Файл: ЖК_комм_Бойцов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2038

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральные органы осуществляют контроль за использованием и состоянием жилых помещений, находящихся в ведении федеральных органов власти и входящих в жилищный фонд Российской Федерации.

К компетенции федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся и иные вопросы, которые предусмотрены Конституцией России, настоящим Кодексом, другими нормативными правовыми актами.


Статья 13. Компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений


Комментарий к статье 13


В ЖК 1983 г. аналогичная статья имела место, субъектам Российской Федерации соответствовали союзные республики, полномочия которых определял старый Кодекс.

Комментируя статью 13, уместно напомнить, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации.

Как и в ст. 12 Кодекса, установившей компетенцию федеральных органов, в комментируемой статье перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений не является исчерпывающим. К компетенции региональных органов государственной власти в указанной области в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами относятся и иные вопросы.

Итак, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

1. Государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Указанное выше полномочие органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют в порядке, который определяется федеральными органами государственной власти.

2. Определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Приведенное выше полномочие заключается в установлении правовых оснований, условий и обстоятельств, а также комплекса организационных мер по предоставлению определенным категориям граждан жилых помещений специализированного назначения, которые находятся в ведении субъекта Российской Федерации.

3. Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.


Реализуя данное полномочие, органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют критерии признания граждан малоимущими в целях обеспечения таких граждан жильем из муниципального жилищного фонда.

4. Определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В данном случае органы субъектов Российской Федерации уполномочены определять перечень граждан, которые вправе рассчитывать на предоставление жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

5. Определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

На основании этого полномочия органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют основания и порядок предоставления жилых помещений гражданам, которые в соответствии с законом субъекта Российской Федерации имеют право на получение жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

6. Признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания.

В данном случае органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о признании находящихся в их ведении жилых помещений непригодными для проживания в установленном законом порядке.

7. Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Органы государственной власти Российской Федерации, реализуя данное полномочие, устанавливают комплекс организационно-методических мер, направленных на организацию учета органами местного самоуправления граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма.

8. Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании данного полномочия органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью использования и состоянием жилых помещений в жилищном фонде субъектов Российской Федерации.


Статья 14. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений


Комментарий к статье 14


1. В соответствии со ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.


Перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений в Кодексе сформулирован как "открытый": к компетенции этих органов в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами относятся и иные вопросы, согласно п. 10 ч. 1 комментируемой статьи.

Кроме того, компетенция органов местного самоуправления может быть расширена и за счет полномочий, предоставленных им законами соответствующих субъектов Федерации. Отметим при этом, что данное положение не следует толковать расширительно: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не наделены правомочием относить дополнительные вопросы в сфере жилищных отношений к компетенции органов местного самоуправления.

Итак, рассмотрим подробнее компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений:

1. Учет муниципального жилищного фонда.

Учет муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным федеральными органами государственной власти.

2. Установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилья по договорам социального найма осуществляется по критериям и в порядке, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Органы местного самоуправления ведут учет граждан, нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма в порядке, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Органы местного самоуправления устанавливают основания, определяют условия и особенности предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде специализированного использования, находящемся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

5. Предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В рамках данного полномочия органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма, т.е. выступают наймодателем по этим договорам.

6. Принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.


Органы местного самоуправления в установленном законом порядке после соответствующих процедур переводят жилые помещения в нежилые. Следует предполагать, что обратная процедура также находится в ведении органов местного самоуправления.

7. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.

Органы местного самоуправления на основании этого полномочия дают заключение и дают разрешения на переустройство и перепланировку жилых помещений.

8. Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Органы местного самоуправления признают в установленном законом порядке муниципальные помещения непригодными для проживания.

9. Осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В рамках данного полномочия органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием и состоянием муниципальных жилых помещений.

2. Субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются крупнейшими поселениями, обладающими особым статусом. Поэтому указанные субъекты Российской Федерации наделены Кодексом правом самостоятельно определять в своих законах перечни вопросов, которые решают органы местного самоуправления этих городов в области жилищных отношений. Вопросы, не включенные в указанные перечни, относятся к компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.


Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД


Статья 15. Объекты жилищных прав


Комментарий к статье 15


1. Основания возникновения жилищных прав перечислены в статье 10 настоящего Кодекса.

Жилищный кодекс определяет в качестве объектов жилищных прав жилые помещения и дает им определение.

2. ЖК РФ определяет жилое помещение как недвижимое имущество.

Гражданский кодекс РФ под недвижимостью среди прочего подразумевает все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения. Помимо определения недвижимости ГК РФ устанавливает в своих статьях и правовой режим недвижимости:

1) в соответствии со ст. 131 право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат обязательной государственной регистрации;

2) право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество или передаваемое по договору возникает с момента государственной регистрации этой недвижимости (ст. 219) либо перехода права собственности на нее к покупателю (ст. 551);


3) установлены специальные правила совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателя этим участком или его частью (ст. 340).

При продаже или аренде недвижимости одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии - право ограниченного пользования (сервитут) (ст. ст. 552, 553, 652, 653);

4) обязательство, предметом которого является недвижимость, по общему правилу исполняется в месте ее нахождения.

ЖК РФ указывает в качестве основных признаков жилого помещения:

- его изолированность;

- пригодность для постоянного проживания (то есть соответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

3. Порядок признания помещения жилым и соответствие его законным требованиям устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

ГК РФ (ст. 673) устанавливает свои критерии, впрочем, схожие с вышеперечисленными определениями жилого помещения, определяя его как "изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания", и перечисляет их как квартиру, жилой дом, часть квартиры или жилого дома. Далее ГК ссылается на то, что пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Настоящий Жилищный кодекс устанавливает высокие социальные требования к жилому помещению. Прежде всего, оно должно отвечать такому минимальному, но непременному качеству, как изолированность. Будучи изолированным, оно становится жилым при условии, если его уровень санитарной и технической пригодности соответствует возможности постоянного проживания в нем, что отличает жилье от нежилого помещения. Например, возможность проживания в помещении не только в теплый период времени года, но и при низкой температуре воздуха, чем жилое помещение отличается от дачного помещения.

Если рассматривать критерии соответствия помещения жилому на уровне субъектов Российской Федерации, можно отметить, к примеру, Постановление Правительства Москвы, которое устанавливает следующий стандарт жилья - дом (квартира) со всеми видами удобств: электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (централизованное или газовая колонка), лифт, мусоропровод независимо от материала стен (Вестник мэрии Москвы. 1997. N 18. С. 49).