Файл: ЗК_комм_Чубуков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2777

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Садоводческие и дачные кооперативы, расположенные в пределах границ (черты) города (поселения), могут размещаться в пределах жилых зон.

6. В общественно-деловых зонах земельные участки предназначаются для размещения как объектов, названных в п. 6 ст. 85 Кодекса, так и объектов здравоохранения, культуры, торговли, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой, финансовой, общественной активности. В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в названной зоне, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

7. В поселениях часть территории занимают производственные зоны. Помимо размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, в них устанавливаются санитарно-защитные зоны, в которых не разрешено размещение жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции.

Благоустройство территорий производственных зон осуществляется за счет собственников соответствующих производственных объектов.

8. В зонах инженерной и транспортной инфраструктур вредное воздействие на среду жизнедеятельности поселения оказывают сооружения и коммуникации транспорта, связи, инженерного оборудования. Поэтому должны соблюдаться необходимые расстояния от таких объектов до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон. Сооружения и коммуникации транспорта, связи, инженерного оборудования, эксплуатация которых оказывает прямое вредное воздействие на безопасность населения, размещаются за пределами городских и сельских поселений.

9. Рекреационные зоны предназначены для отдыха граждан и туризма. На территории этих зон не разрешается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. В рекреационных зонах могут существовать особо охраняемые природные территории и природные объекты.

10. На территории поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий. Использование земель в пределах таких зон должно соответствовать требованиям ст. ст. 94 - 100 Кодекса и ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1. Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1. Ст. 25; N 19. Ст. 1752.


11. В пределах поселений обычно существуют земельные участки, занятые пашнями, садами, виноградниками, огородами, сенокосами, пастбищами и сельскохозяйственными строениями. Кодекс, именуя эти земельные участки зонами сельскохозяйственного использования, не отождествляет их с землями сельскохозяйственного назначения, расположенными вне поселений. От последних они отличаются не только местом размещения, но тем, что свое наименование "зона сельскохозяйственного использования" носит не постоянно, а лишь до момента изменения вида ее использования и может быть застроена в соответствии с генеральным планом и правилами застройки поселения.


12. В составе территориальных зон городов и поселений Кодекс называет также зоны специального назначения, зоны военных объектов и иные территориальные зоны. Краткая характеристика этих зон в Кодексе не дана, но о них есть сведения в ГрК РФ.

Зоны специального назначения выделяются для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон городских и сельских поселений.

Зоны военных объектов и иные режимные территории предназначены для размещения объектов, в отношении которых устанавливается особый режим. Он устанавливается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления и в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами, со специальными нормативами, с правилами застройки.


Статья 86. Пригородные зоны


Комментарий к статье 86


1. К городам и поселениям всегда примыкают земли иных категорий. Земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, но составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящую в состав земель иных поселений, Кодекс именует пригородными зонами. Они включают земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций.

2 - 6. Поскольку в пригородные зоны могут быть включены земельные территории, существенно различающиеся по своим природным характеристикам и хозяйственному использованию, Кодекс выделяет ряд зональных территорий, которые именуются по-разному: территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Одновременно сохраняется давно существующая законодательная практика выделения в пригородных территориях зеленых зон, в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов Федерации, а пригородных зон Москвы и Санкт-Петербурга - федеральными законами. Этот порядок, установленный Кодексом, заслуживает поддержки. Ранее границы пригородных зон утверждались в градостроительной документации органами исполнительной власти.


Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ,

ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ,

ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ

И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения


Комментарий к статье 87


1. Наименование данной категории земель, на наш взгляд, заслуживает самой отрицательной оценки. Прежде ЗК 1991 г. содержал в наименовании этой категории земель 14 слов. В Кодексе законодатель расширил наименование этой категории земель до 21 слова.

Возникает вопрос, следует ли употреблять столь длинные, неудобные для произношения и использования законодательные наименования? Мудрость заключается не в пространных речах и наименованиях, а в краткости понятия, выражающего глубокое и полное содержание. Ни одно понятие не может выразить все грани содержания перечислением его составляющих элементов: в любом случае останутся какие-то не попавшие в перечень черты и свойства характеризуемого предмета, явления, процесса. В данном случае после прочтения 21 слова о наименовании этой категории земель все равно остается нераскрытой такая категория, как "земли иного специального назначения". В прошлые годы развития земельного законодательства эта категория земель называлась "земли специального назначения", и в необходимых случаях определялись виды этих земель.

Употребленное в Кодексе двадцатиоднословное наименование категории земель достойно за его "филологическую неразумность" занесения в книгу "рекордов юридических нелепостей". Не случайно и законодатель в тексте Кодекса в дальнейшем уже пользуется более кратким наименованием этой категории земель, называя их "земли промышленности и иного специального назначения", что вполне допустимо.

Указанная категория земель используется для размещения предприятий и организаций, осуществляющих свои уставные цели и задачи в различных отраслях экономики, хозяйственной и оборонной деятельности. Их перечень раскрыт в п. 2 комментируемой статьи.

2. Данный пункт характеризует основные, но не все виды земель названной категории, поскольку существуют земли иного специального назначения, состав и характеристика которых в Кодексе не раскрываются.

3. Характерной особенностью земель промышленного и иного специального назначения является наличие на многих из них охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель. Установление таких зон в известной степени ограничивает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Им ограничивается или запрещается деятельность, несовместимая с целями установления названных зон.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными системами и объектами, Кодекс относит к федеральной собственности. Это соответствует Конституции РФ (ст. 71).


5. Пункт 5 комментируемой статьи определяет принцип распределения полномочий по установлению порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения. В зависимости от формы земельной собственности эти полномочия возложены на Правительство РФ (по федеральным землям), на органы исполнительной власти субъектов Федерации (если земли находятся в собственности субъекта Федерации) и органы местного самоуправления (в отношении муниципальных земель).

6. Кодекс сохранил практиковавшуюся долгие годы, на наш взгляд, правильную и полезную для нужд сельского хозяйства и иного использования практику, согласно которой земли, названные ныне землями промышленности и иного специального назначения, могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.


Статья 88. Земли промышленности


Комментарий к статье 88


1. Статья 88 Кодекса характеризует основные черты правового режима земель промышленности. Они используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. В ЗК 1991 г. самостоятельная статья о землях промышленности отсутствовала; о таких землях упоминалось лишь как о части иных земель специального или иного назначения.

2. Пункт 2 комментируемой статьи перечисляет объекты, которые могут размещаться на земельных участках промышленности. С нашей точки зрения, он нуждается в более существенной расшифровке. В частности, ни Кодекс, ни другие федеральные законы не раскрывают подробно правовой режим санитарных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности.

3. Данный пункт отсылает заинтересованных субъектов к другим предписаниям, указывая, что размеры земельных участков для промышленности определяются утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Поскольку утвержденных норм отвода земель для промышленности не было ранее и нет в настоящее время, остается пользоваться проектно-технической документацией. Такой порядок вряд ли заслуживает одобрения. Утвержденные в установленном порядке нормы отвода земель для промышленных предприятий необходимы. Они будут способствовать сбережению более ценных земель для других нужд.

4. Пункт 4 предусматривает особенности отвода земель горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. Они несколько кратки, но необходимы, поскольку названные организации являются значительными загрязнителями иных ценных земель. Требования к ним должны быть повышены в интересах сбережения сельскохозяйственных и иных ценных земельных угодий.

Важно подчеркнуть ценность законодательного предписания о том, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.



Статья 89. Земли энергетики


Комментарий к статье 89


1 - 3. Понятие земель энергетики Кодексом введено впервые. В прошлом они оставались не обозначенными в составе земель промышленности и иного специального назначения. На объектах энергетики вырабатывается электричество. Оно передается зачастую на другие объекты по воздушным линиям, размещенным, как правило, на опорах на множестве небольших земельных участков, которые включаются в состав земель энергетики. На таких земельных участках могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

Правовой режим охранных зон пока определяется общими предписаниями Кодекса. В дальнейшем будет применяться нормативный правовой акт Правительства РФ, в котором в известной мере определен правовой режим охранных зон электрических сетей. Это вытекает из Правил определения размеров участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 <1>. Данные Правила в соответствии с Кодексом устанавливают порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности этих линий.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3276.


Воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.

Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.

Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как:

площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках - включая оттяжки), - для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель, кроме предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения;