ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1182
Скачиваний: 3
Глава 3 включает 31 статью (с 17 по 47) и определяет особенности гражданско-правового положения физических лиц, которые могут быть условно разделены на следующие блоки:
- нормы о правоспособности (ст. 17 - 19, 47);
- нормы о дееспособности (ст. 21, 22, 24, 26 - 30);
- нормы о месте жительства гражданина и последствиях отсутствия сведений о нем в месте жительства (ст. 20, 42 - 46);
- нормы об опеке, попечительстве и патронаже (ст. 31 - 41);
- нормы о правовом положении гражданина как индивидуального предпринимателя (ст. 23, 25).
Положения комментируемой главы являются уже устоявшимися, апробированы во многом длительной историей их применения (иногда с дореволюционных времен), правоприменительной практикой, а во многом и зарубежным опытом. Так, например, категории "правоспособность", "дееспособность", институты ограничения в дееспособности, признания недееспособными, опеки, попечительства насчитывают не одну сотню лет и в процессе исторического развития лишь уточнялись, корректировались в соответствии с нуждами времени. Некоторые институты сравнительно недавно появились в российском гражданском законодательстве, в частности эмансипация, патронаж.
В развитие положений рассматриваемой главы приняты Федеральные законы, в частности: "Об опеке и попечительстве" <1>, "Об актах гражданского состояния" <2>, "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" <3> в части государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, "О несостоятельности (банкротстве)" <4> в части определения оснований и порядка признания индивидуального предпринимателя банкротом и др.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.
<2> Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
<3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 26. Ст. 2565.
<4> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
В настоящее время действует целый ряд подзаконных актов, принятых на основании и во исполнение гл. 3 ГК РФ: Постановления Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" <1>, от 17 апреля 1999 г. N 432 "Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния" <2>, от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <3>, Приказ Минюста России от 20 июля 2004 г. N 126 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним" <4> и др.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 19. Ст. 2304.
<2> Собрание законодательства РФ. 1999. N 17. Ст. 2149.
<3> Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
<4> Российская газета. N 160. 2004. 29 июля.
Отдельные нормы стали предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ, в частности абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ <1>, но ни одна из них не была признана не соответствующей Конституции РФ.
--------------------------------
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 119-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарева Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статей 28 и 292 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Важное значение имеет и судебная практика в части толкования и применения норм гл. 3 ГК РФ, прежде всего Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 9.
Применение норм настоящей главы неразрывно связано с нормами других отраслей права, в частности семейного, трудового, гражданского процессуального и др., кодификация которых развивалась наряду с гражданским законодательством.
Так, возраст вступления в брак, влияющий на возникновение полной дееспособности, определение законных представителей несовершеннолетнего ребенка, право ребенка на имя и другие немаловажные вопросы регулируются прежде всего Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ). Трудовые отношения, влияющие на возможность эмансипации, - трудовым законодательством. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим, объявления умершим, ограничения дееспособности, признания гражданина недееспособным, судебный порядок эмансипации, перечень имущества гражданина, на которое нельзя обратить взыскание, регламентированы Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Нельзя не отметить, что, несмотря на стабильность отношений в рассматриваемой сфере, устоявшиеся традиции в подходе к их регулированию, можно встретить немало проблем в применении норм гл. 3 ГК РФ, в частности: нормы п. 3 ст. 23 (нет единообразия в практике применения норм о коммерческих организациях к правовым отношениям с участием индивидуальных предпринимателей), п. 2 ст. 28 (нет критериев мелких бытовых сделок), подп. 3 п. 2 ст. 28 (возможность распоряжения средствами, предоставленными малолетнему, фактически ограничена сферой мелких бытовых сделок, в связи чем право на распоряжение в полной мере не реализуется, что влечет отсутствие необходимости в данной норме), не определены в полной мере механизмы реализации норм Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в связи с задержкой принятия федеральными органами исполнительной власти подзаконных актов, влияющих на применение норм гл. 3 ГК РФ об опеке и попечительстве. В связи с вышеизложенным процесс развития гражданского законодательства о физических лицах не стоит на месте. 18 июля 2008 г. был принят Указ Президента РФ N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации", которым предполагается разработка Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и проектов федеральных законов о внесении изменений в ГК РФ в целях:
а) дальнейшего развития основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;
б) отражения в данном Кодексе опыта его применения и толкования судом;
в) сближения положений Кодекса с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза;
г) использования в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;
д) поддержания единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
е) обеспечения стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.
Данная Концепция не должна оставить без внимания и положения о физических лицах. И в завершение хотелось бы вновь процитировать слова И.А. Покровского: "Нельзя не отметить, конечно, что многое в этих правах личности до сих пор еще остается невыясненным; даже среди самих защитников этих прав по ряду существенных пунктов имеются разногласия. Но все это совершенно естественно: надо помнить, что в этих правах перед юриспруденцией открылась новая, обширная и совершенно неисследованная область; понятно поэтому, что на первых порах она может представляться нам только в самых общих и туманных очертаниях. Дальнейшая разработка внесет сюда большую ясность и определенность, но уже теперь имеет огромное значение самое признание этих прав. В этом признании нельзя не видеть крупнейшего завоевания личности, и прав Kohler, когда он говорит, что из всех новых идей в области правоведения едва ли есть более важная, чем идея прав личности" <1>.
--------------------------------
<1> Покровский И.А. Указ. соч. С. 120.
П.В.Крашенинников
Вступительное слово к книге "Объекты гражданских прав:
Постатейный комментарий к главам 6, 7 и 8
Гражданского кодекса Российской Федерации" / Под ред.
П.В. Крашенинникова
Начиная комментировать отдельные главы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), первым авторы предлагаемой серии подготовили комментарий, посвященный, конечно же, гражданам ("Правовой статус гражданина в частном праве. Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации"). Настоящая (вторая) работа серии посвящена объектам гражданских прав, что нам представляется вполне логичным, поскольку у граждан во взаимоотношениях все в жизни происходит из-за чего-то и ради чего-то (идеальные субстанции к праву имеют опосредованное отношение).
Название работы "Объекты гражданских прав" предопределено названием подразд. 3 части первой ГК РФ, где определяется правовой режим объектов гражданских прав. В указанном подразделе три главы, которые посвящены общим положениям (гл. 6), ценным бумагам (гл. 7) и нематериальным благам и их защите (гл. 8) и включают в себя 24 действующие статьи (со ст. 128 по ст. 152.1).
Большинство положений комментируемого подраздела являются уже устоявшимися, они апробированы длительной историей их применения, иногда с докодификационных времен XIX и XX столетий, правоприменительной практикой, а во многом и зарубежным опытом. В то же время законодательство не стоит на месте. Изменения, вносимые в ГК РФ, затрагивают и положения рассматриваемых глав.
Так, например, за почти 15-летний период действия ст. 128 ГК РФ в нее несколько раз предлагались изменения различными субъектами права законодательной инициативы. Были попытки изъять из числа объектов гражданских прав исключительные права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) <1>, а также выделить деньги и ценные бумаги из категории вещей и др. <2>.
--------------------------------
<1> Проект Федерального закона N 68601-3 "О внесении изменения в статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации" (по вопросу уточнения видов объектов гражданских прав). Внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ С.О. Шохиным.
<2> Проект Федерального закона N 308215-3 "О внесении изменения в статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части исключения денег и ценных бумаг из категории вещей). Внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ В.А. Буткеевым.
С принятием части четвертой ГК РФ ст. 128 Кодекса была подвергнута изменениям в части уточнения соотношения понятий "имущественные права", "нематериальные блага", "исключительные права (интеллектуальная собственность)", "информация". Поскольку исключительные права представляют собой разновидность имущественных прав, то нет необходимости их выделять в отдельную категорию. В качестве объектов гражданских прав названы охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). Данные объекты не входят в понятие "имущество", они не являются вещами, имеют нематериальный характер и особый правовой режим. Они созданы в результате интеллектуальной или приравненной к ней деятельности, не направленной на создание материального объекта, не поддаются амортизации, износу, не могут измеряться с помощью вещно-правовых категорий (вес, масса), не могут быть выражены в объективной форме, к ним не применяются нормы о вещных способах защиты (например, о виндикационном иске), при этом они могут быть предметом использования неограниченным кругом лиц. Информация как объект гражданских прав исключена из ст. 128 ГК РФ, поскольку их объектом может быть лишь такая информация, которая подпадает под признаки секрета производства (ноу-хау), относящегося к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности.
Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Предметом сделок могут быть лишь права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства и которые могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" дополнил ст. 129 ГК РФ данными положениями.
Кроме того, в связи со вступлением в силу части четвертой ГК РФ из подразд. 3 были исключены ст. 138 и 139, что вполне обоснованно, поскольку в части четвертой Кодекса сосредоточены практически все нормы, определяющие особенности правового режима интеллектуальной собственности в целом и отдельных объектов в частности.
Появление в числе охраняемых средств индивидуализации новых объектов - коммерческих обозначений, индивидуализирующих предприятие как имущественный комплекс, и уточнение правового режима фирменных наименований как средства индивидуализации юридических лиц повлекли изменения в ст. 132 ГК РФ в части определения состава предприятия.
Поскольку в ранее действовавшем ГК РСФСР 1964 г. нормы о праве гражданина на изображение содержались в разделе "Авторское право" (ст. 514), то в связи с утратой силы ГК РСФСР в полном объеме часть первая ГК РФ была дополнена ст. 152.1 "Охрана изображения гражданина".
Неоднократным изменениям были подвергнуты нормы рассматриваемого подраздела в части определения правового режима недвижимого имущества, изменялись и подходы к пониманию данной категории. В первоначальной редакции ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Федеральным законом "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> перечень недвижимого имущества был дополнен объектами незавершенного строительства, а обособленные водные объекты и леса, многолетние насаждения исключены из перечня Федеральным законом "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" <2> и Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <3> соответственно.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 39.
<2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.
<3> Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
Изменения правового статуса федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним повлекли внесение изменений и в ст. 131 ГК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: ст. 23 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2711.
Отдельные нормы подразд. 3 Кодекса стали предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 157-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Серовцева Сергея Анастасовича на нарушение его конституционных прав статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 226 и частью второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, пунктами 15, 16 и 26 Положения о квалификационных коллегиях судей" <1> выражено мнение Конституционного Суда РФ относительно положений ст. 152 ГК РФ в целом, а Определением от 4 декабря 2003 г. N 508-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации" - относительно п. 7 ст. 152 ГК РФ <2>. Отсутствие оснований для признания указанных норм неконституционными подтверждено Конституционным Судом РФ.