ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3326
Скачиваний: 1
Зонирование территорий - это процедура, осуществляемая с соблюдением установленных условий соответствующими органами, в процессе реализации которой должно проводиться определенное согласование предполагаемых решений об определении режима использования земель и объектов недвижимости на них с собственниками, владельцами и пользователями этих земель. Зонирование проводится на основе нормативного правового акта. В результате зонирования территорий в комплексе определяется не только правовой режим земельных участков, но и условия создания и эксплуатации объектов недвижимости на них. Зонирование территорий (градостроительное зонирование) представляет собой дополнительный по отношению к делению земель способ определения правового режима земель населенных пунктов.
Статья 31 ГсК допускает возможность подготовки правил землепользования и застройки (т.е. градостроительного зонирования) также применительно и к межселенным территориям <1>, когда планируется застройка таких территорий.
--------------------------------
<1> Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения устанавливаются ст. ст. 88 - 93 ЗК и учитываются при проведении зонирования территорий. Однако, в каком порядке и какие органы должны учитывать эти особенности при зонировании, в законодательстве не указано.
В законодательстве предусмотрено установление иных различного рода зон: функциональных, экологических, санитарно-защитных, охранных и др. Эти зоны устанавливаются в административном порядке, на основе норм законодательства, как правило, для того, чтобы ограничить права лиц на землю или определить виды целевого использования земель. Правовая природа установления таких зон отличается от зонирования территорий. В этих случаях преследуются иные цели. Возможно дублирование разных видов зонирования на одной и той же территории. В одних случаях установление зон влияет на определение правового режима земель, в иных - нет.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает, что на землях, занятых некоторыми особо охраняемыми территориями, должны выделяться функциональные зоны. Например, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма и др. (ст. 15 названного Закона). Эти зоны не являются результатом осуществления определенной законом процедуры. Установление функциональных зон проводится в административном порядке при образовании особо охраняемой территории, и они указываются в положении о соответствующей особо охраняемой территории. С помощью таких функциональных зон определяются виды использования земель особо охраняемых природных территорий в конкретных целях ("разрешенное их использование"). Такое зонирование не имеет никакого сходства с зонированием территорий (градостроительным зонированием).
Статья 2 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" предусматривает требование об экологическом зонировании Байкальской природной территории. На этой территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона, экологическая зона атмосферного влияния. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Экологическое зонирование также не представляет собой какой-либо процедуры. Оно осуществляется на различных категориях земель в административном порядке, и его задача состоит в том, чтобы установить определенные ограничения хозяйственной деятельности, в том числе и при использовании земель в целях охраны озера Байкал. Экологическое зонирование - установление ограничений прав лиц на землю.
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" допускает установление рыбохозяйственных заповедных зон. Такой зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства (ст. 48). В результате этого зонирования ограничиваются права на земли водного фонда.
Существует зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Это зонирование также принципиально отлично от зонирования территорий. Согласно ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В отличие от зонирования территорий на землях населенных пунктов зонирование территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений преследует более узкую цель - определить возможность размещения садовых, огородных и дачных земельных участков, и оно может осуществляться на землях разных категорий. Порядок и условия проведения такого вида зонирования в законодательстве не установлены.
Законодательством предусматривается проведение и иных видов зонирования. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения кадастровой оценки земель" в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Устанавливаются оценочные зоны - части земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. Цель этого вида зонирования состоит в том, что по результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Оценочное зонирование вообще не имеет прямого отношения к определению правового режима земель.
В некоторых случаях требуется подразделить земельный участок на зоны. Так, санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 88, предусматривают, что территория производственного объекта должна иметь функциональное зонирование. Зонирование определяется с учетом примыкания территорий иного функционального назначения.
Указанные виды зонирования земельного участка не влияют на определение правового режима земель.
Разграничение земель по категориям вовсе не означает, что все земли соответствующей категории должны использоваться только строго в соответствии с их целевым назначением. Такое положение было характерно не только для современного, но и ранее действовавшего земельного законодательства. Земельное законодательство делит все земли на определенные категории, и в то же время внутри этих категорий допускает такие виды использования земель в конкретных целях, которые не соответствуют целевому назначению соответствующей категории. Это объясняется тем, что одна и та же категория земель часто одновременно используется в различных целях.
Для того чтобы разрешить это противоречие, в ЗК был использован термин "разрешенное использование земельного участка". Однако содержание его в законодательстве не определено, что по вполне понятным причинам приводит к затруднениям. Основываясь на анализе норм действующего законодательства, попробуем определить, что представляет собой понятие "разрешенное использование земельного участка".
Разрешенное использование участка определяется на основе территориального зонирования (градостроительного зонирования). Разрешенное использование земельного участка и объектов недвижимости устанавливается в градостроительном регламенте.
Градостроительные регламенты не применяются в отношении всех земель населенных пунктов. Действие регламентов не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей (памятников истории и культуры); в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых (ч. 4 ст. 36 ГсК).
Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты (и тем самым виды разрешенного использования земельного участка) должны устанавливаться в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 36 ГсК). Пока такого законодательства нет.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6 ст. 36 ГсК).
Законодательством предусмотрены особые случаи, когда устанавливается разрешенное использование земельного участка.
Так, разрешенное использование определяется при предоставлении земельного участка для строительства с его формированием без предварительного согласования (п. 4 ст. 30 ЗК). Однако в законодательстве не определены ни процедура, ни условия, ни критерии установления "разрешенного использования земельного участка" в этом случае.
Порядок определения разрешенного использования земельного участка в иных случаях предоставления земель, т.е. для целей, не связанных со строительством, ни в ЗК, ни иных федеральных законах также не урегулирован.
Разрешенное использование земельного участка может определяться в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (ст. 12 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Разрешенное использование земельного участка может устанавливаться в случае, если он включается в границы населенного пункта или исключается из границ населенного пункта в установленном порядке (п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации") и др.
Разрешенное использование - это правовая основа для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ (подп. 2 и 3 п. 1 ст. 40 ЗК). В то же время собственник участка обязан использовать землю в соответствии как с целевым назначением, так и разрешенным использованием (ст. 42 ЗК).
Особо следует отметить, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК).
В отношении земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (градостроительное зонирование не проводится), применять термин "разрешенное использование земельного участка" нельзя, поскольку для этого нет правовых оснований. Разрешенное использование земельного участка определяется только при соблюдении указанных выше условий и процедур. В этих случаях речь может идти о виде использования земельного участка в конкретных целях, т.е. о назначении земельного участка.
Инструкция по порядку заполнения учетной формы "Сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы собственности", утвержденная Приказом Госкомзема России от 1 марта 2000 г., предусматривает, что под "видом разрешенного использования" имеется в виду разрешенное использование данного земельного участка согласно градостроительному зонированию (для категории "земли поселений") и целевому назначению земель (для остальных категорий земель). Применяется классификатор "Вид разрешенного использования". Например, видами разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения признаются ведение сельского хозяйства, использование этих земель для исследовательских, учебных целей и проч.
Согласно ч. 7 ст. 36 ГсК использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Однако следует отметить, что ни в одном федеральном законе этот вопрос не разрешен.
Назначение земельного участка, вид его использования в конкретных целях определяются на основе норм законодательства, которые закрепляют цели допустимого использования земель соответствующей категории. В рамках определенной категории земель выделяются ее виды и подвиды, на основе которых и устанавливаются виды использования земельных участков в конкретных целях. Так, согласно ст. 90 ЗК земли транспорта могут использоваться для эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта. Статья 81 ЗК допускает использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (т.е. для ведения сельского хозяйства) и дачного строительства. В составе земель особо охраняемых природных территорий выделяются различные функциональные зоны, на основе которых определяется вид использования земельных участков и т.д.
Таким же образом следует определять вид использования земельного участка в конкретных целях (назначение участка) на землях населенных пунктов, в которых не осуществлено зонирование территорий, за исключением случаев, указанных выше.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок (и в некоторых случаях объект недвижимости, находящийся на нем), на основании осуществления определенных процедур (например, зонирования территорий) или действий органов государственной власти, органов местного самоуправления (например, предоставления земельного участка для строительства).
В ЗК не отражено само содержание понятия "правовой режим земель", не указано, из каких элементов оно состоит. Выяснить этот вопрос возможно только на основе теории земельного права.
Считалось, что правовой режим земель представляет собой совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц - несобственников земельных участков, управления в сфере использования и охраны земель, правовой охраны земель. Нередко в состав данного понятия включались также и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.