Файл: КоАП_гл12_комм_Иванов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 707

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состояние опьянения - составообразующий признак в ст. 12.8, 12.32 и квалифицирующий в ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ.

1.2. Объективная сторона административных правонарушений в области дорожного движения в большинстве случаев сопряжена с участием транспортного средства в дорожном движении, а посему с чисто внешней стороны складывается из активных действий, но это только на первый взгляд.

1.2.1. Двадцать четыре раза в главе 12 действия нарушителя описаны как управление транспортным средством при юридически значимых обстоятельствах, препятствующих этому: отсутствие регистрации; не пройден государственный технический осмотр; нарушены правила установки государственных регистрационных знаков; отсутствуют документы, предусмотренные Правилами дорожного движения; имеются неисправности или условия, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; нарушены правила применения ремней безопасности или мотошлемов; водитель не имеет права управления транспортным средством, находится в состоянии опьянения, нарушил требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Невыполнение водителем какого-либо из перечисленных требований делает его потенциально опасным для других участников дорожного движения, поэтому составы сконструированы как формальные (ст. 12.1, 12.2, ч. 1, 2, 4, 12.3, ч. 1, 2, 12.5, ч. 1, 2, 3, 3.1, 4, 6, 12.6, 12.7, ч. 1, 2, 12.8, ч. 1, 3, 4, 12.37).

1.2.2. Три правонарушения совершаются путем передачи управления транспортным средством другому лицу: не имеющему при себе документов на право управления им; заведомо не имеющему право управления транспортными средствами (за исключением учебной езды) или лишенному такого права; находящемуся в состоянии опьянения (ч. 3 ст. 12.3, ч. 3 ст. 12.7, ч. 2 ст. 12.8).

1.2.3. Движение, создающее опасность или препятствия для других участников дорожного движения, так или иначе упоминается в десяти статьях: 12.9 "Превышение установленной скорости движения", 12.10 "Нарушение правил движения через железнодорожные пути", 12.11 "Нарушение правил движения по автомагистрали", 12.12 "Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика", 12.13 "Нарушение правил проезда перекрестков", 12.14 "Нарушение правил маневрирования", 12.15 "Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона", 12.16 "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги", 12.17 "Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми или звуковыми сигналами" и 12.18 "Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения".

1.2.4. Тридцать шесть раз деяние, связанное с дорожным движением, описано либо как нарушение правил, либо невыполнение (несоблюдение) требования (обязанностей, условий). В ряде статей указывается на нарушение Правил дорожного движения (эксплуатации транспортных средств) и не уточняется, какие именно положения Правил могут быть нарушены (ст. 12.24, 12.29 и 12.30). Во всех остальных случаях отсылка делается не к Правилам дорожного движения в целом, а к тем их положениям, которые регулируют отдельно взятый процесс - проезд через железнодорожные переезды (ч. 2 ст. 12.10), расположение транспортного средства на проезжей части дороги, встречный разъезд (ч. 1 ст. 12.15), остановка или стоянка транспортных средств (ст. 12.19), пользование внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки (ст. 12.20), перевозка (ст. 12.21, ч. 4 ст. 12.21.1, ч. 2 ст. 12.21.2, ч. 1 ст. 12.23), учебная езда (ст. 12.22), движение транспортных средств в жилых зонах (ст. 12.28) - или даже отдельно взятую дорожную ситуацию, в которой возникает обязанность: уступить дорогу (ч. 2 ст. 12.13, ч. 3 ст. 12.14), подать сигнал или занять предписанное положение на проезжей части (ч. 1, 1.1 ст. 12.14).


Более узко и конкретно формулируется деяние, состоящее в невыполнении требований (обязанностей), которые могут:

а) прямо предусматриваться Правилами дорожного движения или иными нормативными правовыми актами, например требование Правил уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков (ч. 2 ст. 12.13), или уступить дорогу пешеходам, велосипедистам, иным участникам дорожного движения, пользующимся преимуществом в движении (ст. 12.18), застраховать свою гражданскую ответственность (ч. 2 ст. 12.37);

б) предписываться дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ч. 1 ст. 12.16);

в) исходить от уполномоченных лиц, например остановить, предоставить транспортное средство, пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, не употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП (ст. 12.25, 12.26, 12.27, ч. 3).

Нарушение правил, а равно невыполнение (несоблюдение) требования (обязанностей, условий) облекаются как в форму действия, так и бездействия. И хотя бездействие наиболее характерно для составов невыполнения какой-либо обязанности, тем не менее учитывая специфику регулируемой области общественных отношений, трудно дать однозначный ответ, действует при этом нарушитель либо его активность сведена на нет. Например, невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков (ч. 2 ст. 12.13), с внешней стороны состоит в движении транспортного средства, в то время как водитель обязан был привести его в состояние покоя. В то же время для того, чтобы уступить дорогу, водитель должен остановить свое транспортное средство, т.е. выполнить определенные действия, от которых он отказывается, и в данном случае однозначно бездействует.

1.2.5. Трижды в качестве наказуемых в главе 12 КоАП РФ упоминаются действия по установке на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков, недозволенных световых приборов или световозвращающих приспособлений, устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) (ч. 3 ст. 12.2, ч. 1 и 2 ст. 12.4) и один раз - незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб (ч. 3 ст. 12.4).

1.2.6. Использование определенных устройств образует составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 5 ст. 12.5 - использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения; ст. 12.36.1 - пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.


1.2.7. Перевозка упомянута как административно наказуемое деяние шесть раз (ст. 12.21.1, ч. 1, 2, 3, 12.21.2, ч. 1, 12.23, ч. 2). Юридическое значение имеют такие обстоятельства, как что или кто перевозится, габариты и вес перевозимого груза, наличие сопроводительных, в том числе разрешительных документов на груз, приспособленность транспортного средства к перевозкам данного вида, место размещения пассажиров.

1.2.8. Выпуск транспортного средства на линию - составообразующий признак объективной стороны правонарушений, предусмотренных 1, 2, 3 и 4-й частями статьи 12.31. Дифференциация внутри статьи зависит от конкретных нарушений, неполадок и неисправностей, выявленных по отдельно взятому транспортному средству. Разновидность этого действия - допуск водителя к управлению транспортным средством, если водитель находится в состоянии опьянения или не имеет право управления транспортным средством (ст. 12.32).

1.2.9. Применение незаконных мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, к участникам дорожного движения - деяние, закрепленное в ст. 12.35.

1.2.10. Факультативные признаки объективной стороны административных правонарушений в области дорожного движения - это место совершения правонарушения (железнодорожные пути, автомагистрали, технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали, перекрестки; места, в которых запрещены определенные маневры; проезжая часть дороги; полоса, предназначенная для встречного движения; места, отведенные для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов; места вне кабины автомобиля, трактора, других самоходных машин, а также грузовой прицеп, прицеп-дача, кузов грузового мотоцикла; место дорожно-транспортного происшествия, жилые зоны, тоннели и некоторые другие), предмет правонарушения (транспортные средства, подложные государственные регистрационные знаки, недозволенные и разрешенные к использованию световые приборы, устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов, цветографические схемы автомобилей оперативных служб, телефон), обстоятельства, включая обстановку, совершения правонарушения (наличие неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена; состояние опьянения лица, отсутствие необходимых документов или права управления транспортным средством, закрытый или закрывающийся шлагбаум, запрещающий сигнал светофора, регулировщика или дежурного по переезду, образование затора, на другом транспортном средстве включены одновременно проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал, ремонт и содержание дорог). Факультативный признак объективной стороны - способ совершения правонарушения - выделяется крайне редко, например в ст. 12.33 говорится об умышленном создании помех в дорожном движении путем загрязнения дорожного покрытия. Однако если под способом совершения правонарушения понимать описание отдельно взятой дорожной ситуации, в которой водитель не выполняет возложенные на него обязанности, то на квалификации это может отразиться следующим образом. Например, правонарушение, состоящее в нарушении правил маневрирования (вся статья 12.14), совершенное таким способом, как невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед перестроением, следует квалифицировать по части 1 указанной статьи. Данный подход может привести к смешению понятий способа и объективной стороны состава административного правонарушения.


1.3. Субъект административных правонарушений в области дорожного движения представлен далеко не только водителями транспортных средств. Исходя из содержания санкций, всех субъектов, предусмотренных главой 12, можно разделить на физических лиц (граждан и должностных лиц) и юридических лиц.

В силу ст. 2.3 КоАП РФ к физическим лицам - субъектам административной ответственности - относятся лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут за административные правонарушения, предусмотренные главой 12, административную ответственность на общих основаниях (а не дисциплинарную, см. ст. 2.5). Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории России административные правонарушения, предусмотренные главой 12, в соответствии с ч. 1 ст. 2.6 подлежат административной ответственности на общих основаниях.

В ст. 2.6.1 назван субъект, ни разу не упомянутый в статьях комментируемой главы, - собственник (владелец) транспортного средства, ответственность которого за административные правонарушения в области дорожного движения наступает при наличии одновременно следующих условий:

- правонарушение в области дорожного движения зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

- собственник (владелец) транспортного средства не обжаловал соответствующее постановление, вынесенное без его участия (ч. 3 ст. 28.6), или в ходе рассмотрения этой жалобы не смог доказать, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

К этому следует добавить, что собственник (владелец) транспортного средства несет ответственность за правонарушения, состоящие в передаче управления транспортным средством ненадлежащему лицу - не имеющему при себе документов на право управления им (ч. 3 ст. 12.3), заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (ч. 3 ст. 12.7), находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8). Именно по субъекту можно разграничивать административно наказуемую передачу управления и допуск к управлению транспортным средством, о котором говорится в ст. 12.32, предусматривающей ответственность исключительно должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.


Все субъекты, прямо закрепленные в статьях главы 12, могут быть разделены на две группы. В первую входят участники дорожного движения, к которым относятся водители, а также лица, управляющие мопедом, велосипедом, возчики, пассажиры и пешеходы. Вторая объединяет всех остальных лиц, подлежащих административной ответственности за те или иные правонарушения, предусмотренные главой, не участвующих в дорожном движении напрямую, но в той или иной степени влияющих на его безопасность (должностные лица, выпускающие транспортные средства на линию, ответственные за их техническое состояние и безопасность; ремонтные организации; граждане, наносящие вред дорогам, и ряд других).

Субъекты - участники дорожного движения:

1) водители - а именно все, кто управляют транспортными средствами на законных основаниях, то есть имеют право управления, однако нарушают установленные требования, связанные с постановкой транспортных средств на учет, их идентификацией, передвижением и т.п. (ст. 12.1, 12.2, 12.3, 12.5, 12.6, 12.9 - 12.28), а также лица, управляющие транспортными средствами, не имея на то законных оснований, например изначально не имеющие права управления, лишенные этого права, находящиеся в состоянии опьянения (ст. 12.7, 12.8, 12.26, ч. 2). Данные лица тоже считаются водителями, что было прямо сказано в разъяснении Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ": "При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению". Деление на водителей по праву и водителей неправомерных не исключает привлечение лица, незаконно управляющего транспортным средством, к административной ответственности за правонарушения первого ряда, например за превышение установленной скорости движения (ст. 12.9), выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения (ч. 3 или 4 ст. 12.15) и т.д. Вместе с тем к "самовольным" (т.е. только не имеющим права управления, но не лишенным его!) водителям невозможно применить наказание в виде лишения права управления транспортным средством ввиду отсутствия у них такого права (см. ст. 12.8, 12.26). При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, правонарушений, предусмотренных другими статьями комментируемой главы, его действия квалифицируют по совокупности по ч. 1 либо ч. 2 ст. 12.7 и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ (например, выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, - по ч. 3 ст. 12.15).