Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1650

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что "в случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона" (см. комментарии к ст. 17 - 19 Закона).

Тем не менее представляется, что даже при отсутствии специального на то указания в комментируемом Законе на созданные в результате реорганизации юридические лица с момента их регистрации распространяются все правила, установленные этим Законом относительно государственной регистрации всех иных сведений о юридическом лице, предусмотренных данным Законом.


Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации


Комментарий к статье 15


1. Пункт 2 ст. 8 комментируемого Закона устанавливает, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Данная норма является общей для всех видов государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с комментируемым Законом. В отношении юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, п. 1 комментируемой статьи установлено специальное правило, которое по-иному определяет место их регистрации. Государственная регистрация таких юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Поэтому принцип принадлежности места регистрации к месту нахождения органов регистрируемого юридического лица, императивно установленный п. 2 ст. 8 настоящего Закона, в данном случае самим же этим Законом не применяется в силу установленного исключения.

Регистрацию создаваемых путем реорганизации юридических лиц должен осуществлять тот орган, на территории ведения которого расположено место нахождения реорганизуемого юридического лица.

Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи упоминает иной случай, а именно когда место нахождения создаваемых в результате (по терминологии настоящего Закона - путем) реорганизации юридических лиц отличается от места нахождения реорганизуемого лица. При этом Закон не регламентирует соответствующие правоотношения (при всей важности их регулирования именно на уровне закона), а лишь определяет, что в этом случае порядок взаимодействия регистрирующих органов устанавливается Правительством РФ <1>.

--------------------------------

<1> Данное обстоятельство еще раз подтверждает, что фактически комментируемый Закон подменяет установленный ст. 51 ГК РФ принцип законодательного регулирования государственной регистрации юридических лиц регулированием на уровне подзаконных нормативных актов. Критику этого подхода см.: Ломакин Д.В. О проекте Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" // Законодательство. 2001. N 6.



В соответствии с отсылочной нормой п. 1 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, в настоящий момент действуют с учетом изменений от 13, 30 декабря 2005 г., 27 июля 2007 г., 8 декабря 2008 г.) (далее - Правила взаимодействия регистрирующих органов).

Взаимодействие осуществляется на уровне управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и инспекций.

Правила подробно регламентируют необходимые процедуры взаимодействия регистрирующих органов. Так, ими установлено общее правило о том, что внесение записи в государственный реестр, посредством которого осуществляется регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, производится регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц (п. 2 Правил).

Пунктом 3 Правил взаимодействия регистрирующих органов предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица.

Государственная регистрация создаваемого путем реорганизации общественного объединения в форме преобразования в иную некоммерческую организацию осуществляется управлением Федеральной налоговой службы по субъекту Федерации, в котором находится регистрационное дело реорганизуемого общественного объединения.

Регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.

Регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица, а регистрация создаваемого путем реорганизации в форме выделения юридического лица осуществляется по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридические лица.

Государственная регистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица, за исключением случаев государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного акционерного общества, созданного путем реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно с присоединением, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения того юридического лица, к которому присоединяется иное юридическое лицо.

Государственная регистрация акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляется одновременно с присоединением, а государственная регистрация прекращения деятельности такого акционерного общества осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения акционерного общества, реорганизуемого в форме разделения или выделения.


При преобразовании, разделении и выделении на основании принятого решения о регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, регистрирующий орган одновременно вносит в реестр записи о вновь возникших юридических лицах и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица (в случаях преобразования и разделения) либо об изменениях, вносимых в учредительные документы (в случае выделения). Затем регистрирующий орган, внесший в реестр соответствующие записи, сообщает о регистрации в регистрирующие органы по месту нахождения вновь возникших путем реорганизации юридических лиц и направляет их регистрационные дела, а также выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в реестр.

Как следует из содержания п. 5 ст. 5 комментируемого Закона, регистрационное дело по содержанию представляет собой совокупность всех документов, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Законом о регистрации, и является частью государственного реестра (см. ст. 5, 6 Закона и комментарии к ним).

Что касается государственной регистрации юридического лица в результате слияния, то, по-видимому, подать документы заявитель может в любой из регистрирующих органов по месту нахождения одного из сливающихся юридических лиц.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, регистрирующий орган на основании решений о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, и о государственной регистрации прекращения деятельности реорганизуемых юридических лиц:

а) вносит в реестр записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц;

б) сообщает о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в регистрирующие органы по месту нахождения указанных юридических лиц и направляет им копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц, заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, и выписку из реестра;

в) выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в реестр;

г) сообщает о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет ему (заказным письмом) регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, направивший регистрационное дело (п. 5 Правил взаимодействия регистрирующих органов).

По отношению к создаваемым в результате реорганизации юридическим лицам, для которых законодательством предусмотрен специальный порядок регистрации, в случае, если их место нахождения отличается от места нахождения реорганизуемых лиц, регистрационные процедуры значительно усложняются, поскольку взаимодействовать между собой должны не только регистрирующие органы, но и органы, принимающие решения о регистрации юридических лиц в специальном порядке.


2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен регламентации действий регистрирующего органа в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц. При этом регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц только после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц.

Следует отметить, однако, что указанный пункт не согласуется с Правилами взаимодействия регистрирующих органов, поскольку Правилами предусмотрено одновременное внесение в реестр записи о вновь созданном в результате реорганизации юридическом лице и о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица (п. 4 - 6 Правил).

Законодатель делает исключение из указанного правила п. 2 комментируемой статьи путем отсылки к п. 5 ст. 16 комментируемого Закона <1>. Исключение составляет случай, когда реорганизация осуществляется в форме присоединения и когда не возникает новых юридических лиц.

--------------------------------

<1> Представляется, что отсылка сделана неудачно, поскольку п. 5 ст. 16 комментируемого Закона посвящен только определению момента завершения реорганизации юридического лица в форме присоединения.


Пунктом 8 Правил взаимодействия регистрирующих органов предусмотрено, что при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в результате присоединения регистрирующий орган на основании решений о государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица и о внесении изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения о реорганизуемом юридическом лице:

а) вносит в реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и об изменении содержащихся в реестре сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо. В случае необходимости внесения изменений в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяется иное юридическое лицо, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с порядком, установленным гл. VI комментируемого Закона;

б) выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в реестр;

в) сообщает о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения указанного юридического лица и направляет ему копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица, заявления о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и выписку из реестра.

Правилами взаимодействия регистрирующих органов также специально регламентирован особый порядок взаимодействия при государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, осуществляемой одновременно с реорганизацией в форме присоединения, а также регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации в форме разделения, осуществляемой одновременно с реорганизацией в форме присоединения (п. 8.1 и 8.2 Правил).


3. Комментируемый Закон не устанавливает какого-либо специального порядка для представления документов и специальных сроков для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. В целом прослеживается тенденция данного Закона к унификации, единообразию и упрощению процесса государственной регистрации юридических лиц. Именно поэтому п. 3 и 4 комментируемой статьи представляют собой отсылочные нормы к ст. 8 и 9 Закона, устанавливающим единые сроки регистрации и порядок представления документов при государственной регистрации создания, ликвидации, изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц.

Едиными являются требования к способам представления документов - они представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Кто может быть уполномоченным лицом - прямо указано в Законе, а иные способы представления документов могут быть определены Правительством РФ (см. п. 1 ст. 9 Закона).

Формы и единые требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Для некоторых видов юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации, определены сроки представления документов для государственной регистрации.

Для регистрации торгово-промышленных палат и общественных объединений (включая политические партии и профсоюзы), создаваемых путем реорганизации, соответствующими законами об этих видах юридических лиц установлено, что порядок представления документов на регистрацию определяется Правительством РФ. Для регистрации кредитных организаций порядок представления документов определяется Банком России.

4. Для всех видов государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с комментируемым Законом, в том числе для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлен единый общий срок, в течение которого должна осуществляться регистрация, - не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона).

Для юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации, сроки регистрации значительно отличаются от сроков, установленных комментируемым Законом.

Государственная регистрация общественного объединения, политической партии, торгово-промышленной палаты, создаваемых путем реорганизации, в случае если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации, осуществляется в срок не более чем 30 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов (ст. 25 Закона об общественных объединениях; ст. 44 Закона о партиях; ст. 11 Закона о торгово-промышленных палатах).