Файл: ЗК_комм_Волков_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3794

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перевод земельных участков других категорий в состав земель водного фонда допускается в случаях, если земли заняты водными объектами или же изменено местоположение водного объекта (например, перемещение русла реки). Включаются в состав категории земель водного фонда и участки строящихся и наполняемых водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также расположенных на них ГТС.

Перевод участков других категорий в состав земель водного фонда регламентируется также статьями названного Закона, посвященными другим категориям. В частности, согласно ст. 7 этого Закона, перевод земель сельхозназначения возможен при непригодности их для сельскохозяйственного производства, и тогда они могут оказаться в составе земель водного фонда.

2. Земли, включенные в состав поверхностных водных объектов (водотоков, водоемов, морей), не должны формироваться в отдельные земельные участки. Согласно положениям ст. ст. 4, 8 ВК РФ 2006 г. такие земельные участки - составная часть водных объектов, выступающих как самостоятельный предмет права собственности (или пользования).

При этом исходя из ст. 5 ВК РФ поверхностный водный объект состоит из вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, определенной законодателем для каждого вида водного объекта. Береговая линия рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов и водохранилищ - по нормальному подпорному уровню воды.

Установив береговую линию водного объекта, только и можно разграничить покрытые водою площади, на которых земельные участки не формируются, и прибрежные площади, где формирование земельных участков предусматривается.

Однако у многих водных объектов установить на практике береговую линию довольно трудно. Государственный мониторинг (наблюдение) за водными объектами в течение последних 15 лет оставлял желать лучшего. На многочисленных малых водоемах и водотоках среднемноголетний уровень вод в безледный период не отслеживался. Относительно многих прудов, сооруженных без проекта (кустарно) либо более века назад, нормальный подпорный уровень также не отслеживался. За состоянием многих водных объектов в лучшем случае осуществлялись эпизодические наблюдения. Следовательно, в настоящее время органам, осуществляющим гидрологическое наблюдение (Росгидромет и др.), придется наверстать упущенное <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий С.А. Боголюбова, Д.О. Сивакова к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ включен в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2007, N 5.


<1> Подробнее о водных отношениях см.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Велби, изд-во "Проспект", 2007. С. 32; Сиваков Д.О. Водное право: Учебн.-практ. пособие. М.: Юстицинформ, 2007. С. 27, 28.



3. В ЗК РФ и ВК РФ не даны определения водохранилищ и иных искусственных водных объектов, но, исходя из знаний гидрологии, можно дать следующие трактовки.

Водохранилища - искусственные поверхностные водные объекты для накопления водных ресурсов и регулирования стока. Водохранилища образуются главным образом на реках и связанных с ними озерах. Выделяются пять основных типов водохранилищ: равнинные, предгорные, горные, озерные, наливные <1>.

--------------------------------

<1> См.: Большая российская энциклопедия / Пред. научн.-ред. совета Ю.С. Осипов. Т. 5. М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 2006. С. 508, 509.


Каналы - искусственные водотоки транспортного и мелиоративного (ирригация, осушение, обводнение), а также комплексного значения. Большую роль в жизни страны играют Канал имени Москвы, Волго-Донской и Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский каналы.

Пруды - это небольшие и неглубокие искусственные водоемы, нередко единичные, но могущие составлять каскады, или своего рода "вееры". Они сооружаются на реках, ручьях, оврагах, логах, балках. Глубина, как правило, составляет около 3 - 5 м, а площадь акватории достигает квадратного километра <1>.

--------------------------------

<1> См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 422.


Обводненные карьеры встречаются на месте добычи полезных ископаемых открытым способом. В отличие от прудов само наполнение карьеров водой происходит естественно и вряд ли входит в хозяйственные задачи их создателей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 227.


При создании водохранилищ и других рукотворных водоемов и водотоков необходимо тщательно продумывать гидрологические и экологические последствия с тем, чтобы минимизировать возможный вред природе и обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность населения. На ложах будущих водохранилищ не должно быть селений и кладбищ, лесов и скотомогильников, хозяйственных отходов и отбросов. При строительстве водохранилищ в Волжском бассейне бывали случаи, когда не только лесные массивы, но и целые города уходили под воду и напоминали о себе колокольнями.

Итак, для искусственных водных объектов (проведение каналов, наполнение водохранилищ) требуется предварительное резервирование земель, чтобы вовремя подготовить ложе. Но сооружение многих искусственных водоемов (или водотоков) требует также строительства различных ГТС (дамбы, плотины, судоподъемники). В результате должна увеличиваться как подводная, так и прибрежная площадь земель водного фонда.

Согласно ст. ст. 49, 70.1 ЗК РФ резервирование (и последующее изъятие) земель может осуществляться для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (например, ГТС и другие водохозяйственные сооружения).

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.


Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет. Нужно признать, что резервирование под планируемые водохранилища и каналы, составляющие значительный отрезок внутренних водных путей, может достигать сроков до 20 лет.

4. В ЗК РФ ограничивается оборот земель, занятых водными объектами и ГТС. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 27 ЗК РФ "Ограничение оборотоспособности земельных участков" к числу земель с ограниченным оборотом относятся участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или же участки, занятые ГТС. Если же возникнут законные основания для приватизации государственных и муниципальных прудов и карьеров, то данные рукотворные водоемы будут приватизированы вместе с охватывающими их земельными участками.

По приведенным причинам, в качестве общего правила, земли водного фонда принадлежат на праве собственности государству, но они могут использоваться физическими и юридическими лицами в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Исходя из ЗК РФ возможна аренда, пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование и ограниченное пользование (сервитут) земельных участков близ водных объектов. Однако землевладельцы и землепользователи могут быть ограничены законом в своих правах в целях охраны водных объектов. Это предусматривается в ст. 65 ВК РФ в связи с установлением режима водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. При этом владельцы и пользователи участков из земель водного фонда нередко являются и водопользователями.

Со вступлением в силу гл. 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса РФ землевладельцы и землепользователи освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов. Земли водных объектов в первую очередь относятся к категориям земель водного фонда. Данная налоговая льгота обусловлена теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством, в частности в связи с целевым назначением земель водного фонда.

В то же время земли, занятые ГТС и иными сооружениями, в силу положений гл. 31 НК РФ, являются объектами налогообложения. Именно приведенные участки категории земель водного фонда подлежат, в том числе и для целей налогообложения, государственной кадастровой оценке земель. Названная оценка осуществляется согласно Приказу Минэкономразвития России от 14 мая 2005 г. N 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда" <1>. Однако приведенные требования Приказа нужно применять с учетом положений ВК РФ 2006 г., неоднократных изменений в ЗК РФ 2001 г.


--------------------------------

<1> Документ опубликован не был, дан в СПС "КонсультантПлюс".


Статья 103. Земли запаса


Комментарий к статье 103


1. К землям запаса ст. 103 ЗК РФ относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, временно неиспользуемых до момента их отвода гражданам или юридическим лицам.

По статье 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения;

при добровольном отказе от земельного участка;

если нет наследников на земельный участок;

при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Этот фонд, не являясь землями запаса, может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ).

В отличие от фонда перераспределения земель земли запаса могут использоваться для различных нужд, в том числе и сельскохозяйственных, но для этого необходим перевод их в соответствующую категорию земель. Перевод осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2004. 30 декабря.


Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник - Российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, т.е. самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 ЗК РФ).


Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию органами земельного кадастра по заявлению государственных или муниципальных органов, в ведении которых находятся земли запаса.

Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая быть законными правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как в названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе от земельного участка, они могут быть зачислены в состав земель запаса.

Земли запаса как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.

Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас (Положение о порядке консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 8. Ст. 505.


2. Земли запаса находятся в ведении местных органов. Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории земель в целях интенсивного использования для государственных или муниципальных нужд. С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием по правилам ст. 8 ЗК РФ.


25 октября 2001 года N 137-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 106-ФЗ,

от 08.12.2003 N 160-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ,

от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 18.06.2005 N 60-ФЗ,

от 27.12.2005 N 192-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ,

от 17.04.2006 N 53-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ,

от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ,

от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 23.11.2007 N 268-ФЗ,

от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ)


Статья 1


Комментарий к статье 1


Комментируемый Закон о введении в действие Земельного кодекса РФ - особый нормативный правовой акт земельного законодательства.

Аналогичные федеральные законы приняты по отношению практически ко всем действующим в настоящее время кодексам, в частности Лесному, Водному, Градостроительному, Налоговому, Жилищному и др. Законы о введении в действие того или иного нормативного акта прежде всего определяют дату его вступления в действие (при этом часто бывает, что вступление в действие отдельных статей кодекса, федерального закона отсрочено во времени), сроки приведения правовых актов, а также отдельных видов отношений, договоров, документов в соответствие с нормами данного кодекса, закона; порядок применения нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу данного кодекса, закона; они содержат также список отменяемых нормативных актов.