Файл: ГК_2_комм_том1_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Как и ст. 634 ГК РФ, комментируемая статья закрепляет императивную норму, действие которой не может быть изменено (отменено) соглашением сторон.


Статья 645. Обязанности арендатора по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации


Комментарий к статье 645


1. Арендодатель должен предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, позволяющем эксплуатировать его в соответствии с назначением транспортного средства и условиями договора. По договору фрахтования морского судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером (ст. 216 КТМ). При аренде речного судна без экипажа арендодатель обязан передать арендатору предусмотренные законодательством документы для эксплуатации арендуемого судна - судовые документы (п. 1 ст. 63 КВВТ).

В дальнейшем транспортное средство, переданное в аренду без экипажа, управляется и эксплуатируется арендатором по своему усмотрению. Арендатор (фрахтователь) несет ответственность за формирование экипажа, осуществляющего управление и техническую эксплуатацию (см., например, ст. 217 КТМ, п. 4 ст. 64 КВВТ). Члены экипажа арендованного транспортного средства подчиняются распоряжениям арендатора. Поэтому любые действия отдельных лиц или всего сформированного арендатором экипажа рассматриваются как действия самого арендатора.

2. В отличие от п. 2 ст. 635 ГК РФ в комментируемой статье не говорится о требованиях к составу и квалификации экипажа транспортного средства. Однако, если есть обязательные правила, определяющие состав экипажа и его квалификацию, они касаются и договора аренды транспортного средства без экипажа. При отсутствии подобных правил состав экипажа и его квалификация должны отвечать требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

3. О технической и коммерческой эксплуатации транспортного средства см. комментарий к ст. ст. 635, 636 ГК РФ.


Статья 646. Обязанность арендатора по оплате расходов на содержание транспортного средства


Комментарий к статье 646


1. В комментируемой статье отражено принципиальное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора фрахтования на время, по которому аналогичные расходы возлагаются на арендодателя (см. комментарии к ст. ст. 636 и 637 ГК). Это объясняется тем, что транспортное средство, взятое в аренду без экипажа, находится в фактическом обладании арендатора, управляется и эксплуатируется без участия арендодателя. К расходам на содержание арендованного транспортного средства относятся расходы по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии (см. подробнее комментарии к ст. ст. 634 и 635 ГК). Расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, включают в себя расходы на оплату материалов, расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства, необходимых сборов, охраны транспортного средства и т.п. (см. подробнее комментарий к ст. 636 ГК).


2. Положения комментируемой статьи о страховании отличаются от предписаний ст. 637 ГК РФ (см. комментарий к ней). В данном случае, во-первых, нет указания на то, что страхование транспортного средства и ответственности арендатора должно быть обязательным в силу нормы закона или пункта договора. Во-вторых, страхование ответственности не ограничено страхованием внедоговорной ответственности перед третьими лицами (за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу). Таким образом, круг страховых рисков в комментируемой статье шире, нежели в ст. 637 ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2002. Книга 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Вместе с тем в литературе высказана точка зрения, что в комментируемой статье имеются в виду те же самые виды страхования, что и в ст. 637 ГК РФ: обязательное страхование транспортного средства и внедоговорной ответственности за причинение вреда третьим лицам (см., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2006 (автор комментария - Г.С. Шапкина); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 (автор комментария - Е.Н. Васильева)). Т. 2.


3. Аналогичное комментируемой норме правило предусмотрено в п. 2 ст. 64 КВВТ РФ: арендатор судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности. Согласно п. 1 ст. 218 КТМ РФ фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы (в том числе расходы на содержание членов экипажа судна), а также возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.

4. Норма комментируемой статьи является диспозитивной, поэтому в договоре аренды может быть предусмотрено иное возложение (распределение) обязанностей по несению расходов на содержание, эксплуатацию и страхование транспортного средства.


Статья 647. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства


Комментарий к статье 647


1. Арендатору транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, принадлежит право на его коммерческое использование, причем права арендатора на использование транспортного средства в целом однотипны правам арендатора в договоре аренды транспортного средства с экипажем. Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, если договором аренды не предусмотрено иное. Однако в отличие от договора субаренды транспортного средства с экипажем, по которому транспортное средство может быть сдано в субаренду лишь с экипажем (см. комментарий к ст. 638 ГК), договор субаренды, заключаемый на основании п. 1 комментируемой статьи, возможен как с экипажем, так и без него. Общие положения о субаренде, содержащиеся в ст. ст. 615 и 618 ГК РФ, применяются к такому договору субаренды в том случае, если они не изменены транспортными уставами и кодексами (ст. 641 ГК).


2. Пункт 2 комментируемой статьи в целом повторяет п. 2 ст. 638 ГК РФ (см. комментарий к ней), за тем лишь исключением, что по договору аренды транспортного средства с экипажем арендатор может заключать договоры с третьими лицами только в рамках коммерческой эксплуатации транспортного средства. Для договоров с третьими лицами, которые вправе заключать арендатор транспортного средства без экипажа, такое ограничение не предусмотрено, поскольку в данном случае арендатор самостоятельно осуществляет как техническую, так и коммерческую эксплуатацию транспортного средства. В п. 2 комментируемой статьи также указывается на необходимость соответствия подобных договоров целям использования транспортного средства (см. подробнее комментарий к ст. 638 ГК).

3. Транспортное законодательство также содержит положения относительно прав арендаторов транспортных средств заключать договоры об их использовании с третьими лицами. При аренде речного судна без экипажа арендатор вправе сдавать судно в субаренду (с экипажем или без него) без согласия арендодателя (п. 5 ст. 64 КВВТ). Фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер), если бербоут-чартером не предусмотрено иное. Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера, заключенного им с судовладельцем (п. 1 ст. 215 КТМ).


Статья 648. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством


Комментарий к статье 648


Транспортное средство является источником повышенной опасности (см. об этом подробнее комментарий к ст. ст. 640 и 1079 ГК).

В отличие от договора фрахтования на время при аренде транспортного средства без экипажа лицом, непосредственно управляющим транспортным средством и эксплуатирующим его, является арендатор, а не арендодатель. Поэтому именно арендатор отвечает за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием, по правилам об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (см. также п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1).


Статья 649. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств


Комментарий к статье 649


1. Комментируемая статья, аналогично ст. 641 ГК РФ (см. комментарий к ней), предусматривает возможность регулирования отношений по аренде транспортных средств без экипажа транспортными уставами и кодексами. Предписания транспортных уставов и кодексов призваны регламентировать иные особенности аренды отдельных видов транспортных средств без предоставления услуг по их управлению и технической эксплуатации в развитие положений § 3 гл. 34 ГК РФ.


2. Фрахтование морского судна без экипажа именуется бербоут-чартером, по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

К особенностям, которые установлены транспортным законодательством, можно отнести установление существенных условий бербоут-чартера (ст. 213 КТМ), исключение ответственности фрахтователя по требованиям возмещения ущерба от загрязнения судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ (ст. 219 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 221 КТМ), возможность заключения бербоут-чартера с правом выкупа судна (ст. ст. 221, 222, 224 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все специальные правила о бербоут-чартере носят диспозитивный характер и не применяются, если иное установлено соглашением сторон (ст. 212 КТМ).

3. Аренда судов без экипажа на внутреннем водном транспорте отличается, к примеру, тем, что арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду как с экипажем, так и без такового (п. 5 ст. 64 КВВТ); в случае задержки внесения арендной платы более чем на 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки (п. 5 ст. 65 КВВТ) и др. Положения КВВТ РФ об особенностях аренды судов без экипажа применяются, если иное не установлено договором (п. 1 ст. 60 КВВТ).

4. Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ не содержат специальных предписаний относительно аренды соответствующих транспортных средств без экипажей.


§ 4. Аренда зданий и сооружений


Статья 650. Договор аренды здания или сооружения


Комментарий к статье 650


1. В гражданском законодательстве содержится большое число норм, устанавливающих особенности правового режима недвижимого имущества, в том числе особенности аренды отдельных видов недвижимости. В ст. ст. 650 - 655 ГК РФ содержатся правила об аренде зданий и сооружений. Конечно, и общие положения об аренде (ст. ст. 606 - 624 ГК) применимы к аренде зданий и сооружений, но лишь постольку, поскольку иное не установлено специальными нормами, сосредоточенными в ст. ст. 650 - 655 ГК РФ (ст. 625 ГК).

Причем в общих положениях об аренде также содержатся отдельные нормы, регламентирующие аренду недвижимости (п. 2 ст. 607, п. 2 ст. 609, абз. 2 п. 2 ст. 610, п. 2 ст. 617 ГК). Особенности аренды отдельных видов недвижимого имущества (в том числе зданий и сооружений) могут устанавливаться и иными нормативными актами.

Таким образом, при определении правовых норм, применимых в том или ином случае к аренде зданий и сооружений, в первую очередь следует обратиться к ст. ст. 650 - 655 (§ 4 гл. 34) ГК РФ. При отсутствии в указанных статьях норм, регулирующих соответствующие отношения, применяются специальные нормы об аренде зданий и сооружений, содержащиеся в других нормативных актах (если они есть). Если нет ни тех, ни других, то следует обратиться к общим положениям об аренде, устанавливающим особенности аренды недвижимого имущества. И наконец, если нет ничего из перечисленного, применяются общие положения об аренде <1>.


--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).


<1> См. также: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М.: Статут, 2000. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 521.


Специальные нормы ГК РФ об аренде зданий и сооружений распространяются также на отношения, возникающие по поводу аренды предприятий, если иное не установлено ст. ст. 656 - 664 ГК РФ (п. 2 комментируемой статьи).

2. Особенности правового регулирования аренды зданий и сооружений обусловлены спецификой предмета соответствующего договора. В связи с этим предприняты многочисленные попытки дать понятия здания и сооружения, показать различия между зданиями и сооружениями, классифицировать здания, сооружения и пр. Как представляется, прав В.В. Витрянский, указывающий, что "юридические дефиниции понятий "здание" и "сооружение" вряд ли целесообразны, поскольку указанные понятия не относятся к числу правовых категорий" <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).


<1> Там же. С. 522.


Очень важно, что "существующие (в обыденном смысле) различия между понятиями "здание" и "сооружение" не имеют никакого правового значения, поскольку специальные правила об аренде указанных объектов не предусматривают дифференцированного регулирования" <1> возникающих в связи с этим отношений. Не только в нормах об аренде, но и в других нормах закон не проводит разграничения зданий и сооружений (например, ст. 130, п. 3 ст. 340 ГК).

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).


<1> Там же.


Зданием (сооружением) является любой искусственно возведенный на земельном участке или под ним (под землей) самостоятельный объект, который фундаментально связан с земельным участком, используется (или может быть использован) по целевому назначению и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).


<1> См.: Там же. С. 523.


Статья 651. Форма и государственная регистрация договора аренды здания или сооружения


Комментарий к статье 651


1. Договор аренды зданий и сооружений всегда заключается в письменной форме. Причем если по общему правилу договор в письменной форме может быть заключен также путем обмена документами (п. 2 ст. 434 ГК), то применительно к аренде зданий и сооружений допускается только один способ заключения договора - путем составления одного документа, подписанного сторонами. Такие же требования закон устанавливает в отношении договора продажи недвижимости (ст. 550 ГК).