Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. Красные линии обозначают линейные объекты и границы территорий общего пользования, которыми в порядке комментируемой нормы установлены территории беспрепятственно используемые неограниченным кругом лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Правовой режим территории общего пользования содержит ограничения оборотоспособности, установленные ч. 8 ст. 27 и ч. 12 ст. 85 ЗК РФ, согласно которым запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования. Отметим, что в порядке ч. 12 ст. 85 ЗК РФ в отличие от территорий общего пользования земельные участки общего пользования занимаются как площадями, улицами, проездами, набережными, скверами и бульварами, так и автомобильными дорогами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

С учетом положений гл. 31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) (ч. 1 ст. 387) земельный налог и порядок его льготного исчисления устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с положениями НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, т.е. статус территории общего пользования обусловливает наличие льгот по уплате земельного налога, если имеется соответствующий нормативный правовой акт депутатов муниципальных образований.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. N 364/10 отмечалось, что льгота, установленная подп. 6 п. 5 решения представительного органа муниципального образования города Казани от 29 ноября 2005 г. N 2 - 3 "О земельном налоге", предоставляется в отношении земельных участков, на которых расположены места общего пользования (территория, доступная для пользования любых лиц), т.е. она поставлена в зависимость от фактического расположения таких мест на земельном участке (объекте налогообложения) в конкретный налоговый период.

Положениями п. 1 ст. 26 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ) к территории общего пользования отнесены береговые полосы водных объектов общего пользования. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ:

- водные объекты общего пользования - это поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, т.е. общедоступные водные объекты; любой гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд;


- береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования, ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров;

- ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров;

- береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных, предусмотренных федеральными законами, водных объектов не определяется;

- каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

13. Строительство является видом градостроительной деятельности и согласно п. 5 ст. 2 ФЗ "О безопасности зданий и сооружений" одним из этапов жизненного цикла здания (сооружения), которое по своему правовому содержанию в части безопасности соответствует процессу консервации.

Консервация представляет собой приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды. При необходимости консервации строительства подрядчик сдает незавершенный объект застройщику (заказчику) вместе с ответственностью за безопасность окружающей среды и населения, а застройщик в порядке ч. 4 ст. 52 Кодекса обязан обеспечить консервацию объекта капитального строительства (подробнее см. п. 6.15 Свода правил СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. N 781)).

Строительство согласно нормам п. 10 комментируемой статьи является составной частью правовой конструкции объектов капитального строительства и в соответствии с четвертым основным принципом комментируемого законодательства осуществляется на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки (см. п. 4 ст. 2 Кодекса).

В положениях Кодекса регламентированы правовые основы различных категорий строительства, в том числе:

строительства объектов капитального строительства с различным правовым режимом (см. комментарии к п. 10 рассматриваемой статьи);

- строительства, которое требует проведения государственной экспертизы (см. п. 5.1 ст. 6 Кодекса);

- жилищного строительства (см. ч. 18 ст. 24, ч. 8.1 ст. 45 Кодекса);

- разрешенного строительства (см. ч. 1 ст. 38, ч. 15 ст. 46 Кодекса);


- индивидуального жилищного строительства отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи, при котором согласно ч. 4 ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ до 1 марта 2015 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта (см. ч. 3 ст. 48, ч. 9 ст. 51 Кодекса);

- строительства линейных объектов (см. ч. 1 ст. 41 Кодекса);

- планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (см. ч. 6 ст. 42 Кодекса);

- строительства, которое запрещено за пределами допустимого размещения зданий, строений, сооружений (см. п. 3 ч. 3. ст. 44 Кодекса);

- строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, согласно договору о развитии застроенной территории (см. ч. 8 ст. 46.1 и п. 9 ч. 3 ст. 46.2 Кодекса);

- строительства, при котором не проводится государственная экспертиза в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий (см. ч. ч. 2, 3, 3.1 ст. 49 Кодекса);

- строительства, для осуществления которого требуется проведение государственной экспертизы проектной документации (см. ч. 13 ст. 48, ч. 4.2 ст. 49 Кодекса);

- строительства, для осуществления которого требуется проведение государственной экологической экспертизы проектной документации (см. ч. ч. 6, 6.1, 6.3 ст. 49 Кодекса);

- строительства при отсутствии правил землепользования и застройки на земельных участках, на которые согласно ч. 4. ст. 36 Кодекса не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых в порядке ч. 6 ст. 36 Кодекса не устанавливаются градостроительные регламенты (см. ч. ч. 3 и 5 ст. 51 Кодекса);

- строительства, при котором не требуется выдача разрешения на строительство (см. ч. 3 ст. 49, ч. 17 ст. 51 Кодекса);

- строительства, при котором требуется наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (см. части 2, 3.1 ст. 52, п. 1 ч. 1 ст. 55.5, п. 3 ч. 2 ст. 55.18 Кодекса);

- строительства, которое требует осуществления государственного строительного надзора, с учетом строительства объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (см. п. 1 ч. 1 ст. 54 Кодекса).

Перечень работ по строительству согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 включает 33 вида <2>, например: геодезические работы, выполняемые на строительных площадках; подготовительные работы; земляные работы; устройство скважин; свайные работы; закрепление грунтов; устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций и др.


--------------------------------

<2> Согласно Приказу Минрегиона РФ от 26 мая 2011 г. N 238 с 13 января 2012 г. из вышеуказанного Перечня будут исключены работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).


Следует добавить, что в соответствии со ст. 1079 ГК РФ строительство отнесено к деятельности, которая связана с повышенной опасностью для окружающих, так как при строительстве максимальный вред окружающим может быть нанесен в результате разрушения объекта строительства.

14 - 14.3. Реконструкция является видом градостроительной деятельности и представляет собой комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности), в целях улучшения условий проживания, максимального устранения физического и морального износа.

Из устаревших положений о комментируемом процессе реконструкции с учетом изменений, внесенных нормами Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ), изъят признак изменения качества инженерно-технического обеспечения. Законодателем установлено, что реконструкцию составляют только пять мероприятий по изменению четырех параметров объекта капитального строительства (его частей). При этом не является реконструкцией замена (восстановление) отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные.

Согласно п. 3 СП 13-102-2003 Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (приняты Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. N 153) несущие конструкции - это строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания.

Следует отметить, что расширение объектов недвижимости, вновь обозначенное составной частью комментируемого вида градостроительной деятельности, ранее считалось самостоятельной операцией и не входило в состав мероприятий по реконструкции (см. ч. 1 ст. 308 НК РФ, ч. 5 ст. 85 ЗК РФ).

Помимо изъятия из термина "реконструкция" признака изменения качества инженерно-технического обеспечения правилами ФЗ от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ в комментируемых нормах обозначен специальный вид реконструкции линейных объектов, который в отличие от реконструкции обычных объектов капитального строительства отличается не перечислением мероприятий и изменяющихся параметров, а причинно-следственным характером такого вида градостроительной деятельности. Любое изменение параметров линейных объектов (их участков, частей) будет считаться реконструкцией, если оно стало причиной:


- изменения класса, категории, первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и др.);

- изменения границ полос отвода и (или) охранных зон реконструированного линейного объекта.

В п. 13 настоящей статьи приводится перечень из 6 видов линейных объектов, а в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" обозначены 8 категорий линейных объектов:

- дороги;

- линии электропередачи;

- линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения);

- нефтепроводы;

- газопроводы;

- иные трубопроводы;

- железнодорожные линии;

- другие подобные сооружения.

Классификация видов реконструкции с учетом аналогии правового содержания в основном повторяет правовые категории строительства (см. комментарий к п. 13 рассматриваемой статьи) и включает свои особенности норм комментируемого Кодекса, в том числе следующие категории процесса реконструкции:

- реконструкция объектов капитального строительства с различным правовым режимом (см. комментарий к п. 10 рассматриваемой статьи);

- реконструкция, которая требует проведения государственной экспертизы (см. п. 5.1 ст. 6 Кодекса);

- реконструкция отдельного объекта капитального строительства (см. ч. 14 ст. 31 Кодекса);

- разрешенная реконструкция путем приведения объектов в соответствие градостроительному регламенту или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенной реконструкции (см. ч. ч. 8 и 9 ст. 36, ст. 38, ч. 15 ст. 46 Кодекса);

- реконструкция объектов с отклонением от предельных параметров разрешенной реконструкции (см. ст. 40, ч. 11 ст. 48, п. 5 ч. 7, п. 2 ч. 11 ст. 51 Кодекса);

- реконструкция многоквартирных домов, планируемая на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления (см. п. 2 ч. 3 ст. 46.1, п. 1 ч. 3 ст. 46.2 Кодекса);

- реконструкция объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (см. п. 1 ч. 4 ст. 46.2 Кодекса);

- реконструкция, затрагивающая конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов, для проведения которой требуется подготовка проектной документации (см. ч. 2, п. 1 ч. 12, ч. 12.1 ст. 48, ч. 1 ст. 52 Кодекса);

- реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), для проведения которой не требуется подготовка проектной документации (см. ч. 3 ст. 48, ч. 9 ст. 51 Кодекса);

- реконструкция объектов, для осуществления которой требуется проведение государственной экспертизы проектной документации (см. ч. 13 ст. 48, ч. 4.2 ст. 49 Кодекса);