Файл: ЖК_комм_Бойцов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2039

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

2. Административный порядок защиты жилищных прав (т.е. обращение с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимся вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право) применяется лишь тогда, когда такой порядок прямо предусмотрен Кодексом или иным федеральным законом. Однако соблюдение административного порядка не лишает заинтересованное лицо права на обращение в суд: решение, которое было принято в административном порядке, может быть обжаловано в суд в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ.

3. Примерный перечень способов защиты жилищных прав средствами национальной правовой системы установлен в ч. 3 ст. 11 Кодекса. Этот перечень не является исчерпывающим, защита нарушенных жилищных прав может осуществляться и иными способами, предусмотренными федеральными законами.

В п. 6 ч. 3 ст. 11 Кодекса говорится о национальном законодательстве. Однако уместно напомнить, что нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному закону (см. ст. 9 Кодекса). Поэтому целесообразно иметь в виду, что в России каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Речь идет, например, о Европейском Суде по правам человека - постоянно действующем суде, образованном государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 04.11.1950, в целях обеспечения соблюдения их обязательств по данной Конвенции. Россия ратифицировала Конвенцию и Протоколы к ней 30.03.1998.

Европейский Суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Суд не принимает индивидуальные жалобы, которые являются анонимными либо по существу аналогичными тем, которые уже были им рассмотрены, или уже были предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если они не содержат новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или установит злоупотребление правом подачи жалобы.

Как правило, жалоба направляется в Секретариат Суда по адресу: Council of Europe. European Court of Human Rights. 67075 Strasbourg Cedex. France. В жалобе кратко излагается существо спора, указывается, в какие инстанции гражданин обращался на территории России, какие нормы закона, в т.ч. международных договоров, по мнению заявителя, нарушены, каких результатов он ожидает в связи с подачей жалобы. К жалобе прилагаются список решений, вынесенных по делу гражданина, и копии этих решений. Жалоба должна быть подписана заявителем либо его представителем, действующим на основании доверенности, проживающим в одной из стран - участниц Конвенции.


Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все предусмотренные национальным законодательством средства правовой защиты в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Так, согласно ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам в России является Верховный Суд РФ. Поэтому гражданин Российской Федерации может обратиться со своим делом в Европейский Суд лишь по прохождении этой инстанции и получении письменного отказа. Важно не пропустить 6-месячный срок для обращения в суд (возможность его восстановления Конвенцией не предусмотрена).


Статья 12. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений


Комментарий к статье 12


Статья 12 Кодекса определяет перечень полномочий (компетенцию) федеральных органов государственной власти при регулировании жилищных отношений в Российской Федерации. Иначе говоря, установлены предметы их ведения на федеральном уровне.

ЖК 1983 г. содержал пять статей (ст. ст. 11 - 15), устанавливавших полномочия органов государственной власти в области регулирования жилищных отношений, использования и обеспечения сохранности жилищного фонда. В гл. 1 раздела I нового Кодекса разграничению компетенции федеральных, региональных и муниципальных органов в области жилищных отношений посвящены три статьи (ст. ст. 12 - 14). В них определяется компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Некоторые полномочия указанных органов установлены также другими статьями Кодекса.

Необходимо обратить внимание на то, что понятие "орган государственной власти" применительно к соответствующим органам как федерального, так и регионального уровня в равной мере обозначает органы законодательной и исполнительной власти.

Кроме того, на федеральном уровне действует Президент РФ, являющийся главой государства, который реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений. Президент РФ вправе, в частности, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Нормативные указы Президента РФ, регулирующие жилищные отношения, включены в систему актов жилищного законодательства (см. ст. 5 Кодекса).

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.


Высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, как уже отмечалось, является Правительство РФ (о правовых актах Правительства РФ см. также ст. 5 Кодекса). Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В ходе осуществления в нашей стране административной реформы была установлена новая структура федеральных органов исполнительной власти, которая утверждена Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649.

Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в области жилищных отношений в Кодексе сформулирован как "открытый". Это означает, что к компетенции указанных органов относятся и иные вопросы в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами.

Давайте подробнее остановимся на перечисленных в статье полномочиях.

1. Определение порядка государственного учета жилищных фондов.

Данное полномочие раскрывается посредством установления организационных мер и методик, направленных на осуществление учета жилищных фондов в РФ. В частности, под учетом жилищных фондов можно понимать учет наличия различных жилищных фондов, определение их качественного и количественного состава, а также учет других показателей.

2. Установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Реализуя данное полномочие, федеральные органы вправе устанавливать единые на всей территории Российской Федерации требования к жилым помещениям, в частности санитарно-бытовые, архитектурные, технические, гигиенические и т.д. Аналогичные требования могут быть установлены в отношении общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

3. Определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Приведенное выше полномочие заключается в определении федеральными органами государственной власти критериев нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых на льготных условиях по договору социального найма. Критерии нуждаемости могут выражаться в наличии доходов граждан, в размерах занимаемой жилищной площади на одного жильца, в количестве жильцов и т.д.

4. Определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В рамках этого полномочия федеральные органы государственной власти устанавливают единый на всей территории России порядок предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений на основании договора социального найма. В частности, определяются очередность предоставления жилых помещений, категории граждан, имеющих право получения жилых помещений вне очереди, особенности заключения договоров социального найма, установления платы за жилье и т.д.


5. Определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации.

Реализуя указанное выше полномочие, федеральные органы государственной власти определяют категории граждан (помимо малоимущих нуждающихся), которые вправе получать жилые помещения из жилищного фонда Российской Федерации.

6. Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом.

В данном случае речь идет об определении единого порядка предоставления из жилищного фонда Российской Федерации жилых помещений иным категориям нуждающихся в жилье граждан. Перечень категорий таких граждан определяется законом.

7. Определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Данное полномочие реализуется посредством установления перечня условий и обстоятельств, при наличии которых граждане вправе получать жилые помещения служебного и специализированного назначения (дома престарелых, дома ребенка, дома инвалидов и т.д.) в государственном и муниципальном жилищных фондах.

8. Определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

В данном случае федеральные органы государственной власти определяют порядок организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Эта форма объединения граждан помимо жилищного регулируется и гражданским законодательством.

9. Определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья.

Смысл этого полномочия заключается в регулировании правовыми актами федеральных органов государственной власти организации и деятельности товариществ собственников жилья и правового положения его членов. Это полномочие, как и предыдущее, находится на стыке жилищного законодательства. Ведь товарищества собственников жилья являются юридическими лицами, что обусловливает ряд требований к их деятельности со стороны Гражданского кодекса и иных федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц.

10. Определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений.

В этой части комментируемой статьи говорится о том, что федеральные органы устанавливают единый порядок согласования, получения разрешений и произведения переустройства и перепланировки жилых помещений.

11. Определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.


Федеральные органы государственной власти определяют критерии непригодности для проживания жилых помещений, а также порядок признания такой непригодности, т.е. определяют уполномоченный орган, который вправе проводить экспертизы и давать заключения о непригодности жилых помещений для проживания, порядок выселения граждан из таких помещений, компенсации гражданам, выселенным из помещений, признанных непригодными для проживания, и т.д.

12. Признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания.

Реализуя это полномочие, федеральные органы государственной власти вправе признавать находящиеся в их ведении жилые помещения непригодными для проживания в установленном порядке и по строго определенным основаниям.

13. Установление правил пользования жилыми помещениями.

Федеральные органы государственной власти устанавливают единые правила пользования жилыми помещениями, в частности устанавливаются санитарно-бытовые, гигиенические требования, особенности пользования источниками энергии, требования к поведению жильцов в отношении жилых помещений, их устройств и конструкций, а также отдельные требования к поведению граждан, проживающих в жилых помещениях.

14. Определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений.

Федеральные органы реализуют это полномочие на основании установления, во-первых, оснований выселения граждан из жилых помещений, т.е. перечня обстоятельств, юридических фактов, которые служат причиной для выселения. В частности, определяются орган, уполномоченный принимать решения о выселении, органы, исполняющие данные решения, и т.д. Наконец, федеральные органы определяют условия выселения: выселение с предоставлением другого жилого помещения, выселение без предоставления другого жилого помещения и т.д.

15. Правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями.

В рамках данного полномочия федеральные государственные органы принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы, направленные на урегулирование определенных гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями. Например, сделки купли-продажи, мены (обмена), дарения, ипотека и т.д.

16. Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Федеральные государственные органы определяют не конкретный размер платы за жилье и коммунальные услуги, а единую структуру данной платы, т.е. устанавливают перечень составляющих квартирной платы, порядок ее расчета, требования к внесению платы за жилье и сроки внесения платы.

17. Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.