Файл: ЗК_комм_Волков_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3796

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Одной из новелл Лесного кодекса является то, что многие виды деятельности могут осуществляться на землях лесного фонда без перевода их в земли иных категорий. Такие случаи предусматриваются в ст. 21 Лесного кодекса.

Не требуют перевода земель строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, если данные работы ведутся для следующего:

1) осуществление работ по геологическому изучению недр;

2) разработка месторождений полезных ископаемых;

3) использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

4) использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

5) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

6) осуществление рекреационной деятельности;

7) осуществление религиозной деятельности.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.


Одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), является создание лесных плантаций и их эксплуатация.

К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.

Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий.


Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с лесным законодательством, земельные участки - в соответствии с земельным законодательством.

На землях лесного фонда обязательно проводится лесоустройство.

Государственная инвентаризация лесов осуществляется в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами.

Лесное законодательство предусматривает обязательный кадастровый учет лесных участков. Однако с учетом того, что ранее (до введения в действие Лесного кодекса 2006 г.) кадастровый учет земель лесного фонда практически не проводился, Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 г. разрешил предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

С 1 марта 2008 г. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 г., признается юридически действительным.

В случае если до 1 января 2010 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.


Любые сделки, совершаемые с лесными участками, подлежат государственной регистрации.

Это подтверждается также сложившейся судебной практикой. В качестве примера может быть приведено Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. N Ф04-1647/2008(1906-А45-31) <1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с заявлением к территориальному управлению Федеральной регистрационной службы о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об обязании Управления произвести государственную регистрацию сделки - договора аренды участка лесного фонда с учетом дополнительного соглашения.

В кассационной жалобе Управление, полагая, что судебный акт является незаконным и необоснованным и что судом применены нормы материального права, не подлежащие применению к данным правоотношениям, просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.


По мнению заявителя жалобы, поскольку Общество не привело представленный на регистрацию договор аренды участка лесного фонда в соответствие с действующим законодательством, в государственной регистрации было отказано правомерно; выводы суда о том, что на момент подачи документов для государственной регистрации договора аренды он соответствовал действующему законодательству, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку документы были поданы после вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, признавшего утратившим силу частично Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, в том числе положения о договоре аренды участка лесного фонда.

Управление, сославшись на абз. 1 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отказало Обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, мотивируя это тем, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав, и в соответствии с указанным Федеральным законом документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклонила доводы кассационной жалобы.

При этом кассационный суд исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в ст. 20 указанного Федерального закона.

Отказывая Обществу в государственной регистрации, регистрирующий орган, ссылаясь на Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которому из понятия недвижимого имущества исключены такие понятия, как "леса и многолетние насаждения", исходил из того, что договор аренды участка лесного фонда не может быть зарегистрирован, так как участок лесного фонда не является объектом недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации.


Однако этот довод заявителя жалобы о том, что с 1 января 2007 г. договоры аренды лесных участков не подлежат государственной регистрации, не мог быть принят судом, поскольку из содержания указанного Закона усматривается, что сделки с лесными участками подлежат государственной регистрации (ст. 4.3 названного Закона). Кроме того, в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса лесной участок является земельным участком, государственную регистрацию сделок с которым вновь принятый закон не отменяет.

Поэтому судом был сделан правомерный и обоснованный вывод, что договоры о передаче лесных участков в пользование (в частности, договоры аренды) подлежат обязательной государственной регистрации, и обоснованно признал незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.


Статья 102. Земли водного фонда


Комментарий к статье 102


В связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. (далее - ВК РФ) N 74-ФЗ <1> и других федеральных законов возникла новая редакция ст. 102 ЗК РФ, посвященная землям водного фонда.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.


1. Законодатель определил состав земель водного фонда как площади, занятые поверхностными водными объектами, или же водохозяйственными (в том числе гидротехническими) сооружениями.

В статье 5 ВК РФ поверхностные водные объекты подразделяются следующим образом:

водотоки (реки, ручьи, каналы);

водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

болота;

природные выходы подземных вод (родники и гейзеры);

ледники и снежники;

моря или их отдельные части в Государственных границах России (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.).

Согласно нормам ЗК РФ и ВК РФ к землям водного фонда может быть отнесено дно морей, но в пределах Государственных границ России. В свою очередь, правовой режим континентального шельфа установлен по отношению к морскому дну уже вне Государственных границ России.

На землях водного фонда могут быть расположены водохозяйственные сооружения. В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <1> раскрывается понятие гидротехнических сооружений (далее - ГТС). Под ГТС подразумеваются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), устройства от размыва на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.


Из этого неполного перечисления видно, что ГТС многообразны по разной степени воздействия на водную среду и различному хозяйственному весу. Легальной классификации ГТС законодатель не произвел.


По месту расположения ГТС разделяют на морские, речные, озерные, прудовые. ГТС подразделяют также и другим образом: водоподпорные (плотины, дамбы); регуляционные (например, судовые ходы); водопроводящие (акведуки, туннели); водопропускные (водосбросы, быстротоки); водозаборные; специальные (шлюзы, судоподъемники, причалы, пирсы); гидроузлы комплексного назначения <1>.

--------------------------------

<1> Большая российская энциклопедия / Пред. научн.-ред. совета Ю.С. Осипов. Т. 7. М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 2007. С. 106, 107.


Правоприменителю следует исходить из того, что земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов. Они необходимы также для образования и регулирования рукотворных водных объектов. Очевидно, в составе этих земель могут быть участки, занятые достаточно крупными водными объектами и гидротехническими сооружениями, а не единичными прудами сельскохозяйственного назначения. К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% от общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно-ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Это будет означать существенные ограничения для всякого использования, не соответствующего целевому назначению. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют и еще одну причину - отсутствие должного внимания к водным объектам труднодоступных районов нашей страны, в которых могут таиться еще не освоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Пока данные площади относятся к землям запаса и другим категориям <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.


Исходя из новой редакции ст. 102 ЗК РФ водоохранные зоны не обязательно включаются в категорию земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда запрещено включать водоохранные зоны. Просто они могут располагаться на землях многих других категориях земель (земли населенных пунктов или земли промышленности, энергетики, транспорта и другого специального назначения). Однако за этим "просто" может последовать более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон, не отвечающее экологическим требованиям.

Основы формирования категории земель водного фонда заложены, согласно Федеральному закону от 24 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - названный Закон) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.


Согласно ст. 12 названного Закона перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях установления или изменения границ населенных пунктов, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, создания особо охраняемых природных территорий. Перевод земель водного фонда в другую категорию предусматривается также на основании прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ (т.е. береговой линии) и иных изменений местоположения водных объектов, включая создание искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных законом. Искусственные земельные участки создаются в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Однако такой перевод участков земель водного фонда в другие категории возможен лишь при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы.