Файл: ГК_2_комм_том1_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<1> Зарегистрировано в Минюсте России 3 ноября 2009 г. N 15169.

<2> См.: Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900 // Собрание законодательства РФ. 1999. N 33. Ст. 4119; Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 576.


На автомобильном транспорте специальные требования предусмотрены, к примеру, для водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы (п. 5.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 <1>), или для водителей грузовых автомобилей, перевозящих людей в кузове (п. 22.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 <2>).

--------------------------------

<1> Российские вести. 1996. N 15, 20.

<2> САПП. 1993. N 47. Ст. 4531.


Как правило, наличие у членов экипажа транспортного средства требуемой квалификации удостоверяется специальными документами. Поэтому для надлежащего оказания услуг необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели соответствующие разрешения, сертификаты, аттестаты и т.п.

Если обязательными для сторон договора аренды правилами не установлены квалификационные требования к членам экипажа транспортного средства, то их квалификация должна удовлетворять требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Кроме того, договором могут быть предусмотрены дополнительные к обычным требованиям квалификационные критерии (например, наличие определенного минимального стажа управления транспортным средством определенного вида или опыта управления транспортными средством в определенных условиях и т.п.).

3. Как следует из абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, члены экипажа являются работниками арендодателя, т.е. состоят с ним в трудовых отношениях (гл. 2 ТК). Как подчеркивается в п. 2 ст. 61 КВВТ РФ, в договоре аренды речного судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).

В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части же коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.

Именно право арендатора отдавать экипажу обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, отличает договор фрахтования транспортного средства на время, являющийся договором аренды, от договора фрахтования как договора перевозки (ст. 787 ГК, ст. 104 Воздушного кодекса, п. 2 ст. 115 КТМ).

В силу ст. 206 КТМ РФ капитан и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна, но распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, обязательны для капитана и других членов экипажа судна.


На внутреннем водном транспорте члены экипажа судна также подчиняются распоряжениям арендатора в части коммерческой эксплуатации судна, причем арендатор вправе назначить на речное судно для осуществления руководства его коммерческой эксплуатацией своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательными (п. п. 2 и 3 ст. 62 КВВТ).

4. Поскольку члены экипажа состоят с арендодателем в трудовых отношениях, именно он несет расходы по их содержанию и по оплате их услуг.

В силу ст. 60 КТМ РФ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа безопасные условия труда, охрану здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых и т.п.), застраховать заработную плату, жизнь, здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей.

Несмотря на то что указанные расходы несет арендодатель, по общему правилу они учитываются в составе арендных платежей, которые арендатор уплачивает арендодателю.

Вместе с тем комментируемая норма является диспозитивной, т.е. стороны могут в договоре аренды по-иному распределить обязанности по оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа.


Статья 636. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства


Комментарий к статье 636


1. При аренде транспортного средства с экипажем коммерческую эксплуатацию в целях извлечения прибыли осуществляет арендатор. По этой причине согласно комментируемой статье арендатор несет соответствующие расходы, если иное не предусмотрено договором аренды.

К расходам на коммерческую эксплуатацию транспортного средства относятся, во-первых, расходы на оплату расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов: горюче-смазочных материалов, подлежащих регулярной замене узлов, деталей и принадлежностей и т.п. Эти расходы возлагаются на арендатора по той причине, что они напрямую зависят от его активности в пользовании арендованным транспортным средством. Вместе с тем, учитывая содержание ст. 635 ГК РФ (см. комментарий к ней), расходы на детали и материалы, необходимые для проведения текущего и капитального ремонта транспортного средства, а также его поддержания в состоянии, пригодном для его нормальной и безопасной эксплуатации, являются расходами в связи с технической эксплуатацией транспортного средства и возложены на арендодателя.

Во-вторых, в расходы на коммерческую эксплуатацию транспортного средства, которые несет арендатор, включаются также сборы, т.е. затраты, связанные с необходимостью осуществлять обязательные платежи во время эксплуатации транспортного средства: портовые, канальные и другие морские и речные сборы <1>; сборы за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу на железнодорожном транспорте <2>; платежи за пользование платной автомобильной дорогой и автомобильной дорогой, содержащей платный участок <3>, и др.


--------------------------------

<1> См.: Приказ Минтранса России от 17 декабря 2007 г. N 189 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах Российской Федерации" // Российская газета. 23.01.2008. N 12; Приказ ФСТ России от 20 декабря 2007 г. N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" // Российская газета. 29.12.2007. N 294; Приказ Минтранса России от 4 июня 2009 г. N 90 "Об утверждении Перечня сборов, взимаемых с судов в речных портах (портовых сборов), и Перечня сборов, взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" // Российская газета. 17.07.2009. N 131.

<2> См.: ст. ст. 58 и 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, утвержденного Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170; Постановление ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)" // Бюллетень нормативных актов. 2002. N 37.

<3> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.


2. Аналогичные по своему смыслу нормы содержатся в транспортном законодательстве. Так, фрахтователь морского судна оплачивает расходы и сборы, связанные с его коммерческой эксплуатацией: стоимость бункера, топлива, воды, лоцманских, маячных и других сборов, стоимость погрузки, укладки, выгрузки, подстилки и др. (п. 1 ст. 204 КТМ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000.


3. Норма комментируемой статьи носит диспозитивный характер и применяется в том случае, если стороны не предусмотрели иное в договоре аренды.


Статья 637. Страхование транспортного средства


Комментарий к статье 637


1. Страховой интерес в транспортном средстве принадлежит прежде всего его собственнику, поскольку именно он несет по общему правилу риск случайной гибели или повреждения транспортного средства (ст. 211 ГК). Нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства напрямую зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. Поэтому именно на арендодателя закон возлагает обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

2. Комментируемая статья касается двух видов имущественного страхования:

1) страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества - переданного в аренду транспортного средства (ст. 930 ГК); 2) страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (ст. 931 ГК) при эксплуатации арендованного транспортного средства. Ее действие не распространяется на страхование других рисков, в частности на личное страхование экипажа транспортного средства, которое предусмотрено рядом транспортных уставов и кодексов.


3. В п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <1> предусмотрено страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, средств воздушного, водного и железнодорожного транспорта за причинение внедоговорного вреда третьим лицам. Однако не все эти виды страхования являются обязательными в смысле п. 2 ст. 932 ГК РФ.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.


Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) регулируется Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <1> и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.

<2> Собрание законодательства РФ. 2003. N 20. Ст. 1897.


Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни, здоровью либо имуществу при эксплуатации воздушного судна, предусмотрено в п. 1 ст. 131 Воздушного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 203 КТМ РФ судовладелец обязан в течение срока действия тайм-чартера оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности.

4. С учетом системного толкования норм ст. ст. 15, 640, 931, 1064 ГК РФ используемый в тексте комментируемой статьи термин "ущерб" следует рассматривать в качестве синонима терминов "вред" и "убыток" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 (автор комментария - Е.Н. Васильева). Т. 2.


5. Комментируемая норма является диспозитивной, т.е. закрепленное в ней правило может быть изменено соглашением сторон договора аренды транспортного средства с экипажем.


Статья 638. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства


Комментарий к статье 638


1. Исключением из общих правил об аренде (п. 2 ст. 615 ГК) является закрепленное в п. 1 комментируемой статьи право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя. Однако данная норма является диспозитивной, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть иное правило (необходимость получения согласия арендодателя на все или определенные случаи передачи транспортного средства в субаренду и т.п.).

Поскольку транспортное средство управляется и обслуживается экипажем арендодателя, арендатор может сдавать его в субаренду только на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем.

Общие положения о субаренде, содержащиеся в ст. ст. 615 и 618 ГК РФ, применяются к субаренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства в том случае, если они не изменены транспортными уставами и кодексами (ст. 641 ГК).


2. В рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства арендатор вправе от своего имени заключать договоры с третьими лицами. Поскольку основное назначение транспортного средства - это перемещение в пространстве грузов, пассажиров, багажа, то к числу таких договоров относятся прежде всего договоры перевозки и фрахтования (ст. ст. 785 - 787 ГК).

Однако возможно использование транспортного средства и для оказания услуг по буксировке, для рыболовства, проведения гидрологических и иных исследований, геологоразведочных работ и т.п., если это не противоречит целям, указанным в договоре аренды. Если же в договоре аренды не установлены цели использования транспортного средства, то оно должно использоваться в соответствии с его назначением. К примеру, для перевозки пассажиров не должны использоваться грузовые транспортные средства, поскольку транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, например пассажирские вагоны, должны не только содержаться в исправном техническом состоянии, но и соответствовать требованиям санитарных норм, правил, других нормативных документов (ст. 80 Устава железнодорожного транспорта РФ <1>). Опасные грузы должны перевозиться только специальными или специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (п. 4.1.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <2>).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 марта 2003 г. N 12 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 26.

<2> Утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 // Российские вести. 1996. N 15, 20.


Помимо общего целевого назначения необходимо учитывать специальные требования к отдельным видам, классам или категориям транспортных средств, которые определяют конкретные направления и способы их использования <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утв. Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 136 // Бюллетень нормативных актов. 2002. N 49; Правила классификации и технического надзора за спортивными судами, утв. Приказом Госкомспорта России от 5 ноября 2002 г. N 440 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 3; Положение о классификации судов и морских стационарных платформ, утв. Приказом Минтранса России от 9 июля 2003 г. N 160 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 48.


Указанные в п. 2 комментируемой статьи договоры с третьими лицами арендатор вправе заключать без согласия арендодателя.

3. Транспортное законодательство также содержит положения относительно прав арендаторов транспортных средств заключать договоры об их использовании с третьими лицами. Если иное не предусмотрено тайм-чартером, фрахтователь морского судна в пределах предоставленных тайм-чартером прав может заключать от своего имени с третьими лицами договоры субтайм-чартера, т.е. фрахтования судна на время с экипажем на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока. Заключение субтайм-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера, заключенного с судовладельцем (п. 1 ст. 202 КТМ). Фрахтователь, которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы (ст. 205 КТМ).