Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1596

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, осуществляются в одном и том же порядке.

9. Особенности регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ) <1> и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 29 июля 2004 г., с изм. от 23 декабря 2004 г.) <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 45.

<2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2004. N 31. Ст. 3233, N 52 (ч. 1). Ст. 5277.


В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ органом, принимающим решение о государственной регистрации, определен Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России).

Правомерность наделения Банка России аналогичными полномочиями по регулированию банковской деятельности (в частности, по вопросам лицензирования) подтверждается и Конституционным Судом РФ в абз. 2 п. 4 Определения от 14 декабря 2000 г. N 268-О <1>.

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2.


В соответствии со ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. На основании решения Банка России уполномоченный регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании, реорганизации, ликвидации и иные предусмотренные законом сведения. Названный Закон также установил требования к процедуре внесения изменений сведений, указанных в п. 1 ст. 5 комментируемого Закона.

Для государственной регистрации кредитной организации в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:

- заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

- учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

- устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

- бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;


- документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;

- копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

- документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

- о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет,

- о наличии (отсутствии) судимости.

Государственная регистрация кредитных организаций осуществляется в течение шести месяцев с момента представления указанных документов.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:


1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;

4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.


Статья 11. Решение о государственной регистрации


Комментарий к статье 11


1. При отсутствии оснований для отказа в регистрации (см. ст. 23 и комментарий к ней) должностное лицо регистрирующего органа в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации. Данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Законодатель отдельно оговаривает ситуацию, в которой наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Форма решения о государственной регистрации утверждена Приказом ФНС России от 26 апреля 2005 г. N САЭ-3-09/180@ и содержит наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, а также дату выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и номер регистрации в государственном реестре, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом определенной записи в соответствующий государственный реестр.

Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Так, права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о деятельности общества, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации также проявляется в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц <1>. С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.


--------------------------------

<1> См., например, ст. 13 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.


2. Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма документа и требования к его содержанию установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

3. Пунктом 3.1 комментируемой статьи установлено, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, содержащиеся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей. Ранее обязанность подать сведения о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя была возложена законодательством на руководителя зарегистрированного юридического лица и индивидуального предпринимателя.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи установлена обязанность регистрирующего органа в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

Сведения, направляемые в государственные органы, традиционно содержат указания о наименовании созданного (изменившего наименование) юридического лица, о количественном составе учредителей (участников) юридического лица (Ф.И.О., паспортные данные, сведения о регистрации по месту пребывания), о местонахождении юридического лица (см. комментарий к ст. 6 Закона о регистрации).


Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ


Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица


Комментарий к статье 12


1. Комментируемая статья является практическим воплощением концепции закона, направленного на упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц. Она содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации. Кроме того, закон дополнительно устанавливает запрет регистрирующему органу требовать представления других документов (см. ст. 9 Закона о регистрации и комментарий к ней).

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации (см. ст. 10 Закона и комментарий к ней), в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации.


Например, для государственной регистрации торгово-промышленной палаты необходимо представить следующие документы:

- заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;

- устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;

- протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;

- решение торгово-промышленной палаты РФ о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;

- документ об уплате государственной пошлины <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 5 ст. 9 Закона о торгово-промышленных палатах.


Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:

- заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

- устав общественного объединения в трех экземплярах;

- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно- ревизионного органа;

- сведения об учредителях;

- документ об уплате государственной пошлины;

- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

- при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование <1>.

--------------------------------

<1> Статья 21 Закона об общественных объединениях.


Документами, являющимися основаниями для государственной регистрации местной религиозной организации, являются:

- заявление о регистрации;

- список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, дат рождения;

- устав религиозной организации;

- протокол учредительного собрания;

- документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

- сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;