Файл: ГК_4_комм_гл72_Джермакян_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Патентный закон Израиля также позволяет восстанавливать действие патента, утратившего силу из-за неуплаты соответствующей пошлины за его поддержание. Срок подачи соответствующего ходатайства после прекращения действия патента не регламентирован. Послепользователь имеет право на дальнейшее безвозмездное использование изобретения, но только в своем бизнесе (с правом передачи по наследству).

В соответствии с Законом о патентах Индии восстановление действия патента, утратившего силу в связи с неуплатой пошлин за его поддержание, возможно в течение одного года с даты прекращения действия патента. Объем использования изобретения для послепользователя законом не ограничен. Генеральный контролер по делам о патентах, промышленных образцах и товарных знаках наделен полномочием урегулировать все отношения между владельцем восстановленного патента и послепользователем на основании договора либо, как указано в Законе, иным путем.

Патентный закон Грузии предусматривает возможность восстановления действия патента, утратившего силу в связи неуплатой ежегодной пошлины. Ходатайство о восстановлении должно быть подано в течение трех месяцев после установленного льготного срока. Послепользователь сохраняет право использовать изобретение в целях предпринимательства. Объем последующего использования законом не регламентирован.

Не ограничен для послепользователя объем использования изобретения после восстановления патента в Турции.

Таким образом, в Великобритании, Израиле, Индии, Грузии, Турции и многих других странах послепользователь не ограничен какими-либо объемами использования изобретения и может выходить на рынок на равных условиях с владельцем восстановленного патента. Это, как представляется, в большей мере соответствует принципам добросовестной конкуренции.

5. Российское правоприменение. Совершенствуя в дальнейшем российское патентное законодательство, целесообразно учесть опыт стран, давно использующих право восстановления действия патентов, и снять для послепользователя ограничение, касающееся невозможности расширения объемов использования изобретения. Целесообразно также предусмотреть при уступке восстановленного патента преимущественное право послепользователя на его приобретение, если он сможет доказать свою способность удовлетворить потребности рынка.

Одним из редких пока примеров установления права послепользования может служить судебный спор <296> в отношении использования полезной модели "Многоходовой кран" по патенту РФ N 31158.

--------------------------------

<296> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 N 09АП-5996/2008 по делу N А40-71553/06-15-602.


ЗАО "ЯВВА" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском о защите исключительного права истца на полезную модель "Многоходовой кран" (патент на полезную модель N 31158 с приоритетом от 20.07.2003), в котором просило суд обязать ответчиков прекратить нарушение исключительного прав истца на упомянутую полезную модель. Решением от 13.03.2008 Арбитражный суд г. Москвы обязал ООО "Вектор" прекратить нарушение исключительного права истца на полезную модель путем продажи крана 2108 LUZAR (LV0108) и обязал ООО "ТД "Лузар" прекратить нарушение исключительного права истца на указанную полезную модель путем производства и предложения к реализации названного крана отопителя.


Не согласившись с принятым решением, ООО "ТД "Лузар" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт. Податель жалобы находит, что суд ошибочно не применил к возникшим отношениям нормы патентного права, регулирующие право послепользования.

Повторно рассмотрев дело, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит отмене в части.

Обязывая ответчиков прекратить нарушение исключительного права истца на полезную модель путем продажи крана отопителя 2108 LUZAR (LV0108), производства и предложения к реализации, суд первой инстанции в нарушение требований статьи 170 АПК РФ никак не оценил возражения ответчиков о возникновении у них права послепользования, не высказав каких-либо суждений по данному вопросу.

Однако действие патента на полезную модель "Многоходовой кран" было досрочно прекращено с 14.03.2004 в связи с тем, что патентная пошлина за поддержание патента в силе не была уплачена в установленный срок. Восстановление действия патента на полезную модель имело место лишь 27.10.2005.

Право послепользования - это право на безвозмездное использование объекта интеллектуального права. Послепользователь всегда использует чужой, ранее запатентованный объект и знает, кто ранее являлся обладателем исключительного права. Право послепользования возникает не в силу решения суда, а при наличии условий, определенных законом. Поскольку у ответчиков возникло право послепользования, а истец не доказал превышение объемов использования этого права ответчиками, в иске в этой части следует отказать.


§ 7. Особенности правовой охраны и использования

секретных изобретений


Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение


Комментарий к статье 1401


1. Секретные сведения. Принципы установления степени секретности сведений определены в статье 8 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", согласно которой степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Законом устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

- "особой важности";

- "совершенно секретно";

- "секретно".

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Законом приняты Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.95 N 870), согласно которым количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.


К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Порядок проведения проверки содержания в заявке сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок засекречивания сведений установлен статьей 11 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и предусматривает, что основанием для засекречивания сведений является их соответствие перечням сведений, подлежащих засекречиванию, действующим на предприятиях, в учреждениях и организациях, в результате деятельности которых эти сведения получены (разработаны). В случае обнаружения в заявке сведений, составляющих государственную тайну, решение о ее засекречивании и установлении степени секретности принимает должностное лицо, наделенное полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Перечень таких должностных лиц утвержден распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2000 N 6-рп.

Заявке как носителю сведений, признанных секретными, присваивается соответствующий гриф секретности.

2. Столкновение секретных заявок. Норма п. 5 комментируемой статьи направлена на предотвращение возможности выдачи двух охранных документов на одно и то же изобретение (как и для открытых заявок). Однако данное условие выполнимо только при определенном соответствии сравниваемых источников информации по степени секретности, что в случае их расхождения формально не препятствует выдаче двух охранных документов на одно и то же изобретение.

3. Некоторые особенности рассмотрения секретных заявок. Одной из особенностей рассмотрения заявок на секретные изобретения уполномоченными органами является то, что для них не предусмотрено рассмотрение возражений в Палате по патентным спорам Роспатента. При этом по тем секретным заявкам, которые подаются и рассматриваются в Роспатенте, возражения, как и по несекретным заявкам, рассматриваются отдельным составом коллегии палаты Роспатента.


Поскольку секретным полезным моделям правовая охрана Кодексом не предоставляется, преобразование заявки на секретное изобретение в заявку на полезную модель также невозможно.


Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения и выдача патента на него. Распространение сведений о секретном изобретении


Комментарий к статье 1402


1. Общие процедуры. Законодательство о государственной тайне требует, чтобы:

- все документы заявки и иные материалы, представляемые и передаваемые при рассмотрении заявки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, имели предписанные реквизиты (статья 12 Закона Российской Федерации "О государственной тайне");

- передача документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществлялась с использованием средств специальной связи и через структурные подразделения органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий по защите государственной тайны;

- к участию в рассмотрении заявок привлекались только лица, имеющие соответствующий допуск.

Вместе с тем, учитывая, что состав заявки определен общими требованиями к ее сущностному содержанию, заявки, независимо от степени секретности, должны отвечать одним и тем же формальным требованиям, за исключением требования о простановке на документах заявки на секретное изобретение соответствующих ограничительных грифов. В результате при изменении степени секретности или рассекречивании сведений, содержащихся в заявке, и связанной с этим возможной передаче заявки на рассмотрение из Роспатента в уполномоченный орган заявителю нет необходимости вносить какие-либо изменения в заявку.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1401 ГК РФ заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно", подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти (далее - уполномоченные органы).

Заявки на иные секретные изобретения подаются в Роспатент.

2. Процедуры в Роспатенте. Заявка на секретное изобретение, поступившая в Роспатент не по назначению, передается в соответствующий уполномоченный орган, компетентный в отношении такой заявки. По поступившей в Роспатент заявке, для которой степень секретности не установлена и которая содержит заявление о том, что в ней содержатся сведения, составляющие государственную тайну, проводится проверка содержания в заявке таких сведений в соответствии с порядком проведения проверки содержания в заявке сведений, составляющих государственную тайну, установленным Правительством Российской Федерации.


Заявки на секретное изобретение подаются заявителем с использованием специальной связи.

Заявка на секретное изобретение, поступившая от иностранного гражданина или иностранного юридического лица, возвращается заявителю без рассмотрения.

При этом под заявкой на секретное изобретение иностранного гражданина или юридического лица следует понимать не секретность в отношении сущности изобретения, а выбранную форму подачи в виде секретной заявки, которая должна проходить по специальной процедуре подачи и рассмотрения.

Кодекс, как и ранее Патентный закон РФ (ст. 30.3), предусматривает, что все изобретения, как несекретные, так и секретные, регистрируются в едином реестре - Государственном реестре изобретений Российской Федерации и на них выдается охранный документ одного вида - патент Российской Федерации на изобретение. Регистрацию изобретения и выдачу патента производит тот орган, который по результатам рассмотрения заявки принял решение о выдаче патента на соответствующее изобретение.

Содержание и порядок ведения реестра, а также форма патента и состав указываемых в нем сведений унифицированы.

Передача сведений, признанных в установленном порядке секретными, в том числе и сведений о секретных изобретениях, регулируется законодательством о государственной тайне. В частности, раздел V Закона Российской Федерации "О государственной тайне" регулирует порядок передачи сведений между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, а также передачу этих сведений другим государствам.


Статья 1403. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений


Комментарий к статье 1403


Вопросы изменения степени секретности и рассекречивания сведений регулируются разделами III и IV Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с этим Законом Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.95 N 870).

Для обеспечения непрерывности и преемственности в рассмотрении заявки вместе с собственно документами заявки, перечень которых определен в статье 16 Закона, при изменении степени секретности передаются и все материалы, содержащиеся в деле заявки на момент передачи (переписка между Роспатентом и заявителем, представленные заявителем дополнительные материалы, отчет об информационном поиске и др.).

Изобретение и документы заявки по-прежнему остаются секретными, и, даже если изобретение и заявка стали иметь степень секретности "секретно" и согласно пункту 2 ст. 1401 могли быть рассмотрены в Роспатенте, такая заявка продолжает рассматриваться в уполномоченном органе, в который заявка поступила изначально, что совершенно оправданно, т.к. исключает круг лиц, получивших доступ к данной секретной информации.