Файл: ЗК_комм_Чубуков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2684

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

площадь контура, отстоящего на 1,5 метра от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках - включая оттяжки), - для предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Минимальные размеры обособленных земельных участков для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), допускается определять как площадь контуров, отстоящих на 1 метр от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли - для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 метра - для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.

В Правилах определяются размеры земельных участков (их частей), отнесенных к категориям земель, не указанным в этих Правилах, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).

Размеры земельных участков (частей земельных участков), которые используются хозяйствующими субъектами в период проведения инженерных изысканий при проектировании воздушных линий электропередачи (линий связи, обслуживающих электрические сети), определяются проектной документацией на проведение указанных работ.

Земельные участки (части земельных участков), используемых хозяйствующими субъектами в период проведения инженерных изысканий при проектировании воздушных линий электропередачи (линий связи, обслуживающих электрические сети), определяются проектной документацией на проведение указанных работ.

Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами в период строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередачи, ширина которой превышает расстояние между осями крайних фаз на 2 метра с каждой стороны.

Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами при производстве указанных работ в отношении воздушных линий электропередачи напряжением 500, 750 и 1150 кВ с горизонтальным расположением фаз, представляют собой отдельные полосы шириной 5 метров для каждой фазы.


Конкретные размеры земельных участков (частей земельных участков) для осуществления указанных работ определяются в соответствии с проектной документацией с учетом технологии производства монтажных работ, условий и методов строительства.


Статья 90. Земли транспорта


Комментарий к статье 90


1. Комментируемая статья раскрывает общие черты правового режима земель транспорта. К таким землям Кодекс относит те, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта. В п. 1 ст. 90 названы основные виды транспорта (автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, воздушный). Данный перечень не является исчерпывающим. Кодекс предусматривает использование земель и иными видами транспорта. Например, существует и активно функционирует трубопроводный, продуктопроводный, гужевой и другие виды транспорта.

Характеристика правового режима отдельных видов транспорта дана в Кодексе не всегда достаточно развернуто. Более полная характеристика земель, предоставленных отдельным видам транспорта, может быть дана только с привлечением предписаний иных федеральных законов, содержащих нормы о правовом режиме земель, используемых конкретными транспортными организациями.

Земли, используемые транспортными организациями, признаны ограниченными в обороте, поэтому они не могут находиться в частной собственности (п. п. 2, 5 ст. 27 Кодекса).

2. В п. 2 ст. 90 определены основы правового режима земель железнодорожного транспорта. Земельные участки выделяются для размещения железнодорожных путей, объектов железнодорожного транспорта и установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Кодекс не раскрывает все черты правового режима земель железнодорожного транспорта. Более детально он урегулирован в других федеральных законах.

Так, ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <1> определяет понятие земель железнодорожного транспорта. К ним относятся земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, сооружений, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст. 2).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.


Полоса отвода железных дорог - прилегающие к железнодорожным путям земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.


Охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий. Они устанавливаются в целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям в местах движения скоростных поездов.

Порядок установления и использования охранных зон определяется Правительством РФ. Например, Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 N 26Ц, устанавливает требования, предъявляемые к содержанию полосы отвода. В частности, железные дороги обязаны: содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; не нарушать установленный порядок земле-, недро- и водопользования.

В полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным землям не допускается разрастание травянистой и древесно-кустарниковой растительности. От опушки естественного леса полоса отвода должна быть отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах наружную рекламу юридических и физических лиц.

Свободные земельные участки в полосе отвода могут в установленном законодательством порядке передаваться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

Временным пользователям в пределах полосы отвода не разрешается извлечение песка, глины, иных строительных материалов и грунта, а также размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.

Земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в установленном порядке.


ФЗ от 27.02.2003 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" <1> установил организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта был создан единый хозяйствующий субъект "Российские железные дороги" путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, Устав которого утвержден Правительством РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805.


Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Эти земельные участки закон признает федеральной собственностью. Внесение данных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществлялся без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления, организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 57 <1> утвержден Перечень объектов имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог. В Перечне названы магистральные железнодорожные линии (включающие железнодорожные пути с земляным полотном, верхнем строением пути и искусственными сооружениями) на перегонах и железнодорожных станциях; железнодорожные переезды с оборудованием и многие иные объекты; малоинтенсивные железнодорожные линии и участки, имеющие оборонное значение, объекты локомотивного и вагонного хозяйства и многие другие.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 527.


Названным Постановлением Правительства РФ был утвержден также Перечень объектов имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на передачу которых в залог, а также продажу и распоряжение иным образом, влекущим за собой переход права собственности, требуется согласие Правительства Российской Федерации. В данный Перечень включены среди других объектов малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции со всеми сооружениями, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение).

Постановлением от 18.04.2005 N 233 Правительство РФ утвердило Правила примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций <1>. Они определяют совокупность действий и процедуру принятия решений при проведении работ по примыканию к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых и восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1566.


Для получения разрешения на примыкание к существующим железнодорожным путям общего пользования строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования (новые железнодорожные пути) владелец новых железнодорожный путей обращается в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Обращение о выдаче разрешения на примыкание к существующим железнодорожным путям новых железнодорожных путей (разрешение на примыкание) составляется в произвольной форме и скрепляется печатью владельца новых железнодорожных путей. В обращении о выдаче названного разрешения указываются данные, перечисленные в Правилах.

Федеральное агентство устанавливает соответствие новых железнодорожных путей в месте примыкания к существующим железнодорожным путям общего пользования, требования нормативных правовых актов, стандартов, технических норм, строительных норм и правил, предъявляемым к строительству и модернизации железнодорожных путей общего или необщего пользования, а также порядку определения мест примыкания, устанавливаемому Министерством транспорта РФ.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта принимает решение о выдаче разрешения на примыкание в 3-месячный срок со дня получения обращения. Отказ в выдаче разрешения на примыкание может быть обжалован с судебном порядке.