Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1591

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отношении профсоюзов срок для государственной регистрации в специальном Законе не предусмотрен.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае если не принято решение об отказе в регистрации, осуществляется в срок не более чем шесть месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов (ч. 6 ст. 23 Закона о банках).

5. В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Указанное относится в том числе к юридическим лицам отдельных видов, создаваемым в результате реорганизации. Специальный порядок означает не только специальные сроки и порядок представления документов, сроки регистрации, но и специальный порядок принятия решения о регистрации и связанные с ним процедуры. Главным образом такие изъятия из общего правила касаются юридических лиц не отдельных организационно-правовых форм, но выделяемых по видам осуществляемой ими деятельности (например, разного рода некоммерческие, кредитные организации).

Действующее законодательство содержит немало норм, устанавливающих специальный порядок регистрации в отношении юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

В соответствии с нормами Закона об общественных объединениях (ст. 25), Закона о торгово-промышленных палатах (п. 3 ст. 11), Закона о профсоюзах (п. 2 ст. 10), Закона о партиях (п. 3 ст. 44), Закона о банках (ст. 23) (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) государственная регистрация конкретных видов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, с учетом особенностей такой регистрации, определенных указанными специальными законами <1>.

--------------------------------

<1> При определении того, как осуществляется государственная регистрация указанных видов юридических лиц при их создании, упомянутые законы воспроизводят одинаковую формулировку, несколько отличную от указанной выше (при реорганизации): такие организации "подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации" (ст. 21 Закона об общественных объединениях; ст. 9 Закона о торгово-промышленных палатах; ст. 8 Закона о профсоюзах; ст. 15 Закона о партиях; ст. 12 Закона о банках). Буквальное сопоставление сравниваемых норм может привести к выводу о том, что порядок регистрации при создании и реорганизации одной и той же организационно-правовой формы юридического лица определяется разными законами.


Особенности данного порядка значительно отличаются от особенностей порядка регистрации, установленного комментируемым Законом.


Об особенностях порядка государственной регистрации отдельных видов юридических лиц см. комментарий к ст. 10 Закона.


Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации


Комментарий к статье 16


1. Наименование комментируемой статьи указывает на то, что содержание ее должно определять момент завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, применительно к четырем формам реорганизации, в результате которых появляются новые юридические лица (преобразования, слияния, разделения, выделения).

Между тем текст комментируемой статьи посвящен определению момента завершения реорганизации юридического лица применительно к каждому конкретному способу реорганизации, в том числе к реорганизации в форме присоединения, когда новое юридическое лицо вообще не возникает.

Представляется, что содержание комментируемой статьи не соответствует ее наименованию (титулу). Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, и завершение реорганизации юридического лица являются разными правовыми понятиями, имеющими разное юридическое значение и относящимися к различным субъектам. Первое из них связано с вновь создаваемым в процессе реорганизации юридическим лицом, второе - с прекратившим свою деятельность в результате реорганизации либо находившимся в процессе реорганизации, но не изменившим своего статуса лицом (например, юридические лица, к которым присоединяются или из которых выделяются другие юридические лица).

2. Комментируемая статья фактически лишь еще раз развернуто (применительно к каждому из способов реорганизации) раскрывает положения п. 4 ст. 57 ГК РФ, определяющего, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Аналогичные нормы существуют также в ряде специальных законов об отдельных видах юридических лиц (см., например, п. 4 ст. 15 Закона об акционерных обществах; п. 3 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; п. 2 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях).

Между тем в литературе высказано заслуживающее самого пристального внимания мнение о том, что комментируемый Закон должен был закрепить положение о том, что реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной с момента исключения из ЕГРЮЛ разделяющегося юридического лица, а реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента исключения из государственного реестра сливающихся юридических лиц, устранив тем самым неточность отдельных положений действующего законодательства, устанавливающих момент завершения регистрации юридического лица в связи с реорганизацией.


Данная позиция связана с тем, что, по мнению правоведов, ее отстаивающих, "любая реорганизация юридического лица должна осуществляться последовательно: сначала создается одно (или более) новых юридических лиц, которым полностью или частично передаются имущественные и неимущественные права и обязанности одного или нескольких реорганизуемых юридических лиц, а только потом из государственного реестра исключаются все реорганизуемые юридические лица, разумеется, если они подлежат прекращению" <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Создание юридических лиц: взгляд в будущее. С. 106 - 116.


Следует отметить, что норма п. 3 комментируемой статьи, устанавливающая, что реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность, фактически является неработающей нормой. Поскольку на основании решения о регистрации юридического лица, создаваемого в результате разделения, регистрирующий орган вносит в реестр записи о создании возникших юридических лиц и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица. По-видимому, записи эти вносятся одновременно (см. п. 6 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110).


Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ,

ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,

И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ,

СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц


Комментарий к статье 17


1. В комментируемой статье перечислены документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (п. 1); для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 2), и для государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения (п. 3).

Рассматривая более подробно п. 1 комментируемой статьи, мы видим, что в нем говорится об изменениях учредительных документов и сведений, которые должны содержаться в учредительных документах в соответствии с требованиями, закрепленными в гл. 4 ГК РФ, федеральных законах, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц, и внесенных на их основании данных в ЕГРЮЛ (см. комментарий к ст. 5 комментируемого Закона).


Изменения, вносимые в учредительные документы, с точки зрения их внутреннего юридического содержания можно рассматривать следующим образом:

1) изменения учредительного договора - это внесение изменений в гражданско-правовой договор (обязательство), регулирующий отношения между учредителями в процессе организации деятельности юридического лица;

2) изменения устава - это внесение изменений в устав, утверждение в установленном порядке документа, определяющего (изменяющего) правовое положение юридического лица, в том числе регулирующего отношения как между участниками и непосредственно юридическим лицом, так и между юридическим лицом и его работниками (руководителями), а также определяющего сферу деятельности юридического лица.

2. Государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, и внесение изменений в сведения о юридическом лице необходимо отличать от государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, проводимой в уведомительном порядке (см. комментарий к ст. 19 комментируемого Закона).

Регистрация изменений учредительных документов зачастую осуществляется в том же порядке, что и регистрация юридического лица (см., например, п. 4 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; ст. 14 Закона об акционерных обществах; ст. 21 Закона об общественных объединениях; п. 11 ст. 11 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях).

Реже в федеральных законах, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц, приводятся особенности регистрации отдельных изменений учредительных документов, указывающие на их регистрацию в уведомительном порядке (п. 5 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; п. 6 ст. 5 Закона об акционерных обществах).

Разнообразие норм в федеральных законах, определяющих особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, говорит о необходимости в каждом конкретном случае определять не только порядок государственной регистрации тех или иных изменений (уведомительный или нормативно-явочный) и перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган, но и момент, с которого они приобретают юридическую силу.

Необходимо подчеркнуть, что в федеральных законах, посвященных отдельным видам юридических лиц, зачастую указываются особенности принятия решений о внесении изменений в учредительные документы. В данном случае нормы комментируемой статьи являются общими только по отношению к документам, предоставляемым для государственной регистрации в ФНС России. Однако нормы, содержащиеся в таких федеральных законах, в свою очередь определяют порядок принятия решений о внесении соответствующих изменений. Например, в соответствии с Законом об акционерных обществах внесение изменений в устав общества или принятие его в новой редакции осуществляется общим собранием (ст. 12), а в обществах с ограниченной ответственностью - по решению общего собрания участников (ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). И в первом, и во втором случае речь идет о внесении изменений в учредительные документы, но видно, что их оформление и принятие осуществляются различными органами, действующими в соответствии с законодательством о данном виде юридического лица.


Министерство налогов и сборов РФ в письме от 7 февраля 2003 г. N ММ-6-09/172@ разъяснило порядок оформления решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в связи с увеличением (уменьшением) номинальной стоимости акций или размещением дополнительных акций, а в письме от 1 сентября 2004 г. N 09-1-03/3518@ определило состав документов, представляемых при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью.

Несмотря на разъяснительный характер указанных писем, они в случае их несоответствия положениям законов могут быть предметом судебного разбирательства (решение ВАС РФ от 29 мая 2006 г. N 2817/06).

Большинство норм о форме и содержании учредительных документов носит императивный характер. В случае изменения законодателем таких норм возникает необходимость внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Конечно же, такие изменения подлежат последующей государственной регистрации.

В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации юридических лиц, что говорит о появлении дополнительных "нормативных" источников регулирования процесса государственной регистрации, имеющих специальную юридическую силу (см. комментарий к ст. 10 Закона). Соответственно могут отличаться перечни документов, порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. В качестве примера можно привести следующие положения законодательства.

Так, ст. 23 Закона о некоммерческих организациях установлено, что государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Положения указанной статьи определяют общее правило для всех некоммерческих организаций. При регистрации изменений, вносимых в учредительные документы таких организаций, должны применяться положения комментируемой статьи. В то же время ст. 21 Закона об общественных объединениях устанавливает специальное правило, в силу которого изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и сами общественные объединения.

Обязанность кредитной организации по регистрации изменений, вносимых в ее учредительные документы, установлена ст. 10 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Однако документы, предусмотренные п. 1 комментируемой статьи и нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке <1>, после чего в месячный срок направляются в ФНС России для регистрации, срок которой составляет не более пяти дней.