ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4241
Скачиваний: 1
В целях осуществления права на отказ от договора проката арендатор должен письменно предупредить арендодателя о своем намерении отказаться от договора. Для того чтобы не быть принужденным к уплате излишней арендной платы, а также иных платежей, связанных с прокатом (стоимость утраченного имущества и проч.), арендатору целесообразно сохранить доказательства указанного письменного предупреждения (почтовая квитанция и др.).
Такое письменное предупреждение арендатор должен сделать не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты отказа от договора. Этот минимальный срок в п. 3 комментируемой статьи установлен как императивный, поэтому отказ от договора возможен только после его истечения. Следовательно, по истечении 10-дневного срока после письменного предупреждения (иного более длительного срока, указанного в этом предупреждении) договор проката считается расторгнутым (п. 3 ст. 450 ГК).
Представляется, что установленный законом полностью императивный характер рассмотренного минимального срока не вполне отвечает интересам арендатора-потребителя. Поэтому требуется смягчение этого правила в форме возможности установления по соглашению сторон срока меньшей продолжительности при сохранении 10-дневного срока как общего правила.
Наряду с обязанностью арендатора заблаговременно предупредить арендодателя об отказе от договора проката осуществление рассматриваемого права арендатора по п. 3 комментируемой статьи связано с необходимостью уплаты арендной платы за время пользования арендованным имуществом (см. об этом ст. 630 ГК и комментарий к ней).
Статья 628. Предоставление имущества арендатору
Комментарий к статье 628
1. В комментируемой статье установлены правовые основы юридической процедуры предоставления (передачи) имущества арендатору. Базу этой процедуры составляют две обязанности арендодателя, носящие информационный характер, и корреспондирующие с ними права арендатора. В рамках указанной процедуры арендодатель должен проверить исправность сдаваемого в аренду имущества. Такая исправность свидетельствует о том, что арендуемое имущество находится в работоспособном состоянии, его можно использовать по назначению, т.е. с помощью данного имущества можно удовлетворять соответствующие потребности арендатора. Для правоотношений по прокату с участием потребителей указанная исправность, кроме того, означает, что передаваемое арендатору имущество отвечает еще и установленным требованиям по безопасности. Иными словами, в потребительских правоотношениях по прокату должны быть соблюдены и право потребителя на надлежащее качество (ст. 4 Закона о защите прав потребителей), и его право на безопасность (ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
По прямому указанию комментируемой статьи рассматриваемая проверка исправности проводится в присутствии арендатора. Таким образом, последний не просто имеет право участвовать в отмеченной проверке: ему предоставлена возможность убедиться в том, что арендуемое имущество находится в исправном состоянии, т.е. получить соответствующую информацию об этом. Другими словами, в рамках анализируемой обязанности арендодатель должен сам получить информацию об исправности арендованного имущества и предоставить эту информацию арендатору в форме демонстрации работоспособности этого имущества.
Представляется, что в интересах арендодателя получить и сохранить доказательства исполнения своей обязанности по проверке исправности арендованного имущества. Это доказательства двух видов: 1) того, что данная проверка проведена; 2) того, что она проведена с участием арендатора. Например, это может быть акт осмотра арендованного имущества, подписанный уполномоченным представителем арендодателя, а также арендатором.
2. Согласно комментируемой статье арендодатель несет и другую информационную обязанность - ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущества либо выдать ему письменные инструкции о пользовании этим имуществом. Как и обязанность по проверке исправности арендованного имущества, данная обязанность установлена в интересах обеих сторон договора проката - в целях обеспечения сохранности арендованного имущества, соблюдения права арендатора на безопасность и проч. Для потребительских договоров проката существование обязанности по ознакомлению с названными правилами и выдаче указанных инструкций обусловлено еще и общим правилом о непрофессионализме потребителя (арендатора) - о предположении об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
Рассматриваемую информационную обязанность нужно понимать расширительно. Формально она касается информации об эксплуатации (пользовании) арендованного имущества. Однако из сравнительного анализа ст. 628, а также п. 2 ст. 629 ГК РФ (здесь указано не только на правила эксплуатации, но и на правила содержания арендованного имущества) и ст. 10, п. 4 ст. 12, п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей следует, что необходимо сообщить арендатору еще и о других правилах - содержания, хранения и транспортировки арендованного имущества.
Точно так же, как и применительно к предыдущей обязанности, в данной ситуации в интересах арендодателя получить и сохранить доказательства ее исполнения, т.е. доказательства того, что арендатор получил соответствующую информацию - с отмеченными правилами он ознакомлен, названные письменные инструкции им получены. В частности, эти обстоятельства могут быть удостоверены подписью арендатора на документе, остающемся у арендодателя.
Важность соблюдения указанной обязанности в потребительских договорах проката подтверждается содержанием п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Как следует из этой нормы, исполнитель (арендодатель) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем (арендатором) установленных правил использования, хранения или транспортировки арендованного имущества. Фактически арендодатель должен доказать не только наличие хотя бы одного из указанных обстоятельств, но применительно к доказыванию отмеченного нарушения со стороны арендатора еще и то, что последний знал (имел информацию) об этих правилах. Такой вывод подтверждается тем, что исполнитель несет по отношению к потребителю общую обязанность по предоставлению потребительской информации, в том числе и доведение до его сведения указанных правил (ст. ст. 8 - 11 Закона о защите прав потребителей).
Нарушение рассматриваемой информационной обязанности, к которому иногда на практике приравнивается и отсутствие доказательств ее исполнения, может повлечь негативные последствия как для арендатора, так и для арендодателя. Для арендатора - причинение в результате неправильной эксплуатации вреда, например, его имуществу, а для арендодателя - причинение вреда арендованному имуществу, возникновение ответственности перед арендатором и третьими лицами, которым причинен вред (члены семьи арендатора и проч.), устранение ответственности арендатора по п. 2 ст. 629 ГК РФ за недостатки арендованного имущества, возникшие вследствие его неправильной эксплуатации (содержания, хранения).
3. В том случае, если договор проката является потребительским, при его заключении и предоставлении имущества арендатору арендодатель несет также и иные информационные обязанности, установленные Законом о защите прав потребителей (ст. ст. 9 - 11): предоставить потребителю информацию о контрагенте (арендодателе), о цене, о режиме его работы и проч. Кроме того, в Законе о защите прав потребителей (ст. 8) закреплены общие нормативные требования к потребительской информации, в том числе и требование к механизму ее предоставления, которые должны быть соблюдены согласно потребительскому договору проката.
Статья 629. Устранение недостатков сданного в аренду имущества
Комментарий к статье 629
1. В комментируемой статье определяются правовые последствия обнаружения недостатков сданного в аренду имущества. В общем виде такой недостаток может быть определен как несоответствие этого имущества установленным законом и договором требованиям. В гражданском законодательстве представлены три основных нормативных (законодательно установленных) подразделения недостатков товаров, работ и услуг: обычные (по терминологии закона - просто недостатки) и существенные (ст. 475 ГК, преамбула Закона о защите прав потребителей), явные и скрытые (п. 3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей), конструктивные, рецептурные или иные недостатки (ст. 1095 ГК) - так называемая техническая классификация.
В п. 1 установлено специальное комплексное подразделение недостатков, которое базируется на отмеченных выше классификациях. Так, из содержания п. 1 следует, что недостаток в совокупности обладает двумя квалифицирующими признаками: 1) это недостаток арендованного имущества, т.е. он обнаруживается арендатором уже после передачи ему имущества. По сути, это скрытый недостаток, который не мог быть выявлен по правилам ст. 628 ГК РФ при проверке исправности сдаваемого в аренду имущества; 2) данный недостаток, являясь либо существенным, либо обычным, полностью или частично препятствует пользованию арендованным имуществом. Например, в результате неисправности каких-либо агрегатов арендованный холодильник не работает, т.е. им пользоваться по назначению нельзя. Другая ситуация - в холодильнике не работает морозильная камера, поэтому возможно лишь его частичное использование.
Что касается недостатков, упомянутых в п. 2 комментируемой статьи, то они могут быть в рамках указанных трех классификаций всякого рода, но в любом случае возникшими (1) уже после получения имущества арендатором, (2) по обстоятельствам, зависящим от последнего.
2. В соответствии с п. п. 1 и 2 комментируемой статьи правовые последствия обнаружения недостатков сданного в аренду имущества различаются в зависимости от того, кто по обстоятельствам дела должен отвечать за эти недостатки - арендодатель или же сам арендатор. В первом случае у арендодателя возникает альтернативная обязанность безвозмездно устранить недостатки имущества на месте либо произвести замену данного имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем, т.е. в исправном, состоянии. Отмеченная замена имущества производится по общим правилам ст. 628 ГК РФ.
В силу общего правила ст. 320 ГК РФ именно арендодателю принадлежит право выбора того, какое из двух указанных действий совершить. Однако в потребительских договорах проката этим правом выбора обладает арендатор как потребитель. Данный вывод основывается на том, что при нарушении всякого потребительского договора одним из общих принципов восстановления нарушенных прав потребителя, закрепленных в Законе о защите прав потребителей (п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 29), является возможность потерпевшего самостоятельно выбрать соответствующее требование для предъявления контрагенту.
Рассматриваемая альтернативная обязанность арендодателя возникает при условии, что арендатор обнаружил недостатки сданного в аренду имущества и сделал соответствующее заявление арендодателю (устное или письменное). Срок исполнения данной обязанности - 10 дней со дня указанного заявления.
Отмеченное общее правило о 10-дневном сроке не применяется во всех без исключения договорах проката. Во-первых, договором может быть установлен более короткий срок. Во-вторых, если срок договора определяется в часах или минутах, как это бывает, например, в договоре проката коньков, то 10-дневное ожидание для арендатора вообще лишено какого-либо смысла. Следовательно, правовое регулирование отношений по прокату в части указанного срока требует дифференциации как не вполне эффективное в обозначенном аспекте, в частности в зависимости от вида арендуемого имущества и тех единиц времени, в которых определяется продолжительность срока аренды <1>. Кроме того, о возможности не применять указанное правило о 10-дневном сроке во всех случаях обнаружения арендатором недостатков свидетельствует указание п. 1 комментируемой статьи на то, что недостатки устраняются арендатором на месте. Здесь имеется в виду, что такое устранение в зависимости от ситуации производится (1) в месте нахождения имущества, т.е. у арендатора, либо (2) в месте подачи заявления арендатором, т.е. у арендодателя.
--------------------------------
<1> О необходимости совершенствования правового регулирования в этом аспекте указано в уже упоминавшейся работе А. Кабалкина и Л. Санниковой.
Во втором случае недостатки арендованного имущества возникают по обстоятельствам, зависящим от арендатора. В п. 2 комментируемой статьи названы два таких обстоятельства: это нарушение арендатором правил (1) эксплуатации и (2) содержания имущества. Думается, что отмеченными обстоятельствами перечень нарушений не исчерпывается - арендатор может нарушить также известные ему правила хранения и транспортировки имущества (обо всех этих правилах см. ст. 628 ГК и комментарий к ней). В подобных ситуациях у нарушившего свою обязанность соблюдать установленные правила арендатора возникает обязанность (денежное обязательство) оплатить арендодателю стоимость ремонта и транспортировки имущества (транспортировки для цели ремонта). При возникновении спора по поводу данного обязательства и его разрешении в судебном порядке истец (арендодатель) должен доказать два обстоятельства: 1) что арендатор нарушил известные ему правила; 2) что это нарушение явилось причиной возникновения недостатков арендованного имущества.
3. В результате обнаружения недостатков арендованного имущества могут наступать и иные последствия, предусмотренные законом. К ним, в частности, относятся: возмещение убытков, компенсация морального вреда арендатору (для потребительских договоров проката), а также последствия, связанные с арендной платой (см. комментарий к ст. 630 ГК).
Статья 630. Арендная плата по договору проката
Комментарий к статье 630
1. В п. 1 комментируемой статьи сформулировано общее правило о механизме установления арендной платы в правоотношениях по прокату. Поскольку условия договора проката, в том числе и об арендной плате, зачастую формируются лишь арендодателем, то именно ему в первую очередь и адресовано данное правило. Арендная плата в любом договоре проката определяется в твердой сумме. Соответственно, другие способы установления арендной платы не применяются (в процентах от рыночной стоимости арендованного имущества и проч.).
Арендатор, в зависимости от условий договора проката, может вносить арендную плату двумя способами: периодически или единовременно. Целесообразность периодических платежей обычно возникает при установлении достаточно длительного срока договора проката (с соблюдением правил ст. 627 ГК), например, если такой срок определен в несколько месяцев, а единовременных платежей - в случае максимально короткого срока аренды, в частности в часах. С другой стороны, п. 1 комментируемой статьи не исключает и иного. Нередко единовременный платеж взимается в виде предварительной оплаты, т.е. при установлении договорных отношений по прокату, до начала использования арендованного имущества. Например, арендатор оплачивает 100 рублей, ему выдается кассовый чек и предоставляется возможность забрать арендованное имущество.