимость), с указанием Ф.И.О., должности и продолжительности несения ходовой вахты в течение рейса. Запись заверяется подписью капитана судна и судовой печатью.


Глава III. РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ И ПРАВ НА НИХ


Статья 33. Реестры судов Российской Федерации


Комментарий к статье 33


Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает существование трех реестров судов Российской Федерации: Государственного судового реестра; судовой книги и бербоут-чартерного реестра. Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) согласно пункту 2 комментируемой статьи подлежат регистрации только в двух из них: Государственном судовом реестре и судовой книге. В ряде случаев одни и те же органы осуществляют как техническую регистрацию, так и регистрацию прав на недвижимость. Речь, в частности, идет о так называемой условной или законной недвижимости (морские, воздушные суда и т.д.). Так, согласно пункту 2 комментируемой статьи право собственности и другие вещные права на морские суда, а также ограничения (обременения) прав на них подлежат регистрации в государственном судовом реестре или судовой книге. В государственном судовом реестре или судовой книге одновременно производится регистрация судов как транспортных средств.

Бербоут-чартерный реестр предназначен для регистрации судов, взятых в аренду без экипажа в иностранном государстве физическими и юридическими лицами - резидентами РФ. На время регистрации в бербоут-чартерном реестре морское судно приобретает право плавания под Государственным флагом РФ, при этом из реестра судов иностранного государства морское судно не исключается.

Что же касается Государственного судового реестра и судовой книги, то по смыслу пункта 5 комментируемой статьи в первом реестре регистрируются вещные права и ограничения (обременения) прав на пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн; во втором - на спортивные и прогулочные суда независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также на все остальные суда, не подлежащие регистрации в Государственном судовом реестре.

С моментом государственной регистрации связываются возникновение, переход и прекращение прав на недвижимое имущество. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. При отчуждении недвижимого имущества государственная регистрация определяет момент, с которого у приобретателя возникает право собственности. Другими словами, именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом. И именно с этого момента у собственника возникает риск случайной гибели или повреждения недвижимого имущества независимо от того, когда была осуществлена фактическая передача имущества. При этом исполнение договора отчуждения недвижимого имущества, в том числе передача недвижимости отчуждателем и принятие недвижимости приобретателем, могут осуществляться как до государственной регистрации перехода прав, так и после.


Согласно пункту 3 комментируемой статьи "регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке". Зарегистрированное право может быть оспорено как в российском, так и в зарубежном суде. Зарубежный суд может вынести решение о праве собственности на судно, если он обладает соответствующей компетенцией по международному праву или национальному праву страны суда. Так, например, Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 1952), участницей которой является Российская Федерация, предусматривает в статье 7, что суды страны, в которой был наложен арест, компетентны рассматривать дело по существу, если закон страны, в которой был наложен арест, предоставляет судам такую компетенцию. Требование о праве собственности на судно согласно статье 1 Конвенции является одним из морских требований, по которому судно может быть арестовано.

Именно такое судебное решение может служить основанием для изменения государственного реестра. При этом, если прежний собственник не начинает процедуру по изменению данных в реестре добровольно, можно потребовать принудительного изменения реестра. В этом случае иностранное судебное решение должно обладать обязательной силой на территории РФ. Для этого необходимо, чтобы иностранное решение прошло процедуру признания и исполнения на территории РФ. Иностранные судебные решения признаются и исполняются в РФ только судами РФ. Указания органов исполнительной власти не могут подменять собой требования признания и исполнения иностранного судебного решения в Российской Федерации, так как изменения данных в реестре могут быть оспорены только в судебном порядке.

Иностранный суд может вынести решение о передаче права собственности на судно. Действительная передача прав собственности на судно к новому собственнику происходит только в момент внесения соответствующих изменений в государственный реестр. Данное правило также закреплено в статье 131 ГК РФ.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта Приказом Минтранса России от 21.07.2006 N 87. Согласно данным Правилам регистрация осуществляется в торговых портах. Датой регистрации является день внесения соответствующих записей в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, бербоут-чартерный реестр либо реестр строящихся судов. Ипотека судна или строящегося судна регистрируется на день получения заявления о регистрации.