Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- до 1 марта 2012 г. функции по ведению федерального картографогеодезического фонда, в том числе включению в него геодезических и картографических материалов и данных, их хранению и предоставлению в пользование заинтересованным лицам, вправе осуществлять подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии организации.


Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации


Комментарий к статье 10


1. Положениями рассматриваемой статьи законодатель обозначил общие правила содержания документов территориального планирования РФ, которыми представляются:

- установление перечня пяти категорий документов территориального планирования РФ (схем территориального планирования в 5 обозначенных областях);

- определение полномочий Президента РФ, Правительства РФ по установлению иных областей, для которых могут разрабатываться схемы территориального планирования РФ;

- особенности подготовки схем территориального планирования РФ в отношении одной или нескольких областей, в составе одного или нескольких документов территориального планирования РФ, применительно к части территории РФ;

- определение 2 составных частей схем территориального планирования (положение о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения);

- установление обязательных сведений четырех видов в содержании положений о территориальном планировании, входящих в состав схем территориального планирования РФ;

- требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения;

- обязательное приложение к схемам территориального планирования РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт;

- определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования РФ в текстовой форме;

- определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования РФ в виде карт.

Законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил перечень пяти категорий документов территориального планирования РФ (схем территориального планирования в обозначенных приоритетных областях общественных отношений), дополнение которого может быть осуществлено в порядке норм ч. 2 настоящей статьи.

2. Нормы ч. 2 настоящей статьи определяют компетенцию Президента РФ, Правительства РФ по установлению иных областей, для которых могут разрабатываться схемы территориального планирования РФ. То есть перечень пяти категорий комментируемых схем не является исчерпывающим, но дополнить его могут только два обозначенных органа государственной власти.

3. В правилах ч. 3 рассматриваемой статьи законодатель установил особенности подготовки схем территориального планирования РФ в отношении одной или нескольких областей, в составе одного или нескольких документов территориального планирования РФ, применительно к части территории РФ.


Иными словами, здесь определены четыре вида схем территориального планирования РФ:

- схема в отношении одной или нескольких областей согласно п. 1 ч. 1 настоящей статьи;

- схема в составе одного или нескольких документов территориального планирования РФ;

- схема применительно к части территории РФ;

- схема ко всей территории России.

При этом установление вида схемы территориального планирования РФ является прерогативой Президента РФ или Правительства РФ, а содержание такой схемы согласно ч. 4 настоящей статьи включает текстовую часть (положение о территориальном планировании) и графическую составляющую (карты планируемого размещения объектов федерального значения).

5. В соответствии с положениями ч. 5 настоящей статьи установлены обязательные сведения четырех видов в содержании положений о территориальном планировании, входящих в состав схем территориального планирования РФ. Такими сведениями обозначена информация о планируемых для размещения объектов федерального значения:

- о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения;

- их основные характеристики;

- их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта);

- характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения, которым является размещение объектов федерального значения в соответствующих областях.

7. Нормы ч. 7 комментируемой статьи определяют обязательное приложение к схемам территориального планирования РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые должны быть составлены применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования РФ.

8. В правилах ч. 8 рассматриваемой статьи законодатель установил три обязательных вида сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования РФ в текстовой форме, в которые должны входить:

1) сведения о стратегиях (программах) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектах, межгосударственных программах (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов федерального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на комплексное развитие соответствующей территории.


9. Комментируемая часть включает определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования РФ в виде карт, включающих в себя отображение:

1) местоположения существующих и строящихся объектов федерального значения в соответствующей области;

2) границ субъектов РФ, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области;

3) объектов капитального строительства, иных объектов, территорий, зон, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения, в том числе планируемых для размещения объектов регионального значения, объектов местного значения в соответствии с документами территориального планирования субъектов РФ, документами территориального планирования муниципальных образований; особых экономических зон; других объектов, территорий, зон.


Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации


Комментарий к статье 11


1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы процедур подготовки и утверждения схем территориального планирования РФ, которые включают:

- полномочия Правительства РФ утверждать и вносить изменения в схемы территориального планирования РФ, за исключением схем территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства;

- полномочия Президента РФ утверждать схемы территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства;

- условие обязательного согласования с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ согласно нормам ст. 12 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования РФ до их утверждения;

- право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования РФ;

- право оспаривания схемы территориального планирования РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы;

- право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами;

- определение порядка внесения изменений в схемы территориального планирования РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 12 Кодекса;

- полномочия Правительства РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы;

- соблюдение требований законодательства РФ в области обороны и государственной тайны при установлении состава, порядков подготовки и согласования проектов схем территориального планирования РФ, включающих в себя карты планируемого размещения объектов обороны и безопасности, а также порядка внесения изменений в такие документы и особенностей их опубликования.


В нормах ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи реализуется полномочие органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности, установленное п. 1 ст. 6 Кодекса.

2. Из содержания ч. 2 рассматриваемой статьи можно сделать вывод о том, что схемы территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства утверждаются только Президентом РФ и не подлежат изменению.

3. Часть 4 комментируемой статьи включает условие обязательного согласования с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ согласно нормам ст. 12 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования РФ до их утверждения. Отметим, что такое согласование осуществляется в порядке общих правил ч. 6 ст. 9 Кодекса и проводится для последующей оценки возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие субъекта РФ, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта РФ.

4. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования РФ.

5. Часть 9 рассматриваемой статьи включает право оспаривания схемы территориального планирования РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы.

Положения ст. ст. 46 и 47 Конституции РФ гарантируют каждому лицу судебную защиту, которая представляется наиболее действенным способом защиты гражданских прав. При этом актуальное развитие получают несудебные формы разрешения правовых конфликтов, для чего внедряются досудебные процедуры разбирательства, расширяется компетенция административных и иных юрисдикционных органов (государственных и негосударственных), не входящих в судебную систему РФ. Говоря об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, следует отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина) (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2).


6. Положениями ч. 10 настоящей статьи обозначено право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами.

7. Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель определил порядок внесения изменений в схемы территориального планирования РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 12 Кодекса.

8. Нормы ч. 12 настоящей статьи определяют полномочия Правительства РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы, что реализует общие правила п. 1 ст. 6 Кодекса о полномочиях органов государственной власти в области градостроительной деятельности.

9. В правилах ч. 13 рассматриваемой статьи законодатель установил обязательное соблюдение требований законодательства РФ в области обороны и государственной тайны при установлении состава, порядков подготовки и согласования проектов схем территориального планирования РФ, включающих в себя карты планируемого размещения объектов обороны и безопасности, а также порядка внесения изменений в такие документы и особенностей их опубликования.

Отметим, что основы правового регулирования обороны, безопасности и ограничения доступа к информации регламентированы нормами: Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"), Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности".


Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации


Комментарий к статье 12


1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые особенности порядка согласования проекта схемы территориального планирования РФ, который включает в себя:

- определение двух категорий вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования РФ с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения;

- установление максимального срока согласования проекта схемы территориального планирования РФ (три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту в информационной системе территориального планирования);

- обозначение процедуры молчаливого согласия при непоступлении от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в установленный срок сводного заключения на проект схемы территориального планирования РФ;