Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1594

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. В течение пяти рабочих дней после даты направления в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации реорганизуемое юридическое лицо в письменной форме уведомляет о начале своей реорганизации всех известных ему кредиторов, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В настоящее время иные правила действуют при реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования. Особенности такой реорганизации установлены ст. 23.5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Тот факт, что законом предусмотрена необходимость уведомлять лишь "известных" кредиторов, как может показаться на первый взгляд, вносит в процесс уведомления некоторую долю субъективизма со стороны реорганизуемых юридических лиц. Однако думается, что категория "известные кредиторы", напротив, может иметь и вполне объективное содержание в том смысле, что под "известными кредиторами" следует понимать всех кредиторов, о которых юридическое лицо знало или должно было знать, поскольку последний критерий ("должно было знать") устанавливается исходя из требований нормального гражданского оборота и не связан с возможностями конкретного юридического лица. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, возложена обязанность вести бухгалтерский учет, под которым понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Какие-либо специальные правовые последствия неисполнения юридическим лицом обязанности уведомить о начале своей реорганизации всех известных ему кредиторов законом не установлены. Представляется, что в случае неисполнения данной обязанности кредитор реорганизуемого юридического лица, права которого будут нарушены, на основании ст. 15 ГК РФ вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных вследствие такого нарушения убытков, однако при этом необходимо учитывать, что законом предусмотрены необходимость внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, а также публикация уведомления о реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц.


Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации


Комментарий к статье 14


1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представлять в регистрирующий орган для государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате реорганизации других ранее созданных и осуществлявших деятельность юридических лиц. Таковыми являются семь поименованных в комментируемом пункте Закона типов документов: заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, его учредительные документы, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии, передаточный акт или разделительный баланс, документ об уплате государственной пошлины, а также документ, подтверждающий представление в пенсионный фонд предусмотренных специальными законами соответствующих сведений. Требовать представления других документов в силу п. 4 ст. 9 комментируемого Закона регистрирующий орган не вправе.


Возникновение новых юридических лиц происходит только при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования.

Ранее, до принятия комментируемого Закона, федеральными законами применительно ко всем юридическим лицам не был установлен единый перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Однако в ряде федеральных законов, в том числе регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц, и до принятия настоящего Закона упоминались документы, представление которых необходимо для государственной регистрации юридических лиц той или иной организационно-правовой формы, созданных в результате реорганизации.

Так, применительно ко всем юридическим лицам при реорганизации должен составляться передаточный акт или разделительный баланс, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц установлена п. 2 ст. 59 ГК РФ. Аналогичные требования установлены в соответствующих положениях федеральных законов об отдельных видах юридических лиц (см., например, п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Указанные нормы содержат схожие положения о том, что передаточный акт или разделительный баланс представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации создаваемых в результате реорганизации юридических лиц и регистрации изменений в учредительные документы ранее существовавших, участвовавших в реорганизации юридических лиц.

Кроме того, в федеральных законах об отдельных видах юридических лиц имеются указания и на иные документы, представление которых обязательно при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Так, п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах, п. 7 ст. 29 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях содержат практически идентичные нормы, устанавливающие, что государственная регистрация таких юридических лиц, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов, причем уведомление о реорганизации должно быть осуществлено в порядке, установленном ст. 60 ГК РФ и ст. 13.1 настоящего Закона.

Данным порядком предусмотрено, что реорганизуемое юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации (с указанием формы реорганизации и приложением решения о реорганизации). Затем, после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, дважды с периодичностью один раз в месяц реорганизуемое юридическое лицо помещает в "Вестнике государственной регистрации" уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований. И наконец, реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации (подробнее об этом см. комментарии к ст. 60 ГК РФ и ст. 13.1 Закона).


Необходимо подчеркнуть, что данным порядком обеспечивается соблюдение гарантий прав кредиторов при реорганизации, а требование о представлении доказательств уведомления кредиторов в связи с реорганизацией для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации обществ является публично-правовым инструментом контроля за выполнением лицами, принявшими решение о реорганизации юридического лица, обязанности, установленной п. 1 ст. 60 ГК РФ.

Ввиду установления комментируемой статьей исчерпывающего перечня документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также императивного правила п. 4 ст. 9 комментируемого Закона о том, что "регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом", становится проблематичным применение норм других федеральных законов, которые устанавливают необходимость представления других документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Иными словами, если считать, что в первую очередь должны применяться нормы комментируемого Закона, а не нормы законов об отдельных видах юридических лиц, то на сегодняшний день при регистрации создаваемых путем реорганизации хозяйственных обществ необходимость представления доказательств уведомления кредиторов хозяйственных обществ о проводимой реорганизации отпала, поскольку помимо документов, предусмотренных комментируемой статьей, требовать другие документы прямо запрещено.

Именно поэтому в силу системного рассмотрения положений комментируемой статьи и п. 4 ст. 9 Закона формально представляется неправомерным требование регистрирующего органа о представлении документов, являющихся доказательством уведомления кредиторов о реорганизации хозяйственных обществ.

Тем не менее во Временных методических рекомендациях для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц, направленных письмом ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц" <1>, со ссылкой на соответствующие законы об отдельных видах юридических лиц указано, что реорганизация хозяйственных обществ и унитарных предприятий осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации.

--------------------------------

<1> Нормативные акты для бухгалтера. 2005. N 13.


В указанных Временных рекомендациях разъясняется, что регистрирующему органу следует учитывать, что при реорганизации хозяйственных обществ и унитарных предприятий юридическое лицо, участвующее в реорганизации, обязано письменно уведомить всех известных ему кредиторов. Таким образом, при регистрации реорганизации хозяйственных обществ и унитарных предприятий указанные юридические лица обязаны представлять регистрирующему органу доказательства уведомления кредиторов.


Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копий публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", а также в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств, в том числе доказательств публикации сведений о реорганизации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации", регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона.

Необходимость представления других документов (помимо установленных комментируемой статьей) может быть предусмотрена также в отношении тех видов юридических лиц, для которых федеральными законами определен специальный порядок регистрации. Таковыми, например, являются кредитные организации или общественные, религиозные и другие некоммерческие организации. В любом случае указанные документы представляются не в регистрирующий орган, а в другой уполномоченный орган, который в соответствии с законом принимает решение о регистрации того или иного юридического лица (см. комментарий к ст. 10 Закона). Перечень документов и формы документов для регистрации таких юридических лиц утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций".

2. В соответствии с подп. "а" п. 1 комментируемой статьи заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно быть составлено по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>.

--------------------------------

<1> До 1 января 2009 г. действовало правило о том, что форму заявления утверждало Правительство РФ (соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ).


Однако пока для реализации положений комментируемой статьи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, действует форма, утвержденная в числе прочих форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 об утверждении форм документов (с изм. от 6 февраля, 16 октября 2003 г., 26 февраля 2004 г. 13 декабря 2005 г., 15 апреля, 22 мая 2006 г., 27 июля 2007 г.).

Утвержденная форма включает в себя непосредственно форму самого заявления, которое должно содержать необходимые для включения в государственный реестр сведения о самом создаваемом юридическом лице, о заявителе; удостоверительную надпись нотариуса; форму сведений об учредителях (участниках) - юридических и физических лицах; формы сведений о реорганизуемых юридических лицах; форму расписки в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.


Этим же Постановлением Правительства РФ установлено, что формы документов, используемые при государственной регистрации некоммерческих организаций, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок государственной регистрации, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (п. 7 Постановления N 439).

3. Указанному в подп. "а" п. 1 заявлению о регистрации комментируемым Законом придается очень важное значение. Заявление помимо засвидетельствования соответствующего волеизъявления о регистрации юридического лица содержит "своего рода декларацию о подтверждении определенных данных" <1>. Кроме упомянутого выше подтверждения того, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации, заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно содержать также подтверждение того, что, во-первых, учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица определенной организационно-правовой формы; во-вторых, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; в-третьих, передаточный акт или разделительный баланс включают положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; в-четвертых, в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления.

--------------------------------

<1> Сарбаш С. Комментарий основных положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" // Хозяйство и право. 2002. N 1. С. 26 - 27.


Касаясь случаев, когда законом установлено, что вопросы реорганизации юридического лица должны быть согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления, следует отметить, что, например, ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) <1> предусматривает необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа в случаях, когда имеет место слияние или присоединение коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) превышает 3 млрд. рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за год превышает 6 млрд. рублей, а также слияние финансовых организаций или присоединение одной финансовой организации к другой, если суммарная стоимость их активов превышает величину, установленную Правительством РФ.