Файл: ЗК_комм_Чубуков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2679

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

копать ямы, траншеи и котлованы для ремонта линий связи и линий радиофикации с последующей их засыпкой;

вырубать отдельные деревья при авариях на линиях связи и линиях радиофикации, проходящих через лесные массивы, в местах прилегания к трассам этих линий, с последующей выдачей в установленном порядке лесорубочных билетов (ордеров) и очисткой мест вырубки от порубочных остатков.

На производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому лицу или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации.

Охранные зоны устанавливаются для кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.

Более детальные для отдельных случаев размеры охранных полос и правила пользования ими изложены в Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.

Законодательство предусматривает особенности предоставления земельных участков организациям почтовой связи. Земельные участки, отводимые под объекты почтовой связи, находящиеся в ведении организаций федеральной постовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) пользование (см. ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697; 2003. N 28. Ст. 2895.


При планировании развития городов и сельских поселений, проектировании и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планируемой структуры, а также жилых домов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с градостроительными нормативами и правилами должны предусматривать проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи.


Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности


Комментарий к статье 92


1 - 3. В комментируемой статье впервые в истории земельного законодательства даются краткие, но необходимые сведения о понятии земель, предоставляемых для обеспечения космической деятельности, указываются цели, для которых они используются, формулируются принципы взаимоотношений с законными правообладателями земельных участков, используемых под районы эпизодического падения отделяющихся частей ракет. Полезность этих, с нашей точки зрения, излишне кратких законодательных предписаний неоспорима уже в силу того, что Закон РФ "О космической деятельности" <1> содержит лишь одно отсылочное правило о том, что выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.


--------------------------------

<1> РГ. 1993. 6 октября; СЗ РФ. 1996. N 50. Ст. 5609; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 10. Ст. 834.


Статья 93. Земли обороны и безопасности


Комментарий к статье 93


1. Комментируемая статья уточняет наименование характеризуемых в ней земель: теперь они называются землями обороны и безопасности. Это сделано в связи с укрупнением данного вида земель за счет объединения под одним названием ранее бывших в известном правовом обособлении земель обороны с земельными участками, используемыми для защиты и охраны Государственной границы РФ, информационной безопасности, находящихся в пределах закрытых административно-территориальных образований.

2. Достоинством комментируемой статьи является подробность регулирования правового режима названных земель, которые обладают одновременно своими правовыми особенностями. Достаточно развернутая характеристика правового режима земель обороны и безопасности, изложенная в комментируемой статье, вобрала в себя те правовые предписания о землях обороны и безопасности, которые уже содержались в ряде иных федеральных законов. Тем не менее целесообразно напомнить читателям важнейшие из этих правовых предписаний.

Согласно ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне" <1> к землям, обслуживающим объекты обороны, относятся территории, предназначенные для размещения военных организаций, учреждений, военных предприятий и других объектов, для дислокации войск, военно-десантных, ракетных, военно-морских сил и иного рода войск и войсковых соединений, для размещения военных ведомств, научно-исследовательских ведомств, военных учебных заведений. К ним относятся также земли, на которых размещаются военные склады, базы, территории, предназначенные для проведения военных учений, земли, занятые стрельбищами, полигонами, военными лагерями, аэродромами, танкодромами и другими военными объектами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1. Ч. I. Ст. 6; 2003. N 27. Ст. 2700. Ст. 6082; N 46. Ч. I. Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.


Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Названные природные объекты, находящиеся в собственности субъектов Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления и использования земель, лесов, вод и других природных ресурсов для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов определяет Правительство РФ.

Кроме того, для нужд обороны могут выделяться участки во временное (срочное) пользование, например для проведения временных военных учений. Эти земли используются на основании срочных договоров о землепользовании или договоров аренды земельных участков.


В соответствии с условиями этих договоров на войсковые части (их подразделения) возлагается обязанность по приведению использованных земель в состояние, пригодное для использования по их основному назначению.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников, пользователей владельцев и арендаторов не изымаются. Их использование осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования. Это правило впервые введено Кодексом. Для смежных с военными землями землепользователей могут вводиться ограничения, призванные обеспечить интересы обороны страны, экологическую безопасность населения и охрану окружающей и природной среды.

В пределах территорий, предоставленных для нужд обороны, могут устанавливаться запретные зоны двух видов:

внутренние запретные зоны, то есть территория, расположенная внутри, в границах расположения военного объекта. В ее пределах устанавливается жесткий пропускной режим прохода, проезда и т.п.;

внешние запретные зоны. Они устанавливаются теми органами, которые издают акты об отводе земель. В пределах внешних запретных зон вводятся определенные ограничения каких-либо видов строительства, топографических, картографических работ, размещения объектов связи и т.п.

3 - 7. Закон РФ от 01.04.1993 "О Государственной границе Российской Федерации" <1> регламентирует правовой режим пограничной полосы. В нее включается территория местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озерных водоемов и островов.

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1993. N 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. N 16. Ст. 1861; 1996. N 50. Ст. 5610; 1997. N 29. Ст. 3507; 1998. N 31. Ст. 3805, 3831; 1999. N 23. Ст. 2808; 2000. N 32. Ст. 3341; N 46. Ст. 4537; 2002. N 1. Ст. 2; N 52. Ч. I. Ст. 5134; 2003. N 27. Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.


В пограничную полосу могут не включаться территории населенных пунктов, домов отдыха, других лечебно-оздоровительных учреждений, места массового отдыха и активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничные полосы устанавливаются предупредительные знаки. Эти знаки и конкретные пределы пограничных полос устанавливаются и определяются по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, после предварительного представления их старшими должностными лицами пограничных войск на территории субъекта Федерации.


Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

И ОБЪЕКТОВ


Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий


Комментарий к статье 94



1. Статья характеризует правовое понятие и состав земель особо охраняемых территорий. В ЗК 1991 г. они именовались иначе: "земли природоохранного, природно-заповедного, рекреационного и историко-культурного назначения". Новое наименование не только короче прошлого, но, главное, точнее выражает обобщенную природную и правовую сущность этой категории земель в составе территории России.

2 - 6. Пункт 2 ст. 94 содержит перечень пяти видов особо охраняемых земель, признавая его не исчерпывающим. В связи с этим Кодекс разрешает Правительству РФ, соответствующим органам исполнительной власти Российской Федерации, органам местного самоуправления устанавливать иные виды особо охраняемых территорий. К ним могут быть отнесены земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие.

Правовое положение названной категории особо охраняемых земель наряду с Кодексом определяется и другими федеральными законами. Имеются в виду, например, ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" <1>, ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1. Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1. Ст. 25; N 19. Ст. 1752.

<2> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.


Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий


Комментарий к статье 95


1 - 2. Комментируемая статья формулирует понятие земель особо охраняемых территорий перечислительным методом. Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны и округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Федерации принимают решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Кодекс признает особо охраняемые территории объектами общенационального достояния, поэтому они могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки граждан и юридических лиц могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий только в случаях, предусмотренных федеральным законом.


3 - 10. Статья 95 не характеризует особенности каждой особо охраняемой территории. Они определяются ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях".

Государственные природные заповедники признаны природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. Они имеют своей целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем, на территориях государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешения этих органов или дирекции государственных природных заповедников.

Государственным природным заповедникам, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг, Закон придает статус государственных биосферных заповедников. К территории названных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории, акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. На их территориях устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Могут быть выделены различные функциональные зоны: заповедные, особо охраняемые, познавательного туризма, рекреационные, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и хозяйственного назначения.