Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1605

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЕГРИП формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях регистрирующими органами (п. 3 Правил ведения ЕГРИП).

ЕГРЮЛ будет включать как сведения о вновь создаваемых юридических лицах и регистрационные дела таких лиц, так и сведения о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу комментируемого Закона, а также соответствующие регистрационные дела (см. ст. 26 Закона и комментарий к ней).

5. Рассматривая содержание абз. 3 п. 1 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующее.

Понятие информационного ресурса дается в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> (далее - Закон об информации). В соответствии с этим Законом информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами (ч. 9 ст. 14). При этом под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технологических средств (ст. 2 Закона об информации). Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.


Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство РФ (п. 27 Правил ведения ЕГРЮЛ). Ведут государственный реестр Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (п. 3 названных Правил). Государственный реестр относится к ведению Федеральной налоговой службы (п. 28 Правил). При этом когда говорится о субъектах, которые ведут реестр, то имеются в виду внесение записей в реестр, формирование регистрационных дел и подобные действия. Говоря же об отнесении реестра к ведению Федеральной налоговой службы, предполагается, что она должна организовать ведение реестра в том числе путем разработки методических указаний по организации получения сведений для включения в государственный реестр, его формированию, предоставлению из него информации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих органов (такой вывод следует из содержания п. 28 Правил). (Аналогичные указания о собственнике государственного реестра, субъекте, ведущем реестр, и т.д. включены в Правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений (п. 2, 3, 35)).


6. Комментируемая статья содержит императивную норму о ведении государственного реестра на бумажных и электронных носителях. Стало быть, недопустимо ведение реестра только на бумажных или только на электронных носителях. Должны быть и те и другие <1>.

--------------------------------

<1> Поэтому нельзя согласиться с утверждениями, в соответствии с которыми реестр "ведется в форме записей на бумажных или электронных носителях" (Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001. С. 18), "ведется в форме записей на бумажных и/или электронных носителях" (Залесский В.В. Комментарий к Закону "О государственной регистрации юридических лиц". М., 2002. С. 22).


Учитывая указанное категорическое предписание, в то же время следует иметь в виду, что возможно установление иного порядка ведения государственного реестра. Такой вывод следует из сказанного во втором предложении абз. 4 п. 1 комментируемой статьи. Поскольку порядок ведения реестра устанавливается органом, уполномоченным Правительством РФ, постольку соответствующие особенности могут определяться этим органом. Кроме того, федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (см. ст. 10 комментируемого Закона и комментарий к ней). Соответственно этими Федеральными законами по-иному может быть решен вопрос о носителях информации, приоритете того или иного носителя и пр.

Правило о приоритете бумажных носителей перед электронными в случае несоответствия между ними в общем-то является уже традиционным. Аналогичные нормы содержатся и в иных актах, например в Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 8 ст. 12). Подобные правила существуют и в законодательстве других государств <1>. С учетом этого думается, что включение в абз. 4 п. 1 комментируемой статьи слов "если не установлен иной порядок ведения государственных реестров" после того, как провозглашен приоритет записей на бумажных носителях, сделано "на всякий случай". Сколько-нибудь широкого распространения установление иных правил иметь не должно.

--------------------------------

<1> См., например, ст. 105 Гражданского кодекса Квебека (М.: Статут, 1999).


Видимо, из-за указанных обстоятельств в Правилах ведения ЕГРЮЛ содержится категорическое предписание: приоритет имеют записи на бумажных носителях (п. 9) (слова "если не установлен иной порядок" опущены). В Правилах ведения ЕГРИП предусмотрено, что при несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях используются сведения, записанные на бумажных носителях (п. 15). Следовательно, приоритет бумажных носителей есть общее правило. Исключения могут быть установлены федеральными законами либо актами уполномоченного Правительством РФ органа (например, применительно к отдельным видам юридических лиц или отдельным видам записей). Вряд ли можно согласиться с утверждением о том, что "внедрение в деловой оборот надлежащим образом защищенной электронной цифровой подписи позволит поставить знак равенства между документом на бумажном носителе и его электронным воплощением" <1>. Во всяком случае, такое внедрение электронной цифровой подписи не сможет "зачеркнуть" общего правила, содержащегося в абз. 4 п. 1 комментируемой статьи, а также категорического предписания, включенного в п. 9 Правил ведения ЕГРЮЛ и п. 15 Правил ведения ЕГРИП.


--------------------------------

<1> Залесский В.В. Указ. соч. С. 21.


7. Комментируемый Закон умалчивает о правилах хранения государственных реестров. По-видимому, это оправданно, учитывая предмет правового регулирования данного Закона (см. ст. 1 и комментарий к ней). Поскольку значение сохранности реестров трудно переоценить (утрата соответствующих информационных ресурсов может привести к хаосу в сфере экономического оборота), постольку Правительство РФ в Правилах ведения ЕГРЮЛ установило:

во-первых, государственный реестр на бумажных и электронных носителях должен храниться и обрабатываться в местах, не доступных для посторонних лиц, и в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения, подделки информации;

во-вторых, должны формироваться резервные копии государственного реестра на электронных носителях, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом (п. 15);

в-третьих, доступ к содержащимся в реестре сведениям имеют должностные лица регистрирующих органов по перечням и в соответствии с полномочиями, определяемыми Федеральной налоговой службой (п. 26).

8. Государственный реестр, являющийся федеральным информационным ресурсом, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, с другой - существует во взаимодействии с другими информационными ресурсами. И если невозможно, а иногда и ненужно обеспечивать 100-процентную возможность взаимодействия государственного реестра со всеми информационными ресурсами на электронных носителях, то совместимость и взаимодействие с иными федеральными информационными системами и сетями попросту необходимы <1>. Обеспечивается совместимость и взаимодействие единством организационных, методологических и программно-технических принципов формирования на электронных носителях федеральных информационных ресурсов. К числу таких принципов Правилами ведения ЕГРЮЛ отнесены:

--------------------------------

<1> В Законе об информации указывается, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает кроме прочего развитие информационных систем различного направления для обеспечения граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также взаимодействие таких систем (ст. 12).


- унификация значений показателей, включаемых в записи государственного реестра, на основе применения единых общероссийских классификаторов и ведомственных справочников;

- применение по соглашению сторон, участвующих в информационном взаимодействии, средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе;

- применение для информационного взаимодействия с иными федеральными информационными системами единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов данных, передаваемых на электронных носителях (п. 16).


Аналогичные указания содержатся в Правилах ведения ЕГРИП (п. 21).

Совместимость и взаимодействие государственного реестра с другими федеральными информационными системами имеют объективные пределы (см. ст. 16 Закона об информации).

9. В комментируемой статье говорится о совместимости и взаимодействии информационных ресурсов, условно говоря, с технической стороны. Однако техническая совместимость, техническое взаимодействие ресурсов призваны обеспечить возможность координации деятельности различных органов. С этой точки зрения необходимы совместимость и взаимодействие различных информационных ресурсов с сущностной (содержательной) стороны. (И это первично, но недостижимо при отсутствии технической составляющей.) Так, для того чтобы, к примеру, органы Пенсионного фонда РФ могли надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности, они должны располагать информацией о существующих на территории действия соответствующего органа юридических лицах. Поэтому регистрирующий орган в срок не позднее чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр должен представить соответствующие сведения в территориальный орган Пенсионного фонда. Такую же обязанность регистрирующий орган несет в отношении региональных отделений Фонда социального страхования РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и территориальных органов Государственного комитета РФ по статистике и других органов (п. 19 Правил ведения ЕГРЮЛ).

Такие же установки даны в Правилах ведения ЕГРИП (п. 23).

В свою очередь некоторые государственные органы должны предоставлять информацию регистрирующему органу. Такую обязанность несет, например, лицензирующий орган, обязанный сообщать сведения о лицензиях (п. 14 Правил ведения ЕГРЮЛ).

В данном пункте комментария все сказанное относится к сущностной (содержательной) стороне совместимости и взаимодействия информационных ресурсов, которыми владеют различные органы. С технической же стороны совместимость и взаимодействие обеспечиваются либо установленным порядком обмена информацией на бумажных носителях, либо указанными в п. 8 настоящего комментария организационными, методологическими и программно-техническими принципами. Поэтому, например, в Правилах ведения ЕГРЮЛ оказалось возможно установить, что лицензирующий орган предоставляет регистрирующему органу информацию о лицензировании в виде копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом (п. 14). Но одновременно предусматривается, что указанные сведения могут предоставляться на электронных носителях, а вид носителя и формат передаваемой информации устанавливаются соглашением взаимодействующих сторон.


10. Содержание комментируемой статьи не соответствует ее титулу. Статья озаглавлена: "Принципы ведения государственных реестров". Между тем, во-первых, принципы не названы, во-вторых, вряд ли возможно их сформулировать. Очевидно, правильнее говорить о принципах института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не о принципах ведения (заполнения, формирования) реестров.

Понятно, что вопрос о принципах института государственной регистрации находится за пределами предмета настоящей работы и заслуживает отдельного обстоятельного рассмотрения. Поэтому здесь можно ограничиться конспективным перечислением некоторых наиболее важных принципов. Думается, к их числу могут относиться следующие:

- единый порядок (единая процедура) государственной регистрации;

- единая система органов, осуществляющих государственную регистрацию (в ст. 2 Закона вообще упомянут орган, а не органы);

- Единый государственный реестр юридических лиц; Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

- открытость сведений, содержащихся в государственных реестрах (иногда этот принцип именуют принципом гласности или, говоря об открытости сведений, отмечают публичный характер государственной регистрации);

- публичность государственной регистрации. Суть этого принципа состоит в том, что сведения о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица должны быть внесены в реестр и юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным с момента внесения соответствующих сведений в реестр (п. 2 ст. 51, п. 4 ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 11 комментируемого Закона). Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц (для публики) с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 3 ст. 52 ГК РФ);

- публичная достоверность. Суть данного принципа в том, что сведения, содержащиеся в государственных реестрах, должны считаться истинными (соответствующими действительности). Если субъект полагается на данные государственных реестров, то он должен признаваться добросовестным. Он получил сведения из реестра, и ему не нужно другими способами собирать какую-либо информацию о том или ином юридическом лице (например, о том, соответствуют ли сведения, содержащиеся в реестре, уставу, кто может заключать договор от имени данного субъекта и т.д.). Государство в соответствующем случае должно гарантировать защиту интересов такого субъекта. Учитывая отсутствие правовой экспертизы документов, представляемых для государственной регистрации юридических лиц, следует констатировать, что этот важнейший принцип формирования любого информационного ресурса, к сожалению, не нашел закрепления в комментируемом Законе. Кроме того, возможна ситуация, когда сведения, содержащиеся в государственном реестре, не соответствуют сведениям, содержащимся в документах, представленных заявителем при государственной регистрации. Правила ведения ЕГРЮЛ (п. 5), Правила ведения ЕГРИП (п. 10) исходят из того, что в таком случае сведения государственного реестра считаются достоверными до внесения в него соответствующих исправлений (будто провозглашается публичная достоверность!). Но, во-первых, первичны все-таки сведения, включенные в документы, представленные в регистрирующий орган. Регистрирующий орган вносит в реестр сведения из этих документов. Почему вдруг неверно перенесенные в реестр сведения стали достоверными, а сведения первоисточника - недостоверными? Во-вторых, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными только до внесения в них соответствующих исправлений. Странная какая-то "достоверность".