Файл: ГрК_комм_Трутнев_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2669

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема 2: "с максимальной ответственностью" - государственная экспертиза проводится применительно к проектной документации всех без исключения объектов строительства. Целесообразность такой схемы должна быть оценена с двух позиций. Во-первых, государственная экспертиза - это "страховка разработчика" со стороны государства в форме проверки, которую разработчик уже провел сам или обеспечил (например, путем привлечения частного эксперта). То есть экспертиза - это всегда дублирование. Понятно, что такое дублирование нужно не всегда, в ряде случаев достаточно выполнить одно действие и не повторять его дважды. Во-вторых, если государственная экспертиза проводится применительно к проектной документации всех без исключения объектов строительства, то государство берет на себя обязательство своим бюджетом. При этом государство как бы говорит, что оно не доверяет проектировщикам и будет тотально контролировать всех, что бы они ни делали. Имея в виду первое и второе положения, можно с уверенностью сказать, что обсуждаемая схема несостоятельна по причине ее очевидной избыточности. Государство не должно претендовать на то, чтобы обеспечивать государственную экспертизу проектной документации всех без исключения объектов. Можно говорить лишь о некоторой части объектов, то есть возможна только схема "с частичной ответственностью".

Схема 3: "с частичной ответственностью" - ранее отсутствовала и была введена ГрК РФ от 29.12.04. Напомним, что согласно ч. ч. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ от 29.12.04 не должна проводиться государственная экспертиза применительно к следующим семи видам объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более трех, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырех, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или такое установление требуется в пределах границ земельных участков, где расположены такие объекты;


6) объекты капитального строительства, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не требуется получать разрешение на строительство;

7) объекты капитального строительства, в отношении проектной документации которых имеется положительное заключение государственной экспертизы и данная проектная документация применяется повторно (типовая проектная документация) или модифицирована, но при этом не затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Теперь, применительно к схеме "с частичной ответственностью", ныне зафиксированной ГрК РФ от 29.12.04, поговорим о том, где с точки зрения перспектив развития законодательства могла бы или должна проходить та граница, которая определит сферу деятельности органа государственной экспертизы проектной документации. Имеются два варианта.

Вариант 1: под государственную экспертизу подпадает проектная документация применительно к двум видам объектов - объектам особо опасным, технически сложным и уникальным и объектам, не являющимся особо опасными, технически сложными и уникальными, за исключением тех, что поименованы в ч. ч. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ от 29.12.04. Это именно тот вариант, который определен ГрК РФ от 29.12.04.

Вариант 2: под государственную экспертизу подпадает проектная документация применительно только к одному виду объектов - объектам особо опасным, технически сложным и уникальным.

Второй вариант был предложен в проекте ГрК РФ от 29.12.04, но не принят федеральным законодателем. Между тем в нем отражен простой и ясный принцип участия государства в проведении государственной экспертизы проектной документации. Суть его в том, что государство должно "помогать" частным лицам в проверке подготовленной ими проектной документации посредством государственной экспертизы только в особых случаях, а именно когда речь идет о строительстве особых объектов, то есть особо опасных, технически сложных и уникальных, притом что государство будет нести субсидиарную ответственность за результаты проверки проектной документации.

На текущий момент в ГрК РФ от 29.12.04 внесены изменения, инициированные Федеральными законами от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ и от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ и свидетельствующие о постепенном движении в сторону второго варианта. Российская Федерация оставила за собой проведение государственной экспертизы проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а проведение экспертизы по другим объектам делегировала субъектам РФ.

На повестке дня остается вопрос о полном переходе ко второму варианту организации государственной экспертизы проектной документации, а также не решенная еще задача введения механизмов саморегулирования и страхования имущественной ответственности в проектировании и строительстве.



Вопрос 38.2. О том, что изменил ГрК РФ от 29.12.04 в отношении государственной экспертизы проектной документации и почему такие изменения неизбежно должны быть сделаны


Перечислим основные изменения.

1. Государственная экспертиза проектной документации отделена от государственной экспертизы градостроительной документации. Необходимость такого действия была доказана ранее (см. обсуждение вопроса 13 - о государственной экспертизе проектов документов территориального планирования, документации по планировке территории).

2. Впервые введена обеспеченная федеральным бюджетом имущественная субсидиарная ответственность за результаты проверки проектной документации, проводимой органом государственной экспертизы.

3. Впервые введен перечень объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.

4. Впервые введено положение, согласно которому вместо многих видов отраслевых государственных экспертиз проектной документации должна проводиться единая государственная экспертиза. До введения в действие ГрК РФ от 29.12.04 были определены 10 видов государственных экспертиз, которые должны проводиться в соответствии с различными федеральными законами (перечень видов экспертиз приводится в хронологической последовательности принятия федеральных законов):

1) экспертиза государственного пожарного надзора - в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

2) государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

3) государственная экспертиза безопасности ядерных установок - в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";

4) государственная экологическая экспертиза - в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";

5) государственная экспертиза промышленной безопасности - в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

6) государственная экспертиза безопасности гидротехнических сооружений - в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

7) государственная экспертиза инвестиционных проектов (государственная вневедомственная экспертиза) - в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";

8) санитарно-эпидемиологическая экспертиза - в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";


9) государственная экспертиза условий охраны труда - в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 81-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";

10) государственная историко-культурная экспертиза - в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

5. Впервые в Российской Федерации государственную экспертизу проектной документации будет проводить один орган государственной власти. На федеральном уровне - это подведомственное Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрою) федеральное государственное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (Главгосэкспертиза России). Проводить государственную экспертизу проектной документации объектов обороны, сведения о которых составляют государственную тайну, Президент Российской Федерации уполномочил Минобороны России. На региональном уровне - это уполномоченные государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные им учреждения.

6. Впервые (ч. 5 ст. 49 ГрК РФ от 29.12.04) четко определен предмет государственной экспертизы проектной документации - это две позиции по оценке соответствия такой документации техническим регламентам (то есть сведенным в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" в общий документ требованиям всех видов безопасности - санитарно-эпидемиологической, экологической, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и др.) и результатам инженерных изысканий.

До введения в действие ГрК РФ от 29.12.04 определение предмета государственной экспертизы проектной документации характеризовалось, во-первых, отсутствием четкости и неформализованностью, во-вторых, переложением полномочий по определению такого предмета на сам орган, уполномоченный в области проведения соответствующего вида экспертизы. Применительно к последнему положению показательной является не подлежащая ныне применению Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. РДС 11-201-95, утвержденная Постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 года N 18-39, где предмет государственной экспертизы включает 22 позиции.

7. Установлен предельный срок проведения государственной экспертизы проектной документации, который не должен превышать трех месяцев. Ранее такой срок, если и устанавливался некоторыми федеральными законами, был гораздо более продолжительным (например, шесть месяцев согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе"). Но, как правило, он устанавливался самим органом, проводившим соответствующий вид государственной экспертизы.

8. Определено, что Правительство Российской Федерации, а не сам орган государственной экспертизы, как это было ранее, должно определять:


1) порядок организации и проведения государственной экспертизы;

2) размер платы за ее проведение;

3) порядок взимания такой платы.


Вопрос 38.3. О том, как законодательно определен переход к новой системе организации государственной экспертизы проектной документации


Применительно к организации государственной экспертизы проектной документации Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" было установлено два срока.

1. С 1 января 2006 года были введены в действие ч. ч. 1 - 5, 7 - 11 ст. 49 ГрК РФ от 29.12.04 и, в частности, норма о том, что с этого срока "государственная экспертиза проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным учреждением" (ч. 4 ст. 49). Но, поскольку в течение 2006 года федеральные законы, регулирующие проведение десяти отраслевых экспертиз, не были приведены в соответствие с ГрК РФ от 29.12.04, фактически государственная экспертиза проводилась, как раньше.

2. С 1 января 2007 года одновременно вступили в силу:

- ч. 6 ст. 49 ГрК РФ от 29.12.04, не допускающая проведения иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной ст. 49 ГрК РФ от 29.12.04;

- Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в 29 федеральных законов, регулирующих статус и (или) порядок проведения отраслевых государственных экспертиз и согласований, относящихся к проектной документации.

Таким образом, законодательно обеспечено внедрение на всей территории Российской Федерации единой государственной экспертизы проектной документации, за исключением проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации - в общем, вне сухопутной части территории государства. В отношении таких объектов проектная документация в виде исключения подлежит также государственной экологической экспертизе.


Вопрос (39) об особенностях разрешений на строительство

и на ввод объектов в эксплуатацию


Вопрос 39.1. О правовом статусе и содержании разрешения на строительство


ГрК РФ от 29.12.04 определяет три позиции, характеризующие правовой статус и содержание разрешения на строительство. Разрешение на строительство - это документ, выдаваемый органом власти застройщику (ч. ч. 4 и 5 ст. 51), подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (ч. 1 ст. 51) и дающий застройщику право осуществлять строительство по факту наличия указанного соответствия, а также по факту наличия требуемых документов (определенных ч. 7 ст. 51).