Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2969

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как уже говорилось выше, в литературе указывалось на три неотъемлемых критерия качества информации: достоверность, актуальность и полноту.

Поскольку информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, то сведения, не соответствующие действительности, являются "недостоверной информацией". Закон об информации также содержит термин "заведомо недостоверная информация", определения которого не дается. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь лингвистическим анализом, можем заключить, что таковой являются сведения, несоответствие действительности которых очевидно для лица, предоставляющего их пользователям. Следовательно, предоставление заведомо недостоверной информации - это целенаправленное, умышленное введение потребителя информации (контрагента) в заблуждение.

Вместе с тем от дезинформации (умышленного или неосторожного введения в заблуждение) необходимо отличать неверно воспринятую информацию. Ложная оценка сведений о каких-либо фактах зачастую становится следствием получения некомпетентного мнения со стороны, давления авторитетов, недостатка знаний о конкретном предмете и образования в целом. Существенно, что недостоверная коммерческая информация, в том числе та, которая передана с условием сохранения ее в тайне от третьих лиц, заведомо не конфиденциальна, так как эффективность принятого на основе такой информации решения ничтожна. В отличие от дезинформации информация, неверно воспринятая отдельным субъектом, не влечет за собой потери своей ценности для других лиц. Следовательно, обязательства сторон - обладателя ноу-хау и его контрагента в отношении режима конфиденциальности этой информации имеют силу и действуют в полном объеме. Поэтому субъект, решивший, что его дезинформировали, и разгласивший третьим лицам полученные на условиях конфиденциальности коммерческие сведения, рискует быть привлеченным к ответственности владельцем этой информации.

Например, бывают случаи подбрасывания документов конфиденциального содержания, как бы невзначай потерянных конкурентом, содержащих хорошо завуалированную дезинформацию. Доказать умысел конкурента, его желание ввести кого-то в заблуждение и причинить убытки почти невозможно. Кроме того, инициируя конфликт или обращение в суд на этой почве, человек еще больше причинит себе ущерб, в первую очередь своей репутации. Ведь как добросовестный предприниматель он должен был вернуть найденные документы их законному владельцу вместо того, чтобы тут же их использовать в своих коммерческих целях. И получается, что у того, кто дезинформирует, есть отличный повод для встречных претензий.

6. Говоря об использовании ноу-хау в коммерческой деятельности, обратим внимание и на то, что ноу-хау не может быть внесено в качестве вклада в имущество юридического лица. Как указано в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", "необходимо учитывать, что в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В связи с этим таким вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или "ноу-хау".


24 января 2002 г. Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа была признана недействительной сделка по внесению компанией "Norex Petroleum" 50% вклада в уставный капитал ЗАО "Корпорация "Югранефть" в виде ноу-хау. Вместе с тем в названном выше Постановлении отмечено, что вкладом в имущество хозяйствующего субъекта может быть признано право пользоваться ноу-хау, передаваемое в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством.

Это положение находит подтверждение и в ст. 257 НК РФ, которая признает в качестве нематериального актива "владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта", но не признает таковыми:

не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификацию и способность к труду.


Статья 1470. Служебный секрет производства


Комментарий к статье 1470


1. Руководствуясь сформировавшейся за десятилетия действия специальных законов традицией перехода к работодателю исключительных прав на созданный работником результат интеллектуальной деятельности, разработчики Гражданского кодекса вводят понятие "служебный секрет производства", обладателем исключительных прав на который является работодатель.

Данная норма также является императивной и не предусматривает возможности установления альтернативы сторонами отношений в отличие, скажем, от ст. 1295 ГК РФ в отношении "служебного произведения" <1>.

--------------------------------

<1> Ранее аналогичная норма о служебных произведениях содержалась в ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".


Для признания ноу-хау служебным необходимо, чтобы получение <1> данного ноу-хау работником было обусловлено выполнением трудовых обязанностей или задания работодателя. Следовательно, доказательством наличия исключительных прав на служебное ноу-хау у работодателя являются документы, подтверждающие факт получения данного ноу-хау конкретным работником в порядке выполнения служебных обязанностей или задания работодателя. Служебные обязанности отражаются в трудовом договоре в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК РФ). Они могут развиваться и дополняться должностными инструкциями. Важно, чтобы среди письменно зафиксированных обязанностей работника фигурировали специфические обязанности, связанные с получением (законным путем) информации, обобщением ее в информационные продукты или ресурсы, которым впоследствии могут быть преданы конфиденциальные свойства ввиду коммерческой ценности и неизвестности третьим лицам. В противном случае работник, уходя из организации, унесет с собой все ее производственные секреты, к которым он имел отношение. Судебной практикой в области авторского права было доказано, что, даже если работник использует для создания произведения материалы и оборудование работодателя, это не означает, что он создал служебное произведение - просто он занимался "не тем" на рабочем месте, творил "для души", готов возместить расходы и понести наказание за тунеядство.


--------------------------------

<1> Как уже отмечалось, термин "создатель информации" представляется не корректным, так как информация - отражение объективной действительности. Информацию невозможно создать, ее можно получить путем сбора, накопления, анализа общедоступных компонентов.


2. Пункт 2 устанавливает обязанность работника, которому в процессе выполнения трудовых обязанностей или задания работодателя стал известен секрет производства, сохранять его конфиденциальность до прекращения исключительного права на этот секрет производства.

Статья 11 Закона о коммерческой тайне, регулируя аналогичные отношения, устанавливает для такого работника срок "неразглашения" - три года, если соглашением между ним и работодателем не предусмотрено иное. Но данная норма также во избежание противоречия с Кодексом утратит силу с 1 января 2008 г.

3. К сожалению, разработчики данного раздела Кодекса не переняли ценный опыт Закона о коммерческой тайне и не включили в него положения, относящиеся к обеспечению конфиденциальности ноу-хау руководителями организации-правообладателя. Однако представляется, что эти положения могут применяться судами в конфликтных ситуациях.

Согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации - это физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В трудовой договор, заключенный с руководителем организации, рекомендуется включать блок обязательств обеспечения им охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, а также ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

Как указано в ст. 277 ТК РФ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. Такой случай был предусмотрен п. 7 ст. 11 Закона о коммерческой тайне: руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. Однако данный пункт отменен Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Расчет убытков делается в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством, т.е. ст. 15 ГК РФ.


Статья 1471. Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору


Комментарий к статье 1471


Статья регулирует вопросы принадлежности исключительного права на ноу-хау, полученное в результате выполнения гражданско-правовых договоров, в том числе по государственным (муниципальным) контрактам для государственных (муниципальных) нужд, - данное право принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором не предусмотрено иное.



Статья 1472. Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства


Комментарий к статье 1472


1. По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1472 ГК РФ, нарушитель исключительного права на ноу-хау, а также лицо, обязанное сохранять его конфиденциальность в соответствии с положениями настоящего раздела Кодекса и нарушившее данное обязательство, обязано возместить правообладателю причиненные своими действиями убытки.

Потенциальными нарушителями исключительного права на ноу-хау можно считать следующих лиц:

получивших ноу-хау незаконными методами;

работника, разгласившего сущность ноу-хау вопреки трудовому договору и Кодексу;

контрагента, сделавшего это вопреки гражданско-правовому договору.

Интересы обладателя исключительного права на ноу-хау также могут защищаться иными способами, которые предусмотрены в ст. 12 ГК РФ и других законодательных актах, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Однако данный способ защиты может быть реализован только тогда, когда несанкционированный доступ, разглашение или иное использование секрета производства не привели к общеизвестности информации, составляющей его содержание, и существует возможность устранить последствия такого доступа, разглашения и использования. Например, на лицо, завладевшее информацией с помощью незаконных методов, может быть возложена обязанность возвратить техническую документацию или уничтожить материальные носители информации, ему может быть запрещено использовать данную информацию в его собственной сфере или распространять эти сведения среди третьих лиц <1>.

--------------------------------

<1> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. С. 686.


Административная ответственность может наступать по ст. 13.14 КоАП РФ: разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет за собой наложение административного штрафа (на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ).

Статья 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" УК РФ предусматривает уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а также иным незаконным способом (такие деяния наказываются штрафом в размере до 80000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет - ч. 1 ст. 183), а также за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (такие деяния наказываются штрафом в размере до 120000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет - ч. 2 ст. 183). Если указанные деяния причинили крупный ущерб или были совершены из корыстной заинтересованности, то они наказываются штрафом в размере до 200000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 3 ст. 183). Деяния, предусмотренные ч. ч. 2 и 3 ст. 183 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет.


Уголовная ответственность также предусмотрена за преступления в сфере компьютерной информации, под которой Уголовный кодекс Российской Федерации понимает информацию, содержащуюся на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. В отношении компьютерной информации уголовно наказуемыми признаются следующие деяния:

а) неправомерный доступ (ст. 272 УК РФ) при условии, что:

данная компьютерная информация является конфиденциальной;

последствиями неправомерного доступа к ней стали уничтожение, блокирование, модификация или копирование этой информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

доказана причинная связь между неправомерным доступом и указанными последствиями;

б) создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или носителей с такими программами (ст. 273 УК РФ);

в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию конфиденциальной информации, если это деяние причинило существенный вред (ст. 274 УК РФ).

Как видно, в отличие от гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях, в основном запрещающих разглашение конфиденциальной информации, Уголовный кодекс предусматривает санкции и за ее уничтожение, т.е. стирание компьютерной информации, содержащейся на материальных носителях (цифровой и иной записи) или в памяти ЭВМ. При этом, как отмечают авторы комментария к Уголовному кодексу, "имеющаяся у пользователя возможность восстановить уничтоженную информацию с помощью средств программного обеспечения или получить данную информацию от другого пользователя не освобождает виновного от ответственности" <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное).


<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. доктора юридических наук, профессора Ю.И. Скуратова и доктора юридических наук, Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. 3-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. С. 700.


Видимо, так же обстоит дело и в случае, если компьютерная информация, составляющая коммерческую тайну, была стерта злоумышленником с одного носителя, но сохранилась у ее владельца на других носителях. Хотя, думается, подобные обстоятельства все же должны учитываться судом при определении меры наказания.