Файл: ГрК_комм_Трутнев_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2760

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что запрет что-то делать (утверждать) всегда может сочетаться с разрешением побуждать (посредством предложений) органы публичной власти другого уровня делать то, что не является для них запретом. В этом смысле негатив сосуществует с позитивом.

Рассмотрим, как негативный подход к территориальному планированию осуществляется, например, в том случае, если речь идет о генеральном плане поселения. Органы местного самоуправления поселения не могут утверждать решения:

1) об изменении (в целях освоения и иного использования) границ земель лесного фонда, водного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, об изменении границ иных территорий по причине того, что такого рода решения принимаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации при утверждении соответствующих документов территориального планирования;

2) не соответствующие:

- решениям утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования других органов публичной власти - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, соседних муниципальных образований;

- требованиям законодательства, устанавливаемым применительно к зонам с особыми условиями использования территорий - охранным, санитарно-защитным, водоохранным, зонам охраны объектов культурного наследия, источников питьевого водоснабжения, зонам охраняемых объектов, иным зонам.


Вопрос 9.2. О том, как побудить делать то, что обеспечит рациональную организацию территории и реализацию планов в приемлемые сроки


А теперь посмотрим, как применительно к генеральному плану поселения проявляет себя позитивный подход к территориальному планированию. Органы местного самоуправления поселения могут:

1) отображать в составе материалов генерального плана предложения:

- адресуемые Российской Федерации, субъекту Российской Федерации в отношении изменения (для иного использования) границ земель лесного фонда, водного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также в отношении изменения границ иных территорий;

- адресуемые Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному району в отношении границ зон планируемого размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения муниципального района;

2) направлять предложения субъекту Российской Федерации, муниципальному району, органам местного самоуправления соседних муниципальных образований - поселений, городских округов по совместной подготовке документов территориального планирования;

3) участвовать в совместной подготовке документов территориального планирования, отвечая на предложения, направленные субъектом Российской Федерации, муниципальным районом, органами местного самоуправления соседних муниципальных образований;


4) в случае совместной подготовки документов территориального планирования подготавливать план (программу) реализации генерального плана поселения, предусматривающий участие субъекта Российской Федерации, муниципального района в обеспечении финансирования соответствующих объектов местного значения поселения по согласованному перечню и в согласованные сроки.

Уже неоднократно отмечалось, что, обсуждая тему комплексности территориального планирования в федеративном государстве, мы неизбежно сталкиваемся с коллизией объективного характера.

С одной стороны, в каждом документе территориального планирования имеется только часть информации в статусе утвержденных решений, поскольку утвердивший такой документ орган публичной власти не правомочен отвечать за все - он отвечает только за порученную ему часть.

С другой стороны, в каждом документе территориального планирования должна содержаться не только часть информации в статусе утвержденных соответствующим органом публичной власти решений, но и другая информация, имеющая статус сведений, которые указанными документами не утверждаются. Только сочетание информации обоих типов позволяет судить о том, как формируется целое - общая картина планируемого развития соответствующей локальной территории.


Вопрос 9.3. О том, как в документах территориального планирования отображается с необходимой полнотой вся информация о развитии территории


Для наглядности ответ на этот вопрос лучше всего дать в виде двух таблиц. Мы по-прежнему будем рассматривать пример с генеральным планом поселения, используя те позиции в его составе генерального плана, которые были предложены при обсуждении вопроса о том, как в законе субъекта РФ может определяться состав генерального плана поселения, городского округа.


Таблица 3


Понятие комплексности и ведомственности

генерального плана (ГП) поселения


Комплексность
генерального плана -
совокупность информации,
обеспечивающая его
полноту

Ведомственность генерального плана -
статус и источники информации


Утверждаются
ОМС
(устанавли-
ваются)

Не утверждаются ОМС

Отражаются
ГП зоны с
особыми
условиями
использования,
территорий,
установленные
в соответствии
с законодатель-
ством РФ





РФ





Субъекта
РФ




Муни-
ципа-
льного
района

1

2

2

4

5

6

1. Административные
границы




////////
////////


2. Функциональное
зонирование

////////////
////////////

///////////////
///////////////




3. Зоны ограничений
(с особыми условиями
использования террито-
рий):
- охранные, санитарно-
защитные, водоохранные
зоны, другие;
- подверженные риску
возникновения чрезвычай-
ных ситуаций;
- зоны охраны объектов
культурного наследия







///////////////

//

////////

//////


///////////////
///////////////

//
//

////////
////////

//////
//////


///////////////
///////////////

//
//

////////
////////

//////
//////

4. Границы категорий
земель, территорий:
- сельскохозяйственного
назначения;
- лесного фонда,
водного фонда;
- особо охраняемых при-
родных территорий феде-
рального и регионального
значения;
- иных









////////




//





//
//
//

////////
////////
////////




//

////////


5. Зоны планируемого
размещения объектов:
- местного значения
поселения;
- местного значения
муниципального района;
- регионального
значения;
- федерального значения






////////////









//////




////////




//



6. Предложения, адресуе-
мые РФ, субъекту РФ,
муниципальному району по
позициям 1, 4, 5



//
//
//
//

////////
////////
////////
////////

//////
//////
//////
//////



Таблица 4


Статус информации, содержащейся

в составе генерального плана поселения


Состав генерального плана поселения
(согласно предложениям, представленным в ответах
на вопрос 10.3 "относительно того, как в законе
субъекта РФ может определяться состав генерального
плана поселения, городского округа")

Статус информации

Утвержда-
ется -
устанавли-
вается

Не утвер-
ждается -
отобра-
жается

Часть первая - положения о территориальном планиро-
вании

///////////
///////////


Раздел 1. Описание целей и задач территориального
планирования

///////////
///////////


Раздел 2. Описание мероприятий по территориальному
планированию и последовательности их выполнения

///////////
///////////


Часть вторая - схемы территориального планирования



Раздел 3. Схема 1 - сводная схема (основной чертеж)
генерального плана

В части,
утверждае-
мой в
составе
разделов
4, 5


Раздел 4. Схемы границ территорий, земель и ограни-
чений (схемы 2 - 5).
Схема 2 - схема функциональных зон.
Устанавливаются границы функциональных зон - жилых
зон, производственных зон, рекреационных зон, иных
функциональных зон развития территории с отображе-
нием параметров планируемого развития таких зон



///////////
///////////
///////////
///////////
///////////


Схема 3 - схема административных границ
Отображаются существующие границы поселения, город-
ского округа, населенных пунктов, входящих в состав
поселения, городского округа.
Могут отображаться предложения по изменению границ
поселения, городского округа, границ населенных
пунктов, входящих в состав поселения, городского
округа (при наличии соответствующих обоснований в
составе обосновывающих материалов к проекту гене-
рального плана)


/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////

Схема 4 - схема ограничений использования террито-
рий.
Отображаются устанавливаемые в соответствии с
законодательством РФ (в том числе утвержденные в
составе документов территориального планирования
РФ, субъекта РФ, муниципального района - в случае
генерального плана поселения) границы зон с особыми
условиями использования территорий.
Могут отображаться предложения по подготовке доку-
ментов территориального планирования РФ, субъекта
РФ, муниципального района (в случае генерального
плана поселения), внесению изменений в
указанные документы территориального планирования
применительного к установлению, изменению границ
зон с особыми условиями использования территорий


/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////

Раздел 5. Схемы границ зон планируемого размещения
объектов капитального строительства местного
значения (схемы 6 - 8).
Схема 6 - схема развития объектов и сетей инженер-
но-технического обеспечения.
Устанавливаются утверждаемые в составе генерального
плана границы зон планируемого размещения объектов
капитального строительства местного значения -
объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения в границах поселения, городского округа

///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////


Отображаются:
- границы земельных участков, которые предоставлены
для размещения объектов и сетей инженерно-техниче-
ского обеспечения федерального, регионального или
местного значения либо на которых размещены
указанные объекты и сети;
- утвержденные в составе документов территориально-
го планирования РФ, субъектов РФ, муниципального
района (в случае генерального плана поселения) гра-
ницы планируемого размещения объектов и сетей
инженерно-технического обеспечения федерального,
регионального значения, местного значения муници-
пального района;
- границы зон негативного воздействия существующих
и планируемых к размещению объектов и сетей инже-
нерно-технического обеспечения


/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////

Могут отображаться предложения по подготовке доку-
ментов территориального планирования РФ, субъекта
РФ, муниципального района (в случае генерального
плана поселения), внесению изменений в документы
территориального планирования РФ, субъекта РФ,
муниципального района (в случае генерального плана
поселения), применительно к установлению, изменению
границ планируемого размещения объектов и сетей
инженерно-технического обеспечения федерального,
регионального значения, местного значения
муниципального района


/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////

Схема 7 - схема развития объектов транспортной
инфраструктуры.
Устанавливаются: утверждаемые в составе генерально-
го плана границы зон планируемого размещения
объектов капитального строительства местного
значения - автомобильных дорог общего пользования,
мостов и иных транспортных инженерных сооружений в
границах населенных пунктов, входящих в состав по-
селения, в границах городского округа



///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////


Отображаются:
- границы земельных участков, которые предоставлены
для размещения объектов транспортной инфраструктуры
федерального, регионального или местного значения
либо на которых размещены указанные объекты;
- утвержденные в составе документов территориально-
го планирования РФ, субъекта РФ, муниципального
района (в случае генерального плана поселения)
границы планируемого размещения объектов транспорт-
ной инфраструктуры федерального, регионального
значения, местного значения муниципального района;
- границы зон негативного воздействия существующих
и планируемых к размещению объектов транспортной
инфраструктуры


/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////

Могут отображаться предложения по подготовке доку-
ментов территориального планирования РФ, субъекта
РФ, муниципального района (в случае генерального
плана поселения), внесению изменений в документы
территориального планирования РФ, субъекта РФ,
муниципального района (в случае генерального плана
поселения), применительно к установлению, изменению
границ планируемого размещения объектов и сетей
инженерно-технического обеспечения федерального,
регионального значения, местного значения муници-
пального района


/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////

Схема 8 - схема развития иных объектов, включая
объекты социального обслуживания.
Устанавливаются: утверждаемые в составе генерально-
го плана границы зон планируемого размещения иных
объектов капитального строительства местного значе-
ния, которые не устанавливаются на схемах 6 и 7 и
размещение которых необходимо для осуществления
полномочий органов местного самоуправления поселе-
ния, органов местного самоуправления городского
округа

///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////
///////////


Отображаются:
- границы земельных участков, которые не отобража-
ются на схемах 6 и 7 и которые предоставлены для
размещения иных объектов федерального, регионально-
го или местного значения либо на которых размещены
такие объекты;
- утвержденные в составе документов территориально-
го планирования РФ, субъекта РФ, муниципального
района (в случае генерального плана поселения)
границы планируемого размещения объектов, федераль-
ного, регионального значения, местного значения
муниципального района, которые не отображаются на
схемах 6 и 7;
- границы зон негативного воздействия существующих
и планируемых к размещению объектов, которые не
отображаются на схемах 6 и 7


/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////

Могут отображаться предложения по подготовке доку-
ментов территориального планирования РФ, субъекта
РФ, муниципального района (в случае генерального
плана поселения), внесению изменений в документы
территориального планирования РФ, субъекта РФ,
муниципального района (в случае генерального плана
поселения), применительно к установлению, измене-
нию границ планируемого размещения объектов
федерального, регионального значения, местного
значения муниципального района, которые не
отображаются на схемах 6 и 7


/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////
/////////



Вопрос (10) о том, обладают ли субъекты

Российской Федерации полномочиями устанавливать

дополнительные виды документов территориального

планирования, а также в чем состоит полномочие субъектов

Российской Федерации определять состав документов

территориального планирования


В процессе подготовки и после введения в действие ГрК РФ от 29.12.04 со специалистами градостроительного проектирования обсуждался следующий вопрос: дает ли новый Градостроительный кодекс органам государственной власти субъектов РФ вообще, Москвы и Санкт-Петербурга в частности права по дополнению, изменению установленного этим федеральным законом перечня документов территориального планирования? Как, например, учитывается специфика Санкт-Петербурга - города с большой территорией, сложным административно-территориальным устройством (на территории Санкт-Петербурга находятся 30 городов и поселков, являющихся отдельными муниципальными образованиями)? В ст. ст. 7 и 8 ГрК РФ от 29.12.04 такие полномочия отсутствуют. Как при этом предлагается применять, трактовать положения, установленные в ч. 2 ст. 18 Кодекса:

"Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления"?


Вопрос 10.1. Об исчерпывающем перечне документов территориального планирования, а также об отсутствии необходимости в дополнительных, иных не установленных ГрК РФ от 29.12.04 документах территориального планирования


ГрК РФ от 29.12.04 устанавливает закрытый перечень документов территориального планирования. Это значит, что каждый субъект РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) подготавливает схему или схемы территориального планирования, а Москва и Санкт-Петербург подготавливают генеральные планы (причем содержание схем территориального планирования поглощается содержанием генеральных планов).

Что касается расположения на территории Санкт-Петербурга нескольких десятков городов и поселков, то применительно к данному случаю действует следующая норма ч. 2 ст. 23 ГрК РФ от 29.12.04: "Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа".

Необходимости в дополнительных, иных не установленных ГрК РФ от 29.12.04 документах территориального планирования не возникает в силу того, что:


- поименован полный (без упущений) перечень содержательных позиций, которые должны быть предъявлены на утверждение в составе генерального плана (но без их детальной внутренней конкретизации, что позволяет свободно выбирать, в форме каких входящих в состав генерального плана разделов эти позиции будут предъявляться);

- генеральный план является документом постоянного действия, в который органами публичной власти могут вноситься дополнения и изменения по мере необходимости с учетом: а) различных тематических аспектов территориального планирования (схем развития транспорта, инженерно-технической, социальной инфраструктуры и пр.); б) необходимости конкретизировать решения применительно к различным частям территории.

Поэтому ГрК РФ от 29.12.04 не блокирует, но позволяет осуществлять разнообразные действия по территориальному планированию и сводит их в одном документе. Таким образом, утверждается ситуация, когда будет подготавливаться и постоянно действовать один документ территориального планирования, в состав которого в качестве его составных частей включаются различные тематические разделы. Если появится необходимость в дополнительных проработках и решениях, то в соответствующие разделы генерального плана будут вноситься соответствующие дополнения и изменения.


Вопрос 10.2. О составе документов территориального планирования


ГрК РФ от 29.12.04 определяет перечень тех позиций, которые должны быть: а) предъявлены на согласование и утверждение; б) предъявлены в качестве обоснования предлагаемых к утверждению решений. По существу, речь идет о том, что должно быть предъявлено, но в деталях не раскрывается, в какой форме. Иными словами, ГрК РФ от 29.12.04 не говорит о структуре или составе документов территориального планирования, включая генеральные планы (за исключением выделения самых крупных блоков). Состав в виде, например, поименования тематических разделов генерального плана, перечня карт (схем) с их наименованиями, обозначением возможности подготовки фрагментов таких карт (схем) применительно к различным частям территории, обозначением масштабов и пр. предлагается определить законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Основываясь на ГрК РФ от 29.12.04 и законах субъектов РФ, органы местного самоуправления имеют право детализировать этот состав своими нормативными правовыми актами.

При этом надо иметь в виду следующее. Отсутствие соответствующих формулировок в ст. ст. 7 и 8 ГрК РФ от 29.12.04 (о полномочиях субъектов РФ и органов местного самоуправления) не означает ни внутреннего противоречия, ни отсутствия указанных полномочий. Такие полномочия имеются, поскольку существует прямая норма ч. 2 ст. 18 ГрК РФ от 29.12.04. Кроме того, субъекты РФ могут по-разному действовать при определении состава документов территориального планирования (генеральных планов).