Файл: ГК_2_комм_том1_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В транспортных уставах и кодексах также отсутствуют прямые предписания об обязательной государственной регистрации договоров аренды транспортных средств с экипажем. Вместе с тем в специальных правилах ведения реестров различных транспортных средств можно встретить положения о регистрации договоров аренды транспортных средств и соответствующих ограничений (обременений) прав на них.

В соответствии с п. 2 ст. 33 КТМ РФ ограничения (обременения) прав на морское судно (ипотека, доверительное управление и др.) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре, судовой книге или в Российском международном реестре судов. Записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на судно вносятся в раздел III Государственного судового реестра (п. 23 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах <1>). Договор фрахтования судна (тайм-чартер, бербоут-чартер) подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге порта регистрации данного судна (п. 49 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах <2>).

--------------------------------

<1> Утверждены Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87 // Бюллетень нормативных актов. 2006. N 32.

<2> Утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 22.


Записи об аренде речных судов вносятся в Государственный судовой реестр в качестве ограничений (обременений) прав на них; кроме того, в Реестре обязательно отражается передача судна в аренду иностранному арендатору (п. п. 94 и 99 Правил государственной регистрации судов <1>).

--------------------------------

<1> Утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 49.


Запись об аренде воздушного судна, как об ограничении (обременении) прав на него, может быть внесена в подраздел III Единого государственного реестра прав на воздушные суда (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" <1>).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.


При оценке подобных специальных предписаний необходимо исходить из того, что, во-первых, комментируемая статья представляет собой изъятие из общего правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК). Во-вторых, нормы специальных законов прямо не предусматривают обязательной государственной регистрации договоров аренды соответствующих транспортных средств. В-третьих, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на транспортные средства подлежат государственной регистрации лишь в случаях, когда они возникли на основании договоров и иных документов, подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством (п. 4 ст. 16 КВВТ, п. 33 Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними <1>).


--------------------------------

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 958 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5961.


Следовательно, договор аренды транспортного средства, отнесенного к недвижимому имуществу, с экипажем не подлежит обязательной регистрации и считается заключенным с момента согласования в письменной форме всех его существенных условий; отсутствие регистрации договора не влечет признания его незаключенным <1>.

--------------------------------

<1> Правильность данного вывода подтверждается судебно-арбитражной практикой применения правил о ведении судовых реестров, см.: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/436 по делу N А51-3270/05-14-83, от 23 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2153 по делу N А51-6174/200720-140 и от 14 мая 2009 г. N Ф03-1107/2009 по делу N А24-2673/2008; ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2008 г. по делу N А42-975/2007 // СПС "КонсультантПлюс".


4. Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются (см. комментарий к ст. 632 ГК). Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере - договоре фрахтования морского судна на время (ст. 200 КТМ).


Статья 634. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства


Комментарий к статье 634


1. Комментируемая статья по-иному распределяет обязанности по содержанию арендованного имущества, нежели общие положения ГК РФ о договоре аренды (ст. 616). Возложение не на арендатора, а на арендодателя обязанности поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии объясняется тем, что по договору аренды транспортного средства с экипажем именно арендодатель осуществляет его техническую эксплуатацию и должен нести соответствующие расходы (см. комментарий к ст. 635 ГК).

Вместе с тем арендатор несет расходы по коммерческой эксплуатации транспортного средства: оплата топлива и других расходуемых при эксплуатации транспортного средства материалов и сборов осуществляется арендатором, если иное не установлено договором аренды (см. комментарий к ст. 636 ГК).

2. Надлежащее состояние транспортного средства означает возможность и пригодность его к нормальной и безопасной эксплуатации, для поддержания которой арендодатель обязан проводить технические, организационные и иные мероприятия: регулярные чистку и уборку, профилактические мероприятия, ремонт транспортного средства (текущий и капитальный), снабжение его необходимыми принадлежностями, оборудованием и механизмами (для погрузки-разгрузки и т.п.).


Поскольку предметом договора являются технические устройства, обладающие свойствами источника повышенной опасности (см. комментарий к ст. 632 ГК), зачастую выполнение арендодателем указанных мероприятий регламентируется обязательными для соблюдения техническими нормами и правилами безопасности. Как правило, прохождение транспортным средством подобных процедур и подтверждение возможности его эксплуатации по назначению удостоверяются специальными документами.

Воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), который выдается на основании аттестата о годности к эксплуатации или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям (п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса). Владелец речного судна обязан обеспечить его соответствие требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности и поддерживать его в надлежащем техническом состоянии (п. п. 1 и 2 ст. 34, ст. 61 КВВТ). Морское судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания (п. 1 ст. 23 КТМ). И на речном, и на морском судне должны иметься предусмотренные законодательством судовые документы: свидетельства о годности судна к плаванию, о праве плавания под Государственным флагом РФ и др. (п. 1 ст. 14 КВВТ, п. 1 ст. 25 КТМ).

Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия (п. 1 ст. 6 Закона о железнодорожном транспорте).

Техническое состояние и оборудование автотранспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <1>). Основные положения по допуску автотранспортных средств к эксплуатации утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 <2>. Владельцы автотранспортных средств обязаны регулярно проходить государственный технический осмотр в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 <3>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

<2> САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

<3> Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3916.



3. На период времени, когда транспортное средство, за которое отвечает арендодатель, находилось в ненадлежащем состоянии (т.е. было непригодно к нормальной и безопасной эксплуатации) вследствие невыполнения (ненадлежащего выполнения) арендодателем своих обязанностей, арендатор должен освобождаться от уплаты арендных платежей. Прямо данное правило сформулировано применительно к речным судам в п. 2 ст. 65 КВВТ РФ.

4. Норма, содержащаяся в комментируемой статье, носит императивный характер, поэтому ее действие не может быть изменено (отменено) соглашением сторон.


Статья 635. Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства


Комментарий к статье 635


1. В силу п. 1 комментируемой статьи услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.

Понятием технической эксплуатации охватывается осуществление арендодателем действий по приведению транспортного средства в состояние способности выполнять свое функциональное назначение - перемещаться в пространстве для целей перевозки грузов, пассажиров, багажа и т.п. Оказание услуги по управлению транспортным средством подразумевает совершение арендодателем действий по ориентированию и направлению перемещающегося транспортного средства в пространстве - вождение, пилотирование, маневрирование и т.п., а также необходимые сопутствующие действия (например, услуги связи, навигационные услуги и т.п.). Конкретный комплекс услуг по управлению и технической эксплуатации зависит от вида транспортного средства, его технических характеристик, целей использования.

Договором могут быть предусмотрены и другие услуги, оказываемые арендодателем (например, услуги по погрузке-разгрузке транспортного средства, по охране транспортного средства и т.п.).

Качество оказываемых арендодателем услуг определяется предоставлением арендатору возможности эксплуатировать транспортное средство нормально и безопасно. Первый критерий - нормальная эксплуатация - означает поддержание транспортного средства в надлежащем состоянии (см. ст. 634 ГК и комментарий к ней). Второй критерий - безопасная эксплуатация - связан с необходимостью соблюдения специальных правил эксплуатации транспортных средств, для того чтобы не допустить возможность причинения вреда перевозимым пассажирам, грузам, третьим лицам, их имуществу и т.п.

2. Услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства оказывает арендодатель в лице членов экипажа, состав и квалификация которого должны отвечать прежде всего обязательным для сторон правилам. Транспортными уставами и кодексами предусмотрены специальные требования к экипажам транспортных средств. Так, согласно ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик - владелец подвижного железнодорожного состава - должен иметь квалифицированных работников.


Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа, а командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (п. 2 ст. 56 и п. 1 ст. 57 Воздушного кодекса). Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Авиационный персонал подлежит обязательной аттестации. Квалификация летного состава государственной авиации определяется в соответствии с Положением об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 22. Ст. 2312.


В состав экипажа судна, используемого во внутренних водах, входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна (п. 1 ст. 26 КВВТ). Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа установлен Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138 <1>. На должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, могут быть назначены только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 349 <2>.

--------------------------------

<1> Зарегистрировано в Минюсте России 11 декабря 2002 г. N 4029.

<2> Собрание законодательства РФ. 2005. N 23. Ст. 2279.


Каждое морское судно должно иметь на борту квалифицированный и достаточный по численности экипаж, в состав которого входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда (п. 1 ст. 52 и п. 1 ст. 53 КТМ). В зависимости от типа и назначения, а также от района плавания судна минимальный состав экипажа судна установлен Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138, а судна рыбопромыслового флота - Приказом Росрыболовства от 21 сентября 2009 г. N 836 <1>. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются только лица, имеющие соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства <2>. При этом в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, однако только граждане РФ могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (п. 1 ст. 56 КТМ).

--------------------------------