Файл: ЗК_комм_Чубуков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2760

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если в течение трех месяцев со дня внесения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта предложение о закрытии железнодорожной станции не будет принято или не будет осуществлено финансирование убыточной железнодорожной станции, то владелец инфраструктуры вправе требовать закрытия железнодорожной станции или прекращения выполнения соответствующих операций на железнодорожной станции в судебном порядке.

3. Кодекс не дает детальную характеристику правового режима земель автомобильного транспорта. Все они, как правило, являются государственной собственностью. Вместе с тем допускается передача автомобильных дорог и дорожных объектов для эксплуатации на платной основе юридическим лицам, в том числе организациям, подведомственным Российскому дорожному агентству, которые могут обеспечить финансирование, строительство (реконструкцию) ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных объектов в соответствии с установленными требованиями.

Решение об эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов на платной основе принимается Правительством РФ. Передача в эксплуатацию на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, подведомственных Российскому дорожному агентству, осуществляется по конкурсу на срок до 49 лет при сохранении их в федеральной собственности. Передача оформляется гражданско-правовым договором.

Эксплуатация автомобильных дорог и дорожных объектов на платной основе осуществляется при наличии бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам и дорожным объектам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Временные правила организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 (СЗ РФ. N 36. Ст. 4406).


В настоящее время действует общий порядок установления и использования придорожных автомобильных полос. Он предписан Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6059.


Придорожными полосами федеральных автомобильных дорог общего пользования признаются прилегающие с обеих сторон к полосе отвода участки земли шириной не менее 30 метров каждый от границ полосы отвода. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков в пределах полос должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации об особом режиме использования этих земель. Участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.

В зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается:


для автомобильных дорог IV и III категории - 50 метров;

для автомобильных дорог II и I категории - 75 метров;

для подъезда к столицам республик, краевым, областным центрам, городам федерального значения, центрам автономной области и автономных округов, а также для участков федеральных автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения для 250 тыс. человек - 100 метров.

Придорожные полосы для указанного подъезда начинаются не менее чем за 25 км до границы города. В границах поселений размер придорожной полосы устанавливается до границ соответствующей застройки, но не более чем за 50 метров.

Земли, занятые придорожными полосами, подлежат учету в государственном земельном кадастре.

В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, ГИБДД и дорожного сервиса. Не разрешается размещение инженерных коммуникаций, в том числе линий электропередачи, линий связи, а также некапитальных зданий и сооружений.

4. В Кодексе установлены самые общие правила о землях морского и внутреннего водного транспорта. Основой принадлежащих этим видам транспорта земель являются земельные участки, на которых размещаются порты и их обслуживающая инфраструктура, здания, строения, сооружения, навигационное оборудование.

Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 <1> использует такие понятия, как внутренние водные пути, речной порт, порт (причал) и пункт отстоя.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1002.


Внутренние водные пути Российской Федерации - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Речной порт - это комплекс сооружений, расположенный на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Порт (причал) - это порт или причал общего пользования, в котором хотя бы одно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица.

Пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов.

Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством РФ.


Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях, а также добыча нерудных строительных материалов осуществляется по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с требованиями государственных стандартов. Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Портовые гидротехнические сооружения, навигационное и гидрографическое оборудование, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное находящееся на территории порта имущество могут находиться в любой собственности.

Территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития.

Акваторию порта составляют отведенные порту в установленном законодательством Российской Федерации порядке участки акватории в пределах внутренних водных путей, в том числе рейды и подходы к порту. Обозначение границ акватории порта осуществляется бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.

5 - 7. Земельные участки для деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта используются под аэропорты, взлетно-посадочные полосы и другие наземные объекты, необходимые воздушному транспорту. Кодекс, к сожалению, не регламентирует более подробно правовой режим этих земель.

Вместе с тем отдельные особенности использования таких земель можно уяснить из других законов и нормативных правовых актов. Так, в настоящее время действует Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 <1>. В нем сформулированы необходимые понятия, связанные с правовым режимом земель воздушного транспорта.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; 1998. N 28. Ст. 3483; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 13. Ст. 1078.


Аэродром - это участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки судов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправления воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.


Отвод участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Отвод участка поверхности воды под аэродром проводится в соответствии с водным законодательством Российской Федерации (ст. 43 Воздушного кодекса РФ).

В настоящее время действуют также Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084 <1>. В них предписано строительство или реконструкцию аэродромов заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в обязательном порядке согласовывать со штабом военного округа, в границах которого планируется такое строительство или реконструкция, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти и организациями, на деятельность которых может оказать влияние выполнение полетов с построенного или реконструированного аэродрома. В целях исключения возможного вредного воздействия на здоровье людей и на деятельность организаций для каждого аэродрома устанавливается зона ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства, границы которой сообщаются федеральным органам исполнительной власти для учета при планировании, строительстве и развитии городов и других населенных пунктов, а также при строительстве и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.


Организации, заинтересованные в размещении объектов в районе аэродрома, должны согласовывать их размещение со старшим авиационным начальником аэродрома. Согласованию подлежат размещение:

объектов в границах полос воздушных подходов к аэродрому, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома;

объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома;

линий связи и электропередачи, а также других источников радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств независимо от места их размещения;

взрывоопасных объектов независимо от места их размещения;

факельных устройств для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени) независимо от места их размещения;

промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов независимо от места размещения этих предприятий и сооружений.

Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне воздушных подходов - менее 15 км от контрольной точки аэродрома места выбросов пищевых отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.


Лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении находятся постоянные или временные высотные сооружения, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на этих сооружениях за свой счет ночные и дневные маркировочные знаки в соответствии с нормами годности аэродромов.


Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики


Комментарий к статье 91


1 - 2. Понятие земель связи, радиовещания, телевидения, информатики, сформулированное в п. 1 ст. 91 Кодекса, достаточно расплывчато. Оно уточняется в следующем пункте данной статьи путем перечисления целей использования названных земель. Вместе с тем в ряде федеральных законов и подзаконных правовых актов имеются некоторые указания о правилах использования названных видов земель.

Так, общие основы правового режима земель связи определены в ФЗ от 07.07.2003 "О связи" <1>. Согласно этому Закону к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо предоставленные на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи (ст. 10).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.


Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и создания просек для размещения сетей связи, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации. Размеры таких земельных участков, в том числе земельных участков, предоставляемых для установления зон и просек, определяется в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности, градостроительной и проектной документацией.

Действуют также Правила охраны линий и сооружений связи в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 <1>. Согласно Правилам на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования. Земельная площадь охранных зон на трассах линий связи и линий радиофикации используется юридическими и физическими лицами в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, но с учетом ограничений, установленных названными Правилами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2396.


Предприятиям, в ведении которых находятся линии связи и линии радиофикации, в охранных зонах разрешается:

устройство за свой счет дорог, подъездов, мостов и других сооружений, необходимых для эксплуатационного обслуживания линий связи и линий радиофикации на условиях, согласованных с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, которые не вправе отказывать этим предприятиям в обеспечении условий эксплуатационного обслуживания сооружений связи;