Файл: ГК_2_комм_том1_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При аренде речного судна с экипажем арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки или буксировки без согласия арендодателя, если они не противоречат назначению и классу судна, а также целям, предусмотренным договором аренды (п. 1 ст. 62 КВВТ). Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду на условиях аренды судна с экипажем (п. 4 ст. 62 КВВТ).


Статья 639. Ответственность за вред, причиненный транспортному средству


Комментарий к статье 639


1. При определении пределов ответственности арендатора перед арендодателем за убытки, причиненные гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Риск случайной гибели (повреждения) имущества лежит на его собственнике (ст. 211 ГК), поэтому все последствия случайной гибели или случайного повреждения арендованного транспортного средства несет арендодатель. В соответствии с законом арендатор отвечает, если гибель (повреждение) транспортного средства произошла по его вине или по вине работников, действия которых считаются действиями арендатора (п. 1 ст. 401, ст. 402 ГК) <1>.

--------------------------------

<1> В литературе высказаны различные мнения по вопросу о законных пределах ответственности арендатора транспортного средства с экипажем. См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003; Шапкина Г. Договор аренды // Хозяйство и право. 2003. N 7; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2006; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского // "КонсультантПлюс".


Специальные нормы о возмещении убытков, причиненных гибелью (повреждением) транспортного средства, содержатся в транспортном законодательстве. В соответствии со ст. 207 КТМ РФ фрахтователь несет ответственность за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного по тайм-чартеру морского судна, если они причинены по его вине. Кроме того, в КТМ РФ и КВВТ РФ закреплен институт общей аварии, который также служит цели распределения убытков, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, сохранения от общей опасности имущества, участвующего в предприятии. Указанные убытки (в том числе связанные с гибелью (повреждением) транспортного средства) распределяются между лицами, которые владеют судном, грузом и фрахтом (провозной платой) соразмерно их стоимости (ст. 284 КТМ, ст. 140 КВВТ).

Список законных оснований ответственности арендатора перед арендодателем за убытки, причиненные гибелью (повреждением) транспортного средства, может быть расширен договором аренды транспортного средства с экипажем.


2. Бремя доказывания гибели (повреждения) транспортного средства по обстоятельствам, за которые отвечает арендатор, комментируемая статья возлагает на арендодателя. В данном случае закон устанавливает изъятие из презумпции вины лица, нарушившего обязательство (п. 2 ст. 401 ГК).

3. Если риск гибели (повреждения) арендованного транспортного средства был застрахован по договору имущественного страхования в соответствии со ст. 637 ГК РФ (см. комментарий к ней), то убытки арендодателя возмещаются путем выплаты ему страховщиком суммы страхового возмещения. В дальнейшем в пределах суммы выплаченного возмещения право требовать возмещения убытков от лица, которое отвечает за гибель (повреждение) транспортного средства, переходит к страховщику (ст. 965 ГК).


Статья 640. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством


Комментарий к статье 640


1. Транспортное средство является источником повышенной опасности (см. подробнее комментарии к ст. ст. 632 и 1079 ГК), причем понятие источника повышенной опасности распространяется не только на само транспортное средство, но также и на связанные с ним механизмы, устройства и оборудование (скажем, погрузочно-разгрузочные механизмы, прицепы, тралы и т.п.).

В силу ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан источником повышенной опасности, возмещается его владельцем независимо от вины. Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях - по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа и др. (см. подробнее п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" <1>).

--------------------------------

<1> Российская газета. 05.02.2010. N 24.


Исходя из этого общего правила, арендатор транспортного средства с экипажем также должен был бы являться владельцем и нести ответственность за причинение вреда третьим лицам, однако комментируемая статья устанавливает иное правило. При аренде с экипажем (фрахтовании на время) транспортное средство остается под контролем арендодателя, так как его работники (экипаж) осуществляют управление и техническую эксплуатацию. В силу п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Именно поэтому в случае причинения вреда третьим лицам юридически ответственным владельцем источника повышенной опасности считается арендодатель, а не арендатор (см. также п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1).


2. Вместе с тем арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. ст. 632 и 640 ГК). Это объясняется тем, что именно арендатор осуществляет коммерческую эксплуатацию транспортного средства и вправе давать его экипажу связанные с этим обязательные распоряжения (п. 2 ст. 635 ГК), выполнение которых может привести к причинению вреда третьим лицам.

Следует подчеркнуть, что бремя доказывания возникновения вреда по вине арендатора возлагается на арендодателя. В данном случае закон устанавливает изъятие из установленной п. 2 ст. 1064 ГК РФ презумпции вины причинителя вреда <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об указанной презумпции см.: п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1.


Статья 641. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств


Комментарий к статье 641


1. Для того чтобы отразить особенности аренды отдельных видов транспортных средств, продиктованные спецификой их эксплуатации, технического обслуживания и т.п., помимо общих положений ГК РФ об аренде транспортного средства с экипажем указанные отношения регулируются также нормами транспортных уставов и кодексов.

Транспортные уставы и кодексы представляют собой источники специального (отраслевого) регулирования отношений, складывающихся на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном транспорте.

В соответствии с комментируемой статьей и ст. 625 ГК РФ нормативно-правовое регулирование отношений по аренде транспортных средств осуществляется на трех уровнях: а) положения об аренде транспортных средств (§ 3 гл. 34 ГК); б) предписания транспортных уставов и кодексов, устанавливающие особенности аренды отдельных видов транспортных средств; в) общие положения об аренде (§ 1 гл. 34 ГК).

2. Аренда морского судна с экипажем называется договором фрахтования судна на время (тайм-чартером), по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

Среди особенностей аренды морских судов следует обратить внимание на установление существенных условий тайм-чартера (ст. 200 КТМ), возложение на фрахтователя обязанности внести плату за задержку возврата судна (ст. 204 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 208 КТМ), особенности уплаты фрахта в случае гибели судна (ст. 209 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все установленные гл. X КТМ РФ специальные правила о тайм-чартере носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. 199 КТМ).


3. Вопросы регулирования аренды судов выделены в КВВТ РФ в специальную гл. X. В соответствии с п. 6 ст. 60 КВВТ РФ договор аренды обязательно должен предусматривать срок передачи судна в распоряжение арендатора (т.е. это условие является существенным).

Другие особенности аренды судов на внутреннем водном транспорте во многом аналогичны специальным правилам КТМ РФ об аренде морских судов: о плате за задержку возврата судна, праве арендодателя изъять судно у арендатора при просрочке внесения платы (п. п. 4 и 5 ст. 65 КВВТ) и др.

Точно так же, как предписания КТМ РФ, положения КВВТ РФ об особенностях аренды судов на внутреннем водном транспорте применяются, если иное не установлено договором аренды (п. 1 ст. 60 КВВТ).

4. Воздушный кодекс РФ не отграничивает четко договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна с экипажем (ст. 104).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под "иным правом" в данном случае следует понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержит норм об аренде автомобилей с экипажем.


2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг

по управлению и технической эксплуатации


Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа


Комментарий к статье 642


1. Главное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды с экипажем заключается в том, что арендодатель не оказывает арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации, а всего лишь предоставляет ему транспортное средство во временное владение и пользование на возмездных началах. Отсутствие указанных услуг предопределяет дальнейшие различия в распределении прав и обязанностей сторон договора аренды (ст. ст. 644, 646 ГК и др.).

2. Точно так же, как и договор аренды с экипажем, договор аренды транспортного средства без экипажа в комментируемой статье сформулирован как реальный договор (п. 2 ст. 433 ГК). Однако известный морскому праву договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) смоделирован как консенсуальный договор (ст. 211 КТМ).

3. Отличие бербоут-чартера (как разновидности договора аренды) от чартера (как разновидности договора перевозки) проводится по признаку передачи владения и пользования транспортным средством: по договору аренды владение и пользование осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки владение и пользование транспортным средством сохраняет перевозчик (см. комментарий к ст. 632 ГК).


4. Правило п. 2 комментируемой статьи полностью повторяет п. 2 ст. 632 ГК РФ (см. комментарий к ней).


Статья 643. Форма договора аренды транспортного средства без экипажа


Комментарий к статье 643


1. Положения комментируемой статьи повторяют положения ст. 633 ГК РФ, регламентирующие форму договора аренды транспортного средства с экипажем (см. комментарий к ст. 633 ГК).

Срок в договоре аренды транспортного средства без экипажа может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в бербоут-чартере - договоре фрахтования судна без экипажа (ст. 213 КТМ). Исходя из п. 5 ст. 60, п. п. 3 и 7 ст. 64 КВВТ РФ, стороны должны согласовать срок аренды и в договоре аренды речного судна без экипажа.

2. Применительно к регистрации транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу, необходимо заметить, что морские суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, регистрируются в бербоут-чартерном реестре (ст. ст. 33 и 38 КТМ, п. 50 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах), речные суда - в реестре арендованных иностранных судов (ст. 16 КВВТ, п. 113 Правил государственной регистрации судов <1>). Кроме того, договор фрахтования судна (бербоут-чартер) регистрируется в Государственном судовом реестре или судовой книге порта регистрации данного судна (п. 49 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах <2>).

--------------------------------

<1> Утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 49.

<2> Утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 22.


Однако в силу прямого указания комментируемой статьи к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются правила об обязательной государственной регистрации. Поэтому отсутствие регистрации судна в соответствующем реестре не влияет на заключение договора аренды (см. подробнее комментарий к ст. 633 ГК).


Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства


Комментарий к статье 644


1. В комментируемой статье отражено коренное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды с экипажем (ст. 634 ГК). Транспортное средство, переданное по договору аренды без экипажа, управляется и эксплуатируется (как коммерчески, так и технически) арендатором по своему усмотрению (см. комментарий к ст. 645 ГК). В этой разновидности аренды арендодатель теряет не только юридическое, но и фактическое господство над транспортным средством, поэтому бремя поддержания его в надлежащем состоянии, пригодном для нормальной и безопасной эксплуатации, возлагается на арендатора, а не на арендодателя.

2. О надлежащем состоянии транспортного средства подробнее см. комментарий к ст. 634 ГК РФ.