Файл: ЗК_комм_Чубуков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2780

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен в ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе" и конкретизирован в Регламенте проведения государственной экологической экспертизы <1>.

--------------------------------

<1> Утвержден Приказом Госкомэкологии России от 17.06.1997 N 280.


Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчикам материалов требованиям ФЗ "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 11 и ст. 12 ФЗ "Об экологической экспертизе", в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы <1>.

--------------------------------

<1> Положение о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации было утверждено Приказом Госкомэкологии России от 22.04.1998 N 238.


Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, соответствующих требованиям п. 1 и п. 2 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе". Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта такой экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.


Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям ст. 18 ФЗ "Об экологической экспертизе".

Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном ФЗ "Об экологической экспертизе" порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе";

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Условия проведения общественной экологической экспертизы предусмотрены в ст. 23 ФЗ "Об экологической экспертизе". Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в 7-дневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть указаны наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.


Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

Санитарно-гигиенические нормы и требования устанавливаются санитарным законодательством Российской Федерации, включающим ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <1>, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов. Например, Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 утверждены Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании <2> и Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1. Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167; N 27. Ч. I. Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607.

<2> СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.

<3> СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; 2004. N 8. Ст. 1853; N 47. Ст. 4666.


Основные санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека установлены статьями гл. III ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". К ним относятся, в частности, требования к планировке и застройке городских и сельских поселений (ст. 12); водным объектам (ст. 18); питьевой воде и питьевому водоснабжению населения (ст. 19); атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (ст. 20); почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок (ст. 21); сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления (ст. 22); жилым помещениям (ст. 23); эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24). Указанные требования конкретизируются в правительственных и ведомственных нормативно-правовых актах.

3. Программы мелиорации земли, повышения плодородия почв, а также предлагаемые к внедрению новые технологии должны соответствовать экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. В противном случае осуществление таких программ и внедрение новых технологий запрещены императивной нормой п. 3 ст. 13 Кодекса. Следует отметить, что норма сформулирована весьма неконкретно: не раскрыто содержание понятия "иные требования". На наш взгляд, подобных нечетких формулировок в нормотворческой деятельности следует избегать. Ведь именно сформулированные подобным образом правовые нормы неоправданно расширяют границы административного усмотрения в правоприменительной деятельности и вряд ли реально способствуют достижению целей охраны земель. См. также комментарий к п. 2 ст. 13 Кодекса.

4. Правило, подобное установленному в п. 4 ст. 13 Кодекса, ранее содержалось в ст. 101 ЗК 1991 г. Для целей охраны земель оно имеет важное практическое значение. В случаях производства названных в комментируемом пункте работ верхний, плодородный слой почвы должен сохраняться и использоваться в соответствии с целью, установленной в данной норме. Это правило призвано способствовать бережному отношению к плодородному слою почвы, не допускать его порчи или уничтожения и одновременно содействовать улучшению малопродуктивных земель. В конечном итоге оно должно служить достижению целей охраны земель, перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 12 Кодекса.


Данное правило, действующее на протяжении уже многих лет, получило конкретизацию в ряде нормативных актов, специально регулирующих отношения, возникающие по поводу охраны земель. К числу таких актов относится, например, Приказ Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".

5. Предельно допустимые концентрации - один из экологических нормативов, определяющий критерии качества компонентов окружающей природной среды.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву, устанавливаются для оценки ее состояния в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий. Нормативы совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Помимо п. 5 ст. 13 Кодекса правовую основу нормирования предельно допустимых концентраций составляют ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и другие, в том числе подзаконные, нормативные правовые акты. К таким актам относится, например, Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554, которым утверждены Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации. См. также комментарий к п. 6 ст. 13 Кодекса.

6. Консервация земель представляет собой их временное исключение из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие. Консервация направлена также на реабилитацию территорий, подвергшихся загрязнению.

Долгое время соответствующие отношения регулировались Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 555 <1>. На основании бланкетной нормы п. 6 ст. 13 Кодекса Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 был утвержден новый правовой акт - Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота <2>, одновременно с принятием которого утратило силу Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 555.

--------------------------------

<1> СА РФ. 1992. N 8. Ст. 505; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190.


<2> СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.


Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота установило порядок консервации земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

В настоящее время допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека. Имеются в виду, в частности, земли:

а) подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земли в районах Крайнего Севера, занятые оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

б) имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

в) загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Подготовка предложений о консервации земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (или его территориальными органами) с участием Минприроды России, Минздрава России (или их территориальных органов) и Минсельхоза России в пределах их компетенции на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков с учетом данных государственного мониторинга земель или специальных обследований.

Специальные (почвенные, геоботанические, агрохимические и др.) обследования проводятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по утверждаемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти методикам для выявления подлежащих консервации земель, определения их местоположения, площади, динамики изменения качества земель и причин, приводящих к деградации земель.

Предложения по консервации земель должны включать:

а) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании, подготовленное Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (или его территориальными органами) с участием Минприроды России, Минздрава России (или их территориальных органов) и Минсельхоза России;