Файл: ГК_2_комм_том1_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оплата по договору проката может производиться в форме наличных или безналичных денежных расчетов. В первом случае действует законодательство о применении контрольно-кассовой техники, основу которого составляет Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <1> (с изм. и доп.). На основании данного законодательства арендатору в качестве доказательства произведенной арендной платы (полностью или в части) выдаются специальные документы - кассовые чеки и некоторые другие.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.


2. В п. 2 комментируемой статьи содержится регламентация специальной ситуации, связанной с оплатой проката при возврате имущества арендатором. Если последний досрочно возвращает имущество, то со своей стороны арендодатель возвращает ему соответствующую часть полученной арендной платы, исчисляя ее со дня, следующего за днем фактического возврата имущества. Из этого правила можно вывести общее предписание, которое касается не только уже полученной арендной платы, но и случая с арендной платой, взимаемой по факту проката, - арендная плата начисляется по день фактического возврата имущества. Другими словами, считается, что арендатор по момент возврата включительно пользуется арендованным имуществом, а арендную плату необходимо квалифицировать в качестве платы за время пользования имуществом. Если же срок проката установлен в часах, то по аналогии закона (ст. 6 ГК) оплачивается и час возврата. Отмеченное общее предписание подлежит применению не только при отказе арендатора от договора проката по п. 3 ст. 627 ГК РФ, но и в иных случаях прекращения договорных отношений.

Содержание п. 2 комментируемой статьи позволяет сформулировать и специальные правила об арендной плате для случаев обнаружения недостатков арендованного имущества (ст. 629 ГК). Когда обнаруженные недостатки сданного в аренду имущества, по которым сделано соответствующее заявление (ст. 629 ГК), препятствуют его использованию, арендная плата как плата непосредственно за пользование арендованным имуществом взиматься не должна. В данном случае это обусловлено тем, что арендодатель не обеспечил арендатору возможность использовать арендованное имущество по назначению, нарушив тем самым договор. Однако, если такие недостатки возникли по обстоятельствам, зависящим от самого арендатора (п. 2 ст. 629 ГК), арендная плата взимается по день (на момент) фактического возврата имущества.

3. В п. 3 комментируемой статьи установлен специальный порядок взыскания с арендатора задолженности по арендной плате. Такое взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Иные платежи, причитающиеся с арендатора в пользу арендодателя (договорная неустойка и проч.), в рамках подобной процедуры не взимаются. Порядок совершения исполнительной надписи нотариусом определяется в соответствии с гл. XVI Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <1> (с изм. и доп.) (ст. ст. 89 - 94). Как следует из ст. 93 данных Основ, взыскание по исполнительной надписи производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ для исполнения судебных решений. В этом случае применяется Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <2>.


--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

<2> Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.


Статья 631. Пользование арендованным имуществом


Комментарий к статье 631


1. В комментируемой статье применительно к прокату в императивной форме установлены некоторые исключения из общих правил об аренде, касающиеся пользования арендованным имуществом, а также распоряжения арендными правами. В данном случае названные исключения установлены с учетом, как правило, потребительского характера договора проката, его краткосрочности, в интересах обеспечения права арендатора на получение исправного имущества (п. 1 комментируемой статьи), а также стабильной предпринимательской деятельности арендодателя в форме сдачи имущества в прокат (п. 2 комментируемой статьи).

2. В части указанного пользования к отношениям по прокату применяется общее правило п. 1 ст. 615 ГК РФ (арендатор пользуется имуществом в соответствии с договором и назначением имущества). При нарушении арендодателем своей обязанности по проведению капитального ремонта правовые последствия определяются по п. 1 ст. 616, ст. 620 ГК РФ. В случае нарушения обязанности по осуществлению текущего ремонта возможны возмещение возникших убытков арендатора, а также прекращение договорных отношений по его требованию при наличии оснований по ст. 620 ГК РФ.

3. Другим исключением из общих правил об аренде (п. 2 ст. 615 ГК) выступает правовой запрет, который накладывается на арендатора. Суть этого запрета состоит в том, что арендатор не вправе распоряжаться арендными правами, перечисленными в п. 2 ст. 615 ГК РФ. В ситуации, когда такой запрет нарушается, арендодатель вправе требовать (1) признания заключенных арендатором соглашений по распоряжению арендными правами недействительными (ничтожными) и применения последствий недействительности (ст. ст. 166, 168 ГК), (2) возмещения возникших убытков, (3) прекращения договорных отношений по ст. 619 ГК РФ, поскольку нарушение отмеченного запрета означает, что имущество, по сути, используется не по назначению.


§ 3. Аренда транспортных средств


1. Аренда транспортного средства с предоставлением услуг

по управлению и технической эксплуатации


Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем


Комментарий к статье 632


1. Гражданский кодекс РФ предусматривает две разновидности договора аренды транспортного средства: 1) с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации - договор аренды транспортного средства с экипажем (или фрахтование на время); 2) без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).

Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК РФ не содержит общих норм о договоре аренды транспортного средства, можно сформулировать признаки, объединяющие договоры аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем.


Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Предметом данного договора являются технические устройства: а) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними; б) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем; в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.

2. Транспортные средства - это технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. К ним относятся:

1) железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной, предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <1>);

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169; N 28. Ст. 2884.


2) воздушные суда (ст. 32 Воздушного кодекса);

3) суда, используемые во внутренних водах, - самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);

4) морские суда (п. 1 ст. 7 КТМ);

5) автобусы, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов или полуприцепов, и другие технические устройства на автомобильной и электрической тяге, управление и эксплуатация которых требуют специальных квалификационных навыков (п. 2 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 ноября 2007 г. N 259-ФЗ <1>).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.


Однако не относится к аренде транспортных средств аренда трубопроводного транспорта, поскольку он выполняет свои функции по перемещению грузов, но сам при этом в пространстве не перемещается. Поэтому аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком).

3. Транспортные средства могут использоваться по договору аренды только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа <1>. Соответственно если для управления и эксплуатации транспортного средства не требуется квалифицированный экипаж, то такое транспортное средство может быть предметом обычного договора аренды либо договора проката. С этой точки зрения положениями § 3 гл. 34 ГК РФ не регулируется, в частности, аренда саней, велосипедов, легковых автомобилей, автоприцепов <2>. Подробнее о требованиях к экипажу транспортного средства и его квалификации см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.


--------------------------------

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 505 - 506.

<2> В литературе высказано иное мнение, согласно которому предметом договора аренды транспортного средства может быть любое транспортное средство, которое может управляться людьми (см.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. Т. 2. С. 205; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 282).


4. Принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный взятым в аренду транспортным средством, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). По этой причине аренда транспортных средств, не являющихся источниками повышенной опасности (например, конной повозки, велосипеда и т.п.), относится к обычной аренде движимой вещи или прокату.

5. Содержание п. 1 комментируемой статьи содержит указание на особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая отличает его от договора аренды без экипажа (ст. 642 ГК): предоставление арендодателем арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Подобное расширение предмета договора, однако, не превращает его в смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК) и не может служить основанием для применения положений гл. 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг. Отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются положениями § 3 гл. 34 ГК РФ. Подробнее об услугах арендодателя по управлению и технической эксплуатации переданного в аренду транспортного средства см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

6. Договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) именуется также тайм-чартером (см., например, ст. 198 КТМ). Договор фрахтования на время (тайм-чартер), который является разновидностью договора аренды, следует отличать от договора фрахтования (чартера), который является разновидностью договора перевозки (ст. 787 ГК, ст. 104 Воздушного кодекса РФ, ст. 115 КТМ). Основное отличие, позволяющее разграничить указанные договоры, состоит в том, что по договору аренды (тайм-чартеру) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки (чартеру) перевозчик сохраняет владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляет его коммерческую эксплуатацию <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о различиях между рейсовым чартером - договором фрахтования как видом договора морской перевозки и тайм-чартером - договором фрахтования судна на время см.: Кейлин А.Д. Советское морское право. М., 1954. С. 214 - 227; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М., 1973. С. 224 - 233 (автор комментария - К.И. Александрова); Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 189 - 196, 348 - 350.



7. В комментируемой статье договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации сформулирован как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор (ст. 198 КТМ), т.е. договор, который считается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК). Модель консенсуального договора аренды транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

8. Положения § 3 гл. 34 ГК РФ в ряде случае отступают от общих положений о договоре аренды. Так, комментируемая статья содержит указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства с экипажем правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (см. ст. 621 ГК и комментарий к ней). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.


Статья 633. Форма договора аренды транспортного средства с экипажем


Комментарий к статье 633


1. Комментируемая статья императивно предписывает заключение договора фрахтования транспортного средства на время в письменной форме независимо от срока аренды. Дополнительные требования, которым должна соответствовать форма договора, законом не предусмотрены, поэтому договор аренды транспортного средства с экипажем может быть оформлен в соответствии со ст. ст. 160 и 434 ГК РФ (путем составления одного документа, подписанного сторонами, путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи и т.п.). Следует подчеркнуть, что обязательная письменная форма договора аренды транспортного средства с экипажем предусмотрена законом независимо от субъектного состава сторон договора, т.е. правило п. 1 ст. 609 ГК РФ об устной форме некоторых сделок между гражданами в данном случае неприменимо.

2. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительности договора аренды транспортного средства с экипажем, если иное прямо не указано в соглашении сторон (п. 2 ст. 162 ГК). Общим последствием несоблюдения письменной формы договора является лишение сторон в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. В этих случаях субъекты сохраняют право приводить письменные (письма, расписки, квитанции, путевые листы и т.п.) и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК).

3. Несмотря на то что большинство транспортных средств - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания - являются недвижимым имуществом в силу указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК), к аренде транспортных средств с экипажем не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (ст. 609 ГК).