Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1654

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, не решен вопрос с определением места регистрации, когда управление юридическим лицом осуществляют несколько лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (речь идет об управлении в полном товариществе, где в соответствие со ст. 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. По этим же правилам осуществляется управление и ведение дел в товариществе на вере).

Пункты 2 и 3 комментируемой статьи являются бланкетными нормами, отсылающими к порядку представления документов для государственной регистрации, предусмотренному ст. 9 комментируемого Закона, и установленным ст. 8 комментируемого Закона срокам государственной регистрации.

2. Необходимым элементом порядка государственной регистрации является публикация сведений о вновь созданном юридическом лице.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 публикации подлежат следующие сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц:

а) полное наименование юридического лица;

б) идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ;

г) наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица;

д) адрес (место нахождения) юридического лица.

В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ публикация осуществляется в журнале "Вестник государственной регистрации".

Необходимость определения единого печатного органа обусловлена также и обязанностью юридических лиц размещать сообщения о себе в соответствии с законодательством РФ.

В частности, юридические лица обязаны публиковать сообщения о принятии решений о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований их кредиторами, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью.

Необходимо учитывать, что публикация юридическими лицами сообщений, обязательных в силу закона, может осуществляться в любом печатном издании. Однако обязанность по опубликованию соответствующих сообщений будет считаться исполненной только при условии их размещения в журнале, являющемся печатным изданием, предназначенным для публикации сведений о государственной регистрации юридических лиц.

Требование об обязательной публикации содержится и в нормах зарубежного законодательства.

Например, Положение Китайской Народной Республики о порядке регистрации предприятий как юридических лиц, принятое Государственным советом КНР 13 мая 1988 г. <1> (ст. 23), указывает, что о создании предприятия, изменении его наименования, прекращении предприятия органом по регистрации делается публичное объявление. Кроме того, без разрешения органа по регистрации другие организации не должны давать таких объявлений.


--------------------------------

<1> Гражданское законодательство КНР. Серия: Современное зарубежное и международное частное право. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. С. 174 - 182.


Указания об обязательной публикации о регистрации юридического лица содержатся также в § 10 Закона Федеративной Республики Германии от 20 мая 1898 г. "О товариществах с ограниченной ответственностью" <1>, в § 40 Акционерного закона Федеративной Республики Германии от 6 сентября 1965 г. <2>, в ст. 119 Торгового закона Болгарии 1991 г. <3>.

--------------------------------

<1> Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью: Сборник зарубежного законодательства. М.: БЕК, 1995. С. 7.

<2> Там же. С. 97 - 98.

<3> Там же. С. 76.


Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ

В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица


Комментарий к статье 13.1


1. Обеспечение прав и законных интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица - один из центральных вопросов правового регулирования отношений, возникающих в связи с реорганизацией. Первоначально комментируемый Закон не содержал норм, регламентирующих порядок уведомления о реорганизации юридического лица, хотя ст. 60 ГК РФ, посвященная гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации, указывала на необходимость письменного уведомления кредиторов реорганизуемого юридического лица со стороны учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о реорганизации данного юридического лица. Сроки и процедура уведомления устанавливались законами об отдельных видах юридических лиц (например, об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью).

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 31 декабря 2008 г., ст. 60 ГК РФ изложена в новой редакции, а комментируемый Закон дополнен новой ст. 13.1.

2. В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.


Таким образом, суть законодательных новелл состоит, во-первых, в установлении единых правил уведомления о реорганизации для всех юридических лиц независимо от их вида и организационно-правовой формы, а во-вторых, в обеспечении большей доступности и публичной достоверности информации о реорганизации конкретного юридического лица. Так, если ранее юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, было обязано в срок не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации письменно уведомить об этом своих кредиторов и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении, то теперь на реорганизуемые юридические лица возложена обязанность в течение трех рабочих дней уведомить о начале процедуры реорганизации регистрирующий орган, который вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а следовательно, информация об этом в довольно короткие сроки становится доступной для сведения всех заинтересованных лиц.

Федеральная налоговая служба России, будучи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, своим письмом от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации" дала разъяснения в связи с рассматриваемыми изменениями и рекомендовала форму письменного сообщения о начале процедуры реорганизации (см. приложение к данному письму).

3. В соответствии с вышеназванным письмом ФНС России к числу сведений, указываемых при уведомлении о начале процедуры реорганизации, относятся следующие:

- о реорганизуемом юридическом лице (реорганизуемых юридических лицах) - полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (далее - адрес (место нахождения));

- о создаваемом (создаваемых) в результате реорганизации юридическом лице (юридических лицах) - полное наименование, адрес (место нахождения);

- о юридическом лице, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, - полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения);

- о форме реорганизации.

Письменное сообщение о начале процедуры реорганизации удостоверяется подписью заявителя, который может выступать в лице:

- руководителя постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В случае реорганизации двух и более юридических лиц - в лице руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации, или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц;


- иного лица, действующего на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Одновременно с письменным сообщением о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган представляется решение о реорганизации, а в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц - решение о реорганизации каждого юридического лица, участвующего в реорганизации.

В случае представления письменного сообщения юридическим лицом, определенным решением о реорганизации, к письменному сообщению о начале процедуры реорганизации прилагается решение о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица, содержащее положения о предоставлении юридическому лицу, представившему упомянутое письменное сообщение в регистрирующий орган, указанных полномочий. Полномочия юридического лица, представившего письменное сообщение о реорганизации, могут быть отражены в решении о реорганизации, принятом общим собранием участников реорганизуемых юридических лиц, прилагаемом одновременно с решением о реорганизации каждого юридического лица, принимающего участие в реорганизации, к письменному сообщению о начале процедуры реорганизации.

Вызывает интерес вопрос о правовой природе полномочий юридического лица представлять письменное сообщение о реорганизации в случае, когда в процедуре реорганизации участвуют два и более юридических лица.

В частности, когда речь идет о том, что такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, то можно ли считать это представительством в силу закона?

А если уведомление представляется юридическим лицом, определенным решением о реорганизации, то есть ли основания полагать, что имеет место добровольное представительство и названное юридически значимое действие совершается в силу полномочия, основанного на доверенности, включенной в решение о реорганизации?

4. Письменное сообщение о начале процедуры реорганизации со всеми необходимыми приложениями представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о начале процедуры реорганизации представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации.

Сообщение о начале процедуры реорганизации и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в регистрирующий орган двумя способами - непосредственно либо направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

В случае непосредственного представления вышеуказанных документов заявителю выдается расписка в получении документов с указанием дня выдачи документов, подтверждающих внесение записи.


При непосредственном представлении пакета документов лицом, действующим от имени юридического лица на основании доверенности, указанному лицу предоставляется информация о дне выдачи документов, подтверждающих внесение записи. Расписка же в получении документов направляется юридическому лицу, представившему письменное сообщение о начале процедуры реорганизации.

Внесение в ЕГРЮЛ всех необходимых записей, связанных с представлением письменного сообщения о начале процедуры реорганизации, осуществляется в срок не более трех рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В отношении каждого реорганизуемого юридического лица оформляются свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, лист записи и выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о внесенной записи.

Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, и выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о внесенной записи, выдаются заявителю или представителю юридического лица по доверенности.

5. На основании п. 2 комментируемой статьи реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (в настоящее время таковым является журнал "Вестник государственной регистрации"), уведомление о своей реорганизации.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

При этом в уведомлении о реорганизации необходимо указать сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форму реорганизации, порядок и условия заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

Из содержания п. 2 комментируемой статьи следует, что первое уведомление о реорганизации может быть помещено в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Второе же уведомление о реорганизации может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня размещения первого уведомления о реорганизации юридического лица. Так, например, если первое уведомление было размещено 31 мая 2009 г., то второе уведомление может быть опубликовано не ранее 1 июля 2009 г.