Файл: ЗК_комм_Чубуков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2687

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 866.


Правила определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее - загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;

используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;

используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.


На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны. Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

В целях снижения уровня неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, рационального использования и улучшения качества загрязненных земель, состояние которых требует проведения специальных мероприятий и введения ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности, разрабатываются программы, проекты землеустройства или планы реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми проводятся в зависимости от характера и уровня загрязнения земель мелиоративные, культуртехнические и другие реабилитационные работы.

После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ на загрязненных землях на основании данных специальных обследований федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, природоохранных нормативов и правил.

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиационному загрязнению, разрабатываются специальные экологические программы в соответствии с ФЗ от 10.07.2001 "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" <1>. Положение о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 N 421 <2>. Положение о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.09.2003 N 588.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2947.

<2> СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2453.


3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает принцип полного возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества.

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства осуществляется по правилам ст. 57 и ст. 58 Кодекса (см. указанные статьи и комментарии к ним). Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 <1> в соответствии с требованием ст. 57 Кодекса.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.


Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по согласованию с Минэкономразвития России и Минимуществом России.

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитывается разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.


При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством РФ. Целесообразно иметь в виду, что Правила возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 887 <1>, утратили силу одновременно с утверждением Постановлением Правительства РФ от 17.11.2004 N 647 Правил расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5084.

<2> СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4665.


Помимо возмещения названных убытков и потерь лица, деятельность которых повлекла указанные в п. 3 ст. 14 Кодекса последствия, обязаны: а) компенсировать затраты, связанные с дезактивацией загрязненных земель, с приведением их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или б) возместить собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость. При этом возмещение стоимости земельных участков, как следует из буквального толкования нормы, осуществляется только в случае перевода соответствующих загрязненных земель в земли запаса для консервации (см. комментарий к п. 2 ст. 14; ст. 103 Кодекса и комментарий к ней).

Субъектами юридической ответственности, предусмотренной в комментируемом пункте, могут быть граждане и юридические лица. Их ответственность наступает независимо от того, повлекла загрязнение земель предпринимательская или иная деятельность указанных лиц.


Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ


Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц


Комментарий к статье 15


1. В п. 1 речь идет о субъектах права частной собственности, которые приобретают земельные участки по законным основаниям.

В первую очередь необходимо показать, какие конкретно лица могут быть собственниками земельных участков и каков объем их правомочий.

Собственниками земельных участков могут быть граждане, в том числе иностранные, а также лица без гражданства, юридические лица, включая иностранные (см. комментарии к п. п. 1 - 2 ст. 5 Кодекса), которые на основании ст. 36 Конституции РФ, ст. ст. 129, 209, 212 - 213 ГК РФ вправе по своему усмотрению распорядиться принадлежащими им земельными участками (использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе по отчуждению), но в той мере, в какой их оборот допускается в соответствии с Кодексом и Вводным законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Общие ограничения оборота земельных участков содержатся в Кодексе (см., например, ст. 27). Что касается земельных участков сельскохозяйственного назначения, то ограничения их оборота установлены ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (см. также п. 6 ст. 27 Кодекса).


Названные субъекты-собственники обладают, даже несмотря на некоторые ограничения, гораздо более широкими, по сравнению с иными лицами, указанными п. 3 ст. 5 Кодекса правомочиями в отношении принадлежащих им земельных участков.

Следует отметить, что существует и общая (многосубъектная) собственность (подробно см. гл. 16 ГК РФ). Субъекты общей собственности, как и любые другие собственники, обладают правомочиями, установленными ст. 209 ГК РФ, однако реализуют их сообща. К субъектам общей (совместной или долевой) собственности относятся, в частности, члены крестьянского (фермерского) хозяйства. Режим имущества этого хозяйства регулируется ГК РФ (см. ст. 257 и др.) и ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Необходимо также обратить внимание на то, что не все виды юридических лиц могут быть собственниками принадлежащего им имущества, в том числе и земельных участков (подробно см. гл. 4 ГК РФ и специальные федеральные законы о юридических лицах).

Так, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы (см. п. 2 ст. 48, § 2 - 3, ст. 116 гл. 4 ГК РФ), осуществляющие различные виды деятельности, в том числе и в сфере сельского хозяйства, вправе иметь в собственности земельные участки.

Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) также вправе быть собственниками земельных участков (см. п. 3 ст. 48, ст. ст. 117 - 118, 121 гл. 4 ГК РФ).

2. В содержащейся в первом предложении п. 2 ст. 15 Кодекса норме речь идет о равном доступе граждан и юридических лиц к приобретению земельных участков в собственность. Эта норма вытекает из основных начал гражданского законодательства (равенство участников имущественных отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора и др.; см. ст. 1 ГК РФ).

В соответствии с нормой, содержащейся во втором предложении п. 2, не могут предоставляться в собственность граждан и юридических лиц земельные участки, изъятые из оборота (см. первый абз. п. 2, п. 4 ст. 27 Кодекса). Остальные же земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе ограниченные в обороте, в случаях, установленных федеральными законами (см. второй абз. п. 2, п. 5 ст. 27 Кодекса), могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность.

3. В п. 3 комментируемой статьи имеет место случай ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (см. также комментарий к п. 2 ст. 5 Кодекса) на приобретение в собственность земельных участков, находящихся на приграничных и на иных особых территориях. Перечни приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, будет устанавливаться Президентом РФ. Могут быть приняты специальные федеральные законы, устанавливающие особый режим для указанных лиц на иных особых территориях.