Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1657

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- об определении порядка взаимодействия регистрирующих органов, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации и подлежащих государственной регистрации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица;

- об установлении порядка и сроков передачи федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление государственной регистрации юридических лиц, регистрационных дел о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона;

- о форме заявления гражданина о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, как показывает практика, могут быть приняты иные нормативные правовые акты Правительства РФ, необходимые для регулирования государственной регистрации.

6. На налоговые органы возложена функция уполномоченного федерального органа исполнительной власти в рассматриваемой сфере (см. комментарий к ст. 2 Закона). В связи с этим следует обратить внимание на ведомственные нормативные акты, принимаемые или утверждаемые Федеральной налоговой службой и Министерством финансов РФ, в ведении которого служба находится.

В отношении таких документов существует общее правило, установленное Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" <1>, а также Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. Согласно этим документам нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию в "Российской газете". Опубликование актов должно осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

--------------------------------

<1> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.


7. Представляется необходимым несколько слов сказать о региональных актах. Субъекты Российской Федерации вправе принимать акты организационно-технического свойства, например о предоставлении помещений для надлежащего осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дополнительных мерах по передаче регистрационных дел и т.п. Вместе с тем региональные власти не вправе принимать акты, содержащие нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией. В случае принятия таких документов они вступят в противоречие не только с комментируемым Законом, но и с Конституцией РФ, которая указывает на вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации. В данном случае это подп. "о" ст. 71 Конституции РФ, где в числе других названо и гражданское законодательство. Нельзя не сказать и о ч. 1 ст. 8 Основного Закона, где указывается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Безусловно, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления должны были отменить свои нормативные акты, регулирующие регистрацию юридических лиц. В противном случае они вступили бы в противоречие с комментируемым Законом и актами, принятыми на его основе, и соответственно их применение неправомерно.



Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию


Комментарий к статье 2


1. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1> утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти (ст. 12), где устанавливается объем компетенции конкретного органа.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.


Первоначально во исполнение комментируемой статьи Правительство РФ в Постановлении от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" установило, что Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственной регистрации юридических лиц <1>. Впоследствии названное Министерство стало выполнять подобную функцию и по отношению к государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.


2. Реализуя свои конституционные полномочия, Президент РФ издал Указ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1>, согласно которому Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. На основании и во исполнение этого Указа Президента РФ Правительство РФ Постановлением от 30 сентября 2004 г. N 506 утвердило Положение о Федеральной налоговой службе <2>. В связи с принятием данного Постановления, а также в целях создания единой системы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и соблюдения гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства и свободы экономической деятельности Федеральная налоговая служба осуществляет координацию работ с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по созданию своих подразделений соответственно в субъектах Федерации и в муниципальных образованиях.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

<2> Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.


Федеральная налоговая служба должна контролировать деятельность своих подразделений, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, проверке подлежит соблюдение сроков рассмотрения заявлений о государственной регистрации, правил ведения государственных реестров, правил предоставления сведений, содержащихся в государственных реестрах.


Перечисляя контрольные полномочия, важно отметить, что данный контроль не должен являться вмешательством в регистрационно-правовую деятельность регистрирующих органов.

Представляется, что для нормального функционирования системы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, безусловно, необходимо Федеральной налоговой службе России осуществлять обучение и повышение квалификации сотрудников регистрирующих органов, а также научно-методическое обеспечение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию


Комментарий к статье 3


1. Комментируемой статьей установлено, что за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Данная норма носит отсылочный характер и подлежит применению в корреспонденции с положениями законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

- за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, - 2000 рублей;

- за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии - 1000 рублей;

- за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 20% размера государственной пошлины, установленного подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ;

- за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 рублей;

- за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - 20% размера государственной пошлины, установленного подп. 8 настоящего пункта;

- за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию;

- за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц - 10 000 рублей.

2. Согласно ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов о совершении регистрационных действий. Отдельные регистрационные действия не оплачиваются государственной пошлиной, поскольку при их совершении в соответствии с комментируемым Законом представление соответствующего документа не обязательно. Государственная пошлина в соответствии с нормами комментируемого Закона не взимается за совершение следующих регистрационных действий:


- по исправлению сведений государственного реестра (п. 4 ст. 5);

- при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре (п. 2 ст. 17);

- при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица (п. 3 ст. 17);

- при внесении изменений в учредительные документы в уведомительном порядке (п. 1 ст. 19);

- при государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства (п. 2 ст. 21);

- в случаях прекращения унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества, учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества, унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации (ст. 21.2).

3. Порядок взимания и распределения платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ урегулирован ст. 7 комментируемого Закона.

4. В силу ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях, если пошлина уплачена в большем размере, а также в случае отказа заявителя от совершения регистрационного действия до обращения в уполномоченный орган. Следовательно, при отказе в совершении регистрационных действий по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 23 комментируемого Закона, государственная пошлина возврату не подлежит.

5. От уплаты государственной пошлины согласно ст. 333.35 НК РФ освобождены:

- федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии - за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

- органы государственной власти, органы местного самоуправления - за государственную регистрацию организаций и изменений учредительных документов организаций, а также ликвидации организаций.


Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ


Статья 4. Принципы ведения государственных реестров


Комментарий к статье 4


1. В комментируемом Законе содержится достаточно оригинальное понятие государственных реестров. Обычно под реестром понимаются опись, письменный перечень, список и т.п. В данном же случае понятием "реестр" охватывается как перечень определенных сведений, так и совокупность определенных документов (регистрационные дела) <1> (более подробно см. ст. 5 Закона и комментарий к ней).

--------------------------------


<1> Такой же подход к пониманию реестра воплощен в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594. (Вообще комментируемый Закон в значительной степени сконструирован по образу и подобию названного Закона, регламентирующего регистрацию прав на недвижимость.) В большинстве других государств реестр понимается в традиционном смысле (как перечень наиболее важных сведений о юридических лицах. Об этом см., например: Гражданское и торговое право капиталистических стран: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. С. 112 - 114).


2. Вопреки содержащемуся в п. 1 комментируемой статьи утверждению о том, что государственные реестры содержат сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, о приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, на самом деле перечень сведений более широкий. Так, государственной регистрации подлежат изменения учредительных документов (п. 3 ст. 52 ГК РФ; ст. 17 - 19 комментируемого Закона).

3. С понятием реестра в комментируемом Законе изрядная путаница. При внимательном рассмотрении оказывается, что существуют государственные реестры Единого государственного реестра юридических лиц и государственные реестры Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (см. ст. 1 Закона и комментарий к ней). Здесь важно обратить внимание на слово "единый". И те и другие государственные реестры являются едиными для всей Российской Федерации. Следовательно, правила ведения реестров должны быть едиными, одинаковыми на территории России. Именно поэтому в п. 2 комментируемой статьи указано, что порядок ведения реестров устанавливается органом, уполномоченным Правительством РФ. А когда в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи говорится, что единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров, то имеется в виду установление единых правил ведения реестра.

4. Понятно, что создание действительно единого реестра - дело достаточно трудоемкое и потребует продолжительного времени. Формирование его будет осуществляться поэтапно. Первоначально реестр будет вестись, предположим, регистрирующим органом г. Екатеринбурга. Данный реестр станет составной частью реестра юридических лиц Свердловской области. В свою очередь этот реестр входит в ЕГРЮЛ Российской Федерации. Для объединения частей государственного реестра на электронных носителях как по субъектам Федерации, так и по России в целом предполагается либо возложение определенных функций на существующие регистрирующие органы Федеральной налоговой службы, либо создание "специализированных учреждений" (см. п. 15 Правил ведения ЕГРЮЛ, а также п. 7 настоящего комментария).