Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комментарий к статье 15


1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы процедур подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ, которые включают:

- полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ утверждать и вносить изменения в схемы территориального планирования субъектов РФ;

- условие обязательного согласования с тремя категориями заинтересованных органов власти и самоуправления согласно нормам ст. 16 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования субъектов РФ до их утверждения;

- право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования субъектов РФ;

- право оспаривания схемы территориального планирования субъектов РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы;

- право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами;

- определение порядка внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 16 Кодекса;

- полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы.

В нормах ч. 1 и ч. 10 комментируемой статьи реализуются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности, установленные п. 1 ст. 7 Кодекса.

Следует отметить, что правовые основы процедур подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ повторяют аналогичные нормы в отношении схем территориального планирования РФ (см. ст. 11 Кодекса), за исключением полномочий по утверждению схем, субъектов их разработки и утверждения, а также субъектов и применяемых норм (ст. 16 Кодекса) согласования схем территориального планирования субъектов РФ.

2. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил условие обязательного согласования с тремя категориями заинтересованных органов власти и самоуправления согласно нормам ст. 16 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования субъектов РФ до их утверждения. При этом такое согласование в порядке ст. 16 Кодекса проводится с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, которые обеспечили подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию.


3. Положениями ч. 5 рассматриваемой статьи установлено право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования субъектов РФ.

Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют право оспаривания схемы территориального планирования субъектов РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы.

Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса. О конституционных гарантиях судебной защиты интересов заинтересованных лиц см. комментарии к ч. 9 ст. 11 Кодекса.

4. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами.

Часть 9 рассматриваемой статьи включает определение порядка внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 16 Кодекса.

5. В соответствии с положениями ч. 10 рассматриваемой статьи обозначены полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы.

Отметим, что в нормах ч. 10 комментируемой статьи реализуются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности, установленные п. 1 ст. 7 Кодекса.


Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации


Комментарий к статье 16


1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, которыми представляются:

- установление двух категорий вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;

- определение целей и условий согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, обеспечившим подготовку проекта такой схемы;

- обозначение двух вопросов согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения;


- запрет на проведение процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ по иным, кроме установленных, вопросам;

- установление максимального срока согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ (три месяца со дня поступления уведомления в заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления об обеспечении доступа к такому проекту в информационной системе территориального планирования);

- обязанность заинтересованных органов представить заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ, с согласием или несогласием с таким проектом с обоснованием принятого решения;

- обозначение процедуры молчаливого согласия при непоступлении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от заинтересованных органов в установленный срок заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ;

- установление порядка образования и срока работы согласительной комиссии;

- обозначение двух документов о результатах работы согласительной комиссии;

- определение содержания результатов работы согласительной комиссии;

- установление порядка принятия решения об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и о направлении его на доработку;

- обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии.

Требованиями ч. 1 комментируемой статьи законодатель установил две категории вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с федеральным органом исполнительной власти. Во-первых, процедура согласования обязательна, если на территории такого субъекта РФ находятся особо охраняемые природные территории федерального значения. Во-вторых, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Согласованию на федеральном уровне подлежат вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных объектов, являющихся федеральной собственностью.

2. Рассматриваемые нормы ч. 2 определяют цель (соблюдение интересов) и два условия согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, обеспечившим подготовку проекта такой схемы.

Условиями проведения такой процедуры согласования законодатель определил:

- установление на территориях соседних регионов зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения;


- размещение объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов РФ.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил два вопроса согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения. Такими вопросами, как и в процедуре согласования проекта схемы территориального планирования РФ, в порядке ст. 12 Кодекса обозначены аспекты возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, а также возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

4. Комментируемая часть включает запрет на проведение процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ по иным, кроме установленных в ч. ч. 1 - 3, вопросам. Нормы ч. ч. 1 - 3 содержат исчерпывающий перечень вопросов согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлен максимальный срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ (три месяца со дня поступления уведомления в заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления об обеспечении доступа к такому проекту в информационной системе территориального планирования).

6. Положениями комментируемой части статьи законодатель обозначил обязанность заинтересованных органов представить заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ, с согласием или несогласием с таким проектом с обоснованием принятого решения.

7. Рассматриваемые нормы определяют процедуру молчаливого согласия при непоступлении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от заинтересованных органов в установленный срок (три месяца со дня поступления уведомления в порядке ч. 5 настоящей статьи) заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ.

8. В правилах комментируемой части законодатель установил основы порядка образования и срока работы согласительной комиссии, которые включают:

- условие поступления от одного или нескольких заинтересованных органов, указанных в ч. ч. 1 - 3 настоящей статьи, заключений, с положениями о несогласии с проектом схемы территориального планирования субъекта РФ с обоснованием принятого решения;


- принятие решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования (см. ч. 5 настоящей статьи) о создании согласительной комиссии;

- определение максимального срока работы согласительной комиссии по одному проекту (три месяца).

9. Комментируемая часть включает два документа о результатах работы согласительной комиссии, аналогично работе такой комиссии по проекту схемы территориального планирования РФ в порядке ч. 12 ст. 12 Кодекса.

10. В соответствии с ч. 10 рассматриваемой статьи установлено возможное содержание результатов работы согласительной комиссии, включающее, во-первых, предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования субъекта РФ материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования), во-вторых, план согласования обязательных вопросов (только указанных в п. 1 настоящей статьи) после утверждения схемы территориального планирования РФ путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений, т.е. законодатель определил приоритет комментируемого согласования для вопросов федерального значения.

11. Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель обозначил порядок принятия решения об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и о направлении его на доработку, который включает право принять два вида такого решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

12. Рассматриваемые нормы определяют обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии.

В данной связи отметим, что Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Комментируемая компетенция Правительства РФ реализует общие нормы о полномочиях ч. 8 ст. 6, а также положения п. 4 ч. 5 ст. 57.1 Кодекса о федеральной государственной информационной системе территориального планирования.


Статья 17. Утратила силу. - Федеральный закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ.


Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований


Комментарий к статье 18


1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового института документов территориального планирования муниципальных образований, в которые включены:

- определение трех категорий документов территориального планирования муниципальных образований;