Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1590

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Инструкция Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (в ред. указаний ЦБ РФ от 4 октября 2005 г. N 1624-У, от 10 мая 2006 г. N 1681-У, от 11 декабря 2006 г. N 1754-У, Инструкции ЦБ РФ от 21 февраля 2007 г. N 130-И, указаний от 21 февраля 2007 г. N 1794-У, от 14 мая 2007 г. N 1828-У, от 27 ноября 2007 г. N 1933-У, от 5 февраля 2008 г. N 1977-У, от 15 июля 2008 г. N 2043-У, от 29 октября 2008 г. N 2110-У); указание Банка России от 27 марта 2007 г. 1807-У (в ред. указания ЦБ РФ от 27 ноября 2007 г. N 1936-У) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы банка, и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением ходатайства банка об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации".


Особенностью комментируемой статьи является также и то, что в ней приводится не только исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, но и требования к ним. Так, в подп. "а" п. 1 законодателем указано, что для регистрации изменений необходимо заявление по форме, установленной Правительством РФ, в котором должна подтверждаться их юридическая достоверность.

Случай истребования у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, был предметом судебного разбирательства. Федеральный арбитражный суд Уральского округа 14 июля 2004 г. по делу N Ф09-2165/04-ГК в ходе проверки в кассационной инстанции законности судебных актов, принятых в первой и апелляционной инстанциях, установил Постановлением их правомерность, признав незаконным отказ в государственной регистрации Межрайонной ИМНС изменений, вносимых в учредительные документы ООО, в связи с отсутствием в представленных документах договора купли-продажи доли в ООО в письменной форме. Суд указал, что Межрайонная ИМНС не имела оснований для принятия указанного решения, так как в регистрирующий орган представлены все требуемые законом документы.

В соответствии с комментируемым Законом Правительством РФ (Постановления от 19 июня 2002 г. N 439 и от 15 апреля 2006 г. N 212) разработаны формы заявлений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, и сведений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и требования к их оформлению.

Порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и требования, предъявляемые к заявлению, установленные письмом ФНС России и обязывающие юридические лица представлять в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001, подписанное прежним руководителем юридического лица, признаны недействующими, в связи с чем отменены ФНС России <1>. ФНС России утверждены Методические разъяснения <2> по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Указанные разъяснения касаются порядка заполнения документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и индивидуального предпринимателя.


--------------------------------

<1> Письмо ФНС России от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223 "К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц"; решение ВАС РФ от 29 мая 2006 г. N 2817/06; см. также письмо ФНС России от 24 августа 2006 г. N ШТ-6-09/849@.

<2> Приказ ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя". Зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2004 г. N 6220.


В то же время федеральные законы, регулирующие правовое положение отдельных видов юридических лиц, устанавливают форму и содержание самих учредительных документов или делегируют такую возможность уполномоченным органам. Так, положения п. 1 ст. 52 ГК РФ, позволяющие некоммерческим организациям действовать на основании общего положения об организациях данного вида, также получили применение в практике. Во исполнение п. 5 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) <1> Правительством РФ разработаны типовые положения об образовательных учреждениях <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

<2> Например, Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 8. Ст. 731; от 26 июня 1995 г. N 610 (с изм. от 10 марта 2000 г. N 213, от 23 декабря 2002 г. N 919, от 31 марта 2003 г. N 175) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2003. N 14. Ст. 1276.


3. В п. 2 комментируемой статьи говорится об изменениях сведений о юридическом лице, не содержащихся в учредительных документах, но внесение которых в ЕГРЮЛ обязательно. Перечень таких сведений, данный в ст. 5 комментируемого Закона, является исчерпывающим (см. ст. 5 и комментарий к ней).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи представлять в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, какие-либо дополнительные документы, кроме заявления, не требуется. Для государственной регистрации подается заявление по установленной форме с подтверждением достоверности вносимых изменений и соответствия их требованиям закона.

Исключительной особенностью комментируемой статьи является то, что в случае содержания сведений, указанных в ст. 5 комментируемого Закона, в учредительных документах юридического лица (например, точное место нахождения, наименование и др.) их государственная регистрация проводится по правилам, предусмотренным п. 1, с особенностями, предусмотренными п. 2 комментируемой статьи.


4. Для государственной регистрации в ФНС России должны быть представлены следующие документы:

а) заявление установленной формы (Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 и от 15 апреля 2006 г. N 212).

В заявлении должна быть подтверждена юридическая достоверность этих сведений, т.е. соответствие юридической формы и реального содержания представленных документов действующему законодательству, а также указаны нормы, на основании которых принято решение;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Слово "решение", используемое в подп. "б" п. 1 комментируемой статьи, имеет общее (собирательное) значение. Как указывалось ранее, порядок принятия и оформления "решения" юридическими лицами различен и может быть представлен как в виде протокола (ст. 63 Закона об акционерных обществах; п. 6 ст. 37 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), так и в виде иного письменного документа (ст. 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), но с обязательным соблюдением требований, установленных в указанных Постановлениях Правительства РФ. Решение может касаться одновременно изменений учредительного договора и устава, поскольку абсолютно нелогичными представляются организация и проведение двух общих собраний участников (или акционеров) для принятия решений о внесении изменений в учредительный договор, затем в устав;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, в письменном виде.

Как правило, эти изменения принимаются в виде утверждения отдельных положений в новой редакции или внесения уточнений в какие-либо пункты, разделы, статьи, параграфы или другие составляющие части. Принятие изменений осуществляется несколькими способами:

- они непосредственно включаются в текст решения (протокол общего собрания);

- они излагаются в отдельном документе, утвержденном (принятом) решением уполномоченного органа юридического лица.

При этом логичным представляется подписание изменений лицом уполномоченным собранием или учредительными документами (например, председателем совета директоров, директором) и проставление печати организации.

Подобные способы оформления изменений учредительных документов наиболее часто практикуются. Принятие изменений одним из таких способов не будет являться нарушением действующего законодательства и не должно вызывать трудности в правоприменительной практике, в частности, при представлении документов на государственную регистрацию.

По смыслу комментируемой статьи в случае принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, где изменения непосредственно содержатся в решении (протоколе общего собрания), представление отдельного документа с изложением указанных изменений лишено юридического смысла, поскольку в данном случае представленное на государственную регистрацию решение о внесении изменений одновременно содержит сами изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Исключение составляют случаи, когда государственная регистрация изменений и дополнений производится по правилам, установленным для регистрации самого юридического лица, либо если изменения касаются учредительного договора, поскольку изменения подписываются всеми участниками. При этом на государственную регистрацию должны представляться учредительные документы в новой редакции с учетом внесенных изменений;


г) документ об оплате государственной пошлины (см. ст. 3 Закона и комментарий к ней).

При изменении сведений, которые отражаются в ЕГРЮЛ (см. ст. 5 Закона и комментарий к ней), соответствующие документы должны представляться в течение трех дней в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона). Заявитель должен представить в регистрирующий орган документ, отвечающий требованиям, установленным Правительством РФ, в порядке и форме, определенных настоящим Законом (см. ст. 9, 18, 19 и комментарии к ним), а также законами об отдельных видах юридических лиц.

5. Относительно п. 3 ст. 17 см. комментарии к ст. 14 - 16 Закона.


Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц


Комментарий к статье 18


1. В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Необходимость государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица обусловлена возможностью влияния учредительных документов на условия участия юридического лица в имущественном обороте, на изменение его юридического статуса. Государственная регистрация изменений в учредительные документы носит характер фиксации, которая вызвана необходимостью внесения возможных изменений в содержание информации о юридическом лице в государственном реестре.

Поскольку государственной регистрации подлежит само юридическое лицо (ст. 51 ГК РФ), государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица следует рассматривать как "перерегистрацию" самого юридического лица, условий его участия в гражданском обороте, так как с момента государственной регистрации соответствующих изменений юридическое лицо будет действовать на основе учредительных документов с учетом внесенных изменений.

В некоторых случаях изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, заключаются в изменении объема его гражданской правоспособности (например, в устав коммерческой организации вносятся изменения, устанавливающие исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми такая организация вправе заниматься). Поэтому можно рассматривать юридическое лицо, действующее с учетом таких изменений, как субъект с обновленной правоспособностью.

Изменения в учредительные документы юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Однако для самого юридического лица и его учредителей (участников) соответствующие изменения обязательны с момента принятия решения о внесении изменений в учредительные документы.

Законом установлены случаи, когда изменения учредительных документов приобретают силу с момента их регистрации и для третьих лиц, и для учредителей (участников) (например, в случае внесения в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих, принимаемых в общество, а также с распределением либо продажей доли, принадлежащей обществу <1>).


--------------------------------

<1> Статьи 19, 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.


Кроме того, в комментируемом Законе предусмотрены случаи, когда изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа (см. ст. 19 и комментарий к ней).

Впервые комментируемым Законом вводится понятие изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, однако непосредственно не раскрывается, что относится к таким изменениям. Из формы заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы <1>, можно заключить, что к таковым относятся изменения в сведения о месте нахождения юридического лица и о лице(ах), имеющем(их) право действовать без доверенности от имени юридического лица.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.


2. Устанавливая порядок государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица и внесения изменения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, комментируемая статья в п. 1 определяет место государственной регистрации (внесения изменений в сведения) как место нахождения юридического лица (см. ст. 5, 8, 13 Закона и комментарии к ним).

Пункты 2 и 3 комментируемой статьи отсылают к порядку представления документов для государственной регистрации, предусмотренному ст. 9 комментируемого Закона, и установленным ст. 8 комментируемого Закона срокам государственной регистрации.

Результатом государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица (государственной регистрации учредительных документов в новой редакции), внесения изменений в сведения о юридическом лице в государственный реестр является соответствующая запись в ЕГРЮЛ.


Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица


Комментарий к статье 19


1. На первый взгляд может показаться, что некоторые изменения, вносимые в учредительные документы, не подлежат государственной регистрации, а для их легализации достаточно представить в регистрирующий орган соответствующее уведомление, решение о внесении изменений в учредительные документы и сами изменения (п. 1 комментируемой статьи). Однако это не так. В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о регистрации запись об изменениях, вносимых в учредительные документы, вносится регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц. Внесение записи в реестр в силу ч. 2 ст. 1 Закона есть акт, посредством которого осуществляется государственная регистрация. Таким образом, внесение изменений в учредительные документы в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, также подлежит государственной регистрации. Установленные этой статьей отличия заключаются в порядке и основаниях регистрации изменений в учредительные документы.