Файл: ЗК_комм_Волков_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3817

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. Предусмотренные ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 26 ЗК РФ); не подлежат государственной регистрации (за исключением случаев, установленных федеральными законами) только договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год.

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", установивший, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и проводится на всей территории Российской Федерации по установленной законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вступил в силу 30 января 1998 г. В соответствии со ст. 6 этого Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу данного Федерального закона, является юридически действительной.

Государственная регистрация права на земельный участок, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, требуется при регистрации: перехода данного права, его ограничения (обременения) или сделки с земельным участком, возникших после введения в действие этого Федерального закона. Именно в этих случаях, как отмечено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" <1>, права на земельные участки, удостоверенные документами, указанными в абзаце первом п. 9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, или документами, перечисленными в абзаце втором этого же пункта, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном правилами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.


13. В пункте 9.1 комментируемой статьи регламентированы основания применения так называемого упрощенного порядка приватизации земельных участков гражданами.

Этот порядок применяется при наличии определенной совокупности условий, а именно земельный участок должен был быть предоставлен: а) гражданину, а не юридическому лицу; б) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; в) до введения в действие ЗК РФ; г) на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также в случаях, если в документах на земельный участок не указан вид права, на котором предоставлен участок, или его невозможно определить.


Особенностью данного порядка является то, что для оформления права собственности гражданина на указанный земельный участок не требуется принятия компетентным органом решения о предоставлении такого участка в собственность.

В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на садовый, огородный, дачный земельный участок, участок для ведения личного подсобного хозяйства является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый план соответствующего земельного участка. Однако государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в названном выше документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка, а также если кадастровый план такого земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное). Все это должно существенно упростить процедуру регистрации гражданами права собственности на данные земельные участки, использование которых является в нашей стране наиболее массовым.

14. В пункте 10 комментируемой статьи содержится отсылка к ст. 3.1 Вводного закона, которой устанавливаются основания отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. Следовательно, распоряжение земельными участками, отнесенными к собственности одного из названных субъектов права, может осуществляться только после государственной регистрации этого права (однако федеральными законами могут быть установлены исключения из этого правила). Если же земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, распоряжение им возможно независимо от наличия государственной регистрации.


В данный пункт комментируемой статьи Вводного закона несколько раз вносились изменения, изменяющие порядок распоряжения указанными землями: изначально было установлено, что распоряжение осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, причем порядок распоряжения определялся Правительством РФ. В настоящее время Постановление Правительства РФ 2002 г. "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" утратило силу, а органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, различаются в зависимости от того, где расположены данные земельные участки:

в Москве и Санкт-Петербурге - это органы исполнительной власти данных субъектов РФ (однако их законами может быть установлено, что соответствующие полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований);

в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, - органами местного самоуправления этих поселений (однако субъекты РФ своими законами могут возложить распоряжение указанными земельными участками на исполнительные органы государственной власти самих субъектов РФ);

во всех остальных случаях - органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Однако исключения из этого правила установлены Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. В соответствии с ним предоставление земельных участков осуществляется следующим образом:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.


находящихся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения, в том числе платных автомобильных дорог федерального значения на основе концессионных соглашений, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

находящихся в собственности субъекта РФ или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе платных автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Последний абзац комментируемого пункта введен Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ, и к настоящему времени многие субъекты РФ уже приняли нормативные акты, касающиеся арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.


Так, согласно Закону г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" <1> размер ежегодной арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в процентах от их кадастровой стоимости, при этом учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.

--------------------------------

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2007. N 71.


Размер ежегодной арендной платы устанавливается:

за земельные участки, право на заключение договора аренды которых приобретено на торгах, - по результатам проведения торгов, если размер годовой ставки арендной платы служил критерием определения победителя торгов;

за земельные участки, право на заключение договора аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с федеральным законодательством - не более двух процентов (а за изъятые из оборота или ограниченные в обороте земельные участки - полутора процентов) от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

за земельные участки в пределах особой экономической зоны, созданной на территории города Москвы, - в соответствии с законодательством об особых экономических зонах;

за земельный участок, предоставленный лицу, с которым в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о развитии застроенной территории, - в размере земельного налога за соответствующий земельный участок;

за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства без проведения торгов, - в размерах, не менее предусмотренных федеральным законодательством.

Детальный порядок определения размера арендной платы устанавливается правительством Москвы.

Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, вносится арендаторами (гражданами и юридическими лицами) поквартально равными долями не позднее пятого числа первого месяца квартала, если договором аренды не установлено иное. Обязанность уплачивать арендную плату возникает у арендатора со дня, следующего за днем государственной регистрации договора аренды земельного участка, а если договор аренды заключен на срок менее одного года и не подлежит государственной регистрации - со дня, следующего за днем его подписания сторонами.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы в случаях заключения договора аренды земельных участков на торгах могут быть определены по результатам проведения торгов, если размер годовой арендной платы служил критерием определения победителя торгов.


Если иное не предусмотрено договором, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате арендной платы арендатор выплачивает пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы арендной платы.

15. Впервые о необходимости создания специальных фондов для перераспределения сельскохозяйственных земель было упомянуто еще в Законе РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" <1>. Он устанавливал, что в процессе осуществления земельной реформы решениями местных органов власти может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья; из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства.

--------------------------------

<1> Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287.


Однако порядок формирования таких фондов перераспределения был определен позже - Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (утратил силу согласно Указу Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации" <1>). Этим Указом предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР предписывалось систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 851.


Новый Земельный кодекс установил, что создается фонд перераспределения земель (единый, а не множество фондов, как было прежде) в составе земель сельскохозяйственного назначения (что также представляло собой новеллу законодательства - до этого не было установлено, что фонды перераспределения входят в состав только данной категории земель). Статьей 80 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок поступает в фонд перераспределения (добровольный отказ от этого участка собственником или пользователем, отсутствие наследников, принудительное изъятие участка в установленных законом случаях), однако первоначальным источником формирования данного фонда в соответствии с нормами комментируемой статьи явились именно те фонды перераспределения, которые создавались в ходе земельной реформы и в которых на момент вступления в действие ЗК РФ имелись нераспределенные земли.