ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2760
Скачиваний: 4
Следует отметить, что запрет что-то делать (утверждать) всегда может сочетаться с разрешением побуждать (посредством предложений) органы публичной власти другого уровня делать то, что не является для них запретом. В этом смысле негатив сосуществует с позитивом.
Рассмотрим, как негативный подход к территориальному планированию осуществляется, например, в том случае, если речь идет о генеральном плане поселения. Органы местного самоуправления поселения не могут утверждать решения:
1) об изменении (в целях освоения и иного использования) границ земель лесного фонда, водного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, об изменении границ иных территорий по причине того, что такого рода решения принимаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации при утверждении соответствующих документов территориального планирования;
2) не соответствующие:
- решениям утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования других органов публичной власти - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, соседних муниципальных образований;
- требованиям законодательства, устанавливаемым применительно к зонам с особыми условиями использования территорий - охранным, санитарно-защитным, водоохранным, зонам охраны объектов культурного наследия, источников питьевого водоснабжения, зонам охраняемых объектов, иным зонам.
Вопрос 9.2. О том, как побудить делать то, что обеспечит рациональную организацию территории и реализацию планов в приемлемые сроки
А теперь посмотрим, как применительно к генеральному плану поселения проявляет себя позитивный подход к территориальному планированию. Органы местного самоуправления поселения могут:
1) отображать в составе материалов генерального плана предложения:
- адресуемые Российской Федерации, субъекту Российской Федерации в отношении изменения (для иного использования) границ земель лесного фонда, водного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также в отношении изменения границ иных территорий;
- адресуемые Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному району в отношении границ зон планируемого размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения муниципального района;
2) направлять предложения субъекту Российской Федерации, муниципальному району, органам местного самоуправления соседних муниципальных образований - поселений, городских округов по совместной подготовке документов территориального планирования;
3) участвовать в совместной подготовке документов территориального планирования, отвечая на предложения, направленные субъектом Российской Федерации, муниципальным районом, органами местного самоуправления соседних муниципальных образований;
4) в случае совместной подготовки документов территориального планирования подготавливать план (программу) реализации генерального плана поселения, предусматривающий участие субъекта Российской Федерации, муниципального района в обеспечении финансирования соответствующих объектов местного значения поселения по согласованному перечню и в согласованные сроки.
Уже неоднократно отмечалось, что, обсуждая тему комплексности территориального планирования в федеративном государстве, мы неизбежно сталкиваемся с коллизией объективного характера.
С одной стороны, в каждом документе территориального планирования имеется только часть информации в статусе утвержденных решений, поскольку утвердивший такой документ орган публичной власти не правомочен отвечать за все - он отвечает только за порученную ему часть.
С другой стороны, в каждом документе территориального планирования должна содержаться не только часть информации в статусе утвержденных соответствующим органом публичной власти решений, но и другая информация, имеющая статус сведений, которые указанными документами не утверждаются. Только сочетание информации обоих типов позволяет судить о том, как формируется целое - общая картина планируемого развития соответствующей локальной территории.
Вопрос 9.3. О том, как в документах территориального планирования отображается с необходимой полнотой вся информация о развитии территории
Для наглядности ответ на этот вопрос лучше всего дать в виде двух таблиц. Мы по-прежнему будем рассматривать пример с генеральным планом поселения, используя те позиции в его составе генерального плана, которые были предложены при обсуждении вопроса о том, как в законе субъекта РФ может определяться состав генерального плана поселения, городского округа.
Таблица 3
Понятие комплексности и ведомственности
генерального плана (ГП) поселения
Комплексность
|
Ведомственность
генерального плана - |
||||
|
Не утверждаются ОМС |
||||
Отражаются
|
|
|
|
||
1 |
2 |
2 |
4 |
5 |
6 |
1.
Административные |
|
|
|
//////// |
|
2.
Функциональное |
//////////// |
/////////////// |
|
|
|
3.
Зоны ограничений |
|
|
|
|
|
|
/////////////// |
// |
//////// |
////// |
|
|
/////////////// |
// |
//////// |
////// |
|
|
/////////////// |
// |
//////// |
////// |
|
4.
Границы категорий |
|
|
|
|
|
|
|
|
//////// |
|
|
|
|
// |
|
|
|
|
|
// |
//////// |
|
|
|
|
// |
//////// |
|
|
5.
Зоны планируемого |
|
|
|
|
|
//////////// |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
////// |
|
|
|
|
//////// |
|
|
|
|
// |
|
|
|
6.
Предложения, адресуе- |
|
|
// |
//////// |
////// |
Таблица 4
Статус информации, содержащейся
в составе генерального плана поселения
Состав
генерального плана поселения
|
Статус информации |
|
Утвержда-
|
Не
утвер- |
|
Часть
первая - положения о территориальном
планиро- |
/////////// |
|
Раздел
1. Описание целей и задач территориального
|
/////////// |
|
Раздел
2. Описание мероприятий по территориальному
|
/////////// |
|
Часть вторая - схемы территориального планирования |
|
|
Раздел
3. Схема 1 - сводная схема (основной
чертеж) |
В
части, |
|
Раздел
4. Схемы границ территорий, земель и
ограни- |
|
|
/////////// |
|
|
Схема
3 - схема административных границ
|
|
///////// |
Схема
4 - схема ограничений использования
террито- |
|
///////// |
Раздел
5. Схемы границ зон планируемого
размещения |
/////////// |
|
Отображаются:
|
|
///////// |
Могут
отображаться предложения по подготовке
доку- |
|
///////// |
Схема
7 - схема развития объектов транспортной
|
|
|
/////////// |
|
|
Отображаются:
|
|
///////// |
Могут
отображаться предложения по подготовке
доку- |
|
///////// |
Схема
8 - схема развития иных объектов, включая
|
/////////// |
|
Отображаются:
|
|
///////// |
Могут
отображаться предложения по подготовке
доку- |
|
///////// |
Вопрос (10) о том, обладают ли субъекты
Российской Федерации полномочиями устанавливать
дополнительные виды документов территориального
планирования, а также в чем состоит полномочие субъектов
Российской Федерации определять состав документов
территориального планирования
В процессе подготовки и после введения в действие ГрК РФ от 29.12.04 со специалистами градостроительного проектирования обсуждался следующий вопрос: дает ли новый Градостроительный кодекс органам государственной власти субъектов РФ вообще, Москвы и Санкт-Петербурга в частности права по дополнению, изменению установленного этим федеральным законом перечня документов территориального планирования? Как, например, учитывается специфика Санкт-Петербурга - города с большой территорией, сложным административно-территориальным устройством (на территории Санкт-Петербурга находятся 30 городов и поселков, являющихся отдельными муниципальными образованиями)? В ст. ст. 7 и 8 ГрК РФ от 29.12.04 такие полномочия отсутствуют. Как при этом предлагается применять, трактовать положения, установленные в ч. 2 ст. 18 Кодекса:
"Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления"?
Вопрос 10.1. Об исчерпывающем перечне документов территориального планирования, а также об отсутствии необходимости в дополнительных, иных не установленных ГрК РФ от 29.12.04 документах территориального планирования
ГрК РФ от 29.12.04 устанавливает закрытый перечень документов территориального планирования. Это значит, что каждый субъект РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) подготавливает схему или схемы территориального планирования, а Москва и Санкт-Петербург подготавливают генеральные планы (причем содержание схем территориального планирования поглощается содержанием генеральных планов).
Что касается расположения на территории Санкт-Петербурга нескольких десятков городов и поселков, то применительно к данному случаю действует следующая норма ч. 2 ст. 23 ГрК РФ от 29.12.04: "Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа".
Необходимости в дополнительных, иных не установленных ГрК РФ от 29.12.04 документах территориального планирования не возникает в силу того, что:
- поименован полный (без упущений) перечень содержательных позиций, которые должны быть предъявлены на утверждение в составе генерального плана (но без их детальной внутренней конкретизации, что позволяет свободно выбирать, в форме каких входящих в состав генерального плана разделов эти позиции будут предъявляться);
- генеральный план является документом постоянного действия, в который органами публичной власти могут вноситься дополнения и изменения по мере необходимости с учетом: а) различных тематических аспектов территориального планирования (схем развития транспорта, инженерно-технической, социальной инфраструктуры и пр.); б) необходимости конкретизировать решения применительно к различным частям территории.
Поэтому ГрК РФ от 29.12.04 не блокирует, но позволяет осуществлять разнообразные действия по территориальному планированию и сводит их в одном документе. Таким образом, утверждается ситуация, когда будет подготавливаться и постоянно действовать один документ территориального планирования, в состав которого в качестве его составных частей включаются различные тематические разделы. Если появится необходимость в дополнительных проработках и решениях, то в соответствующие разделы генерального плана будут вноситься соответствующие дополнения и изменения.
Вопрос 10.2. О составе документов территориального планирования
ГрК РФ от 29.12.04 определяет перечень тех позиций, которые должны быть: а) предъявлены на согласование и утверждение; б) предъявлены в качестве обоснования предлагаемых к утверждению решений. По существу, речь идет о том, что должно быть предъявлено, но в деталях не раскрывается, в какой форме. Иными словами, ГрК РФ от 29.12.04 не говорит о структуре или составе документов территориального планирования, включая генеральные планы (за исключением выделения самых крупных блоков). Состав в виде, например, поименования тематических разделов генерального плана, перечня карт (схем) с их наименованиями, обозначением возможности подготовки фрагментов таких карт (схем) применительно к различным частям территории, обозначением масштабов и пр. предлагается определить законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Основываясь на ГрК РФ от 29.12.04 и законах субъектов РФ, органы местного самоуправления имеют право детализировать этот состав своими нормативными правовыми актами.
При этом надо иметь в виду следующее. Отсутствие соответствующих формулировок в ст. ст. 7 и 8 ГрК РФ от 29.12.04 (о полномочиях субъектов РФ и органов местного самоуправления) не означает ни внутреннего противоречия, ни отсутствия указанных полномочий. Такие полномочия имеются, поскольку существует прямая норма ч. 2 ст. 18 ГрК РФ от 29.12.04. Кроме того, субъекты РФ могут по-разному действовать при определении состава документов территориального планирования (генеральных планов).