Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1631

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отношении же иностранных граждан и лиц без гражданства требование подп. "ж" п. 1 комментируемой статьи в настоящее время по существу неприменимо. Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ <1> подтверждением регистрации по месту жительства в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства служат сведения, содержащиеся только в документе, удостоверяющем его личность на территории РФ и представляемом им при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Представляется, что данным подпунктом комментируемой статьи относительно иностранных граждан и лиц без гражданства законодателем учтена ситуация, при которой порядок их регистрации и перерегистрации по месту жительства, а также формы соответствующих бланков и штампов могут быть в любое время изменены, поскольку данные порядок и формы определены подзаконными актами.

--------------------------------

<1> Порядок регистрации и перерегистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, по месту их жительства установлен утвержденными Приказом МВД России от 14 апреля 2003 г. N 250 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 33) Инструкциями. В частности, п. 36 - 58 Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание - для лиц, проживающих на территории РФ на основании разрешения на временное проживание, и п. 32 - 49 Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство - для лиц, проживающих на территории РФ на основании вида на жительство. В соответствии с данными актами при регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства в обязательном порядке проставляется штамп установленной формы на оборотной стороне страницы документа, удостоверяющего личность, на которой проставлена отметка о разрешении. В случае отсутствия такой возможности штамп проставляется на свободной странице документа, удостоверяющего личность. При регистрации лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность, заполняется графа "Адрес временного проживания" в разрешении, оформленном в виде документа.


8. Подпункт "з" п. 1 комментируемой статьи устанавливает виды документов, представляемых в регистрирующий орган в случае, если лицо, обратившееся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним. В частности, в указанном случае должны быть представлены либо нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности указанным лицом, либо копия свидетельства о заключении брака данным лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении указанного лица полностью дееспособным. Данные документы необходимы регистрирующему органу для подтверждения наличия полной либо частичной дееспособности у несовершеннолетнего на осуществление предпринимательской деятельности с учетом требований гражданского законодательства.


В частности, в соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Таким образом, с позиции гражданского законодательства лицо, не достигшее указанного возраста, является несовершеннолетним и не обладает полной дееспособностью.

В то же время ГК РФ установлены два исключения из общего правила приобретения дееспособности: вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21) <1> и эмансипация (ст. 27) <2>.

--------------------------------

<1> В соответствии с п. 2 ст. 21 ГК РФ в случае, когда федеральным законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Случаи и порядок снижения брачного возраста (18 лет) установлены ст. 13 СК РФ, в соответствии с которой при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Наряду с этим СК РФ предоставил право субъектам РФ своими законами определить порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено и до достижения 16 лет. К примеру, в Республике Адыгея принят Закон от 30 ноября 1998 г. N 101 "О порядке и условиях вступления в брак на территории Республики Адыгея лиц, не достигших шестнадцати лет" (Собрание законодательства Республики Адыгея. 1998. N 11), в соответствии с которым граждане, проживающие на территории названной Республики, достигшие возраста 14 лет, имеют право на вступление в брак при наличии обстоятельств, связанных с поздними сроками беременности или рождением ребенка.

<2> Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда. Для начала процедуры эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний достиг возраста 16 лет и работал по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимался предпринимательской деятельностью.


Таким образом, копия свидетельства о вступлении в брак несовершеннолетнего, которая может быть представлена им в регистрирующий орган при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, подтверждает, что он вправе самостоятельно действовать, приобретая и осуществляя соответствующие права, принимать на себя гражданские обязанности и исполнять их, нести ответственность, в том числе имущественную, за свои действия, т.е. обладает не только правоспособностью, но и дееспособностью, достаточной для осуществления предпринимательской деятельности без согласия его законных представителей. Для подтверждения наличия указанных прав комментируемой статьей предусмотрена также возможность представления несовершеннолетним копии решения органа опеки и попечительства или копии решения суда об объявлении его полностью дееспособным (о его эмансипации).


Кроме того, ГК РФ косвенно допускает возможность осуществления несовершеннолетним предпринимательской деятельности без признания его полностью дееспособным <1>. Единственное условие, которое должно быть соблюдено, - получение согласия на это от родителей, усыновителей или попечителя. Именно такой документ, причем нотариально удостоверенный, должен представить несовершеннолетний в регистрирующий орган, если он не приобрел дееспособность вследствие вступления в брак либо не был объявлен дееспособным вследствие эмансипации. При этом может возникнуть вопрос относительно возраста, с которого несовершеннолетний может, предоставив указанное согласие, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, комментируемый Закон не устанавливает конкретный критерий возраста несовершеннолетнего в качестве условия для осуществления его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время следует учитывать, что комментируемая статья предусматривает необходимость представления для осуществления государственной регистрации основного документа, удостоверяющего личность, который гражданам РФ выдается с 14-летнего возраста <2>. При этом ГК РФ также исходит из того, что правоспособность и дееспособность в сфере предпринимательской деятельности возникают у физических лиц в 14-летнем возрасте <3>. Поэтому несовершеннолетний, даже если он не вступил в брак и не признан эмансипированным, может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя только при условии достижения им 14-летнего возраста и представления им наряду с иными документами нотариально удостоверенного согласия на осуществление предпринимательской деятельности от родителей, усыновителей или попечителя.

--------------------------------

<1> Пункт 1 ст. 27 ГК РФ непосредственно упоминает осуществление несовершеннолетним предпринимательской деятельности с согласия родителей, усыновителей или попечителя как одно из условий для возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).

<2> В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (п. 1), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 1997. N 28. Ст. 3444).

<3> Статьи 17 и 18 ГК РФ устанавливают, что граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью с момента рождения. Ребенок, не достигший возраста 14 лет, может иметь имущество на праве собственности, следовательно, можно предположить возможность формирования у него воли, направленной на извлечение прибыли путем использования этого имущества. Вместе с тем дееспособностью для совершения юридических действий он не обладает. Законный представитель малолетнего не может восполнить недостающую дееспособность, так как значительно ограничен в своих действиях законом. При этом в соответствии с п. 3 ст. 28 ГК РФ именно он несет риск, связанный с совершением им от имени малолетнего либо самим малолетним сделок. Поэтому деятельность малолетнего, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая им через своего законного представителя, не может быть признана предпринимательской.



9. Подпункт "и" п. 1 комментируемой статьи устанавливает требование о представлении при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за такую регистрацию. Данное требование связано с общим установленным ст. 3 комментируемого Закона требованием о необходимости уплаты за государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя государственной пошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 3 Закона о регистрации).

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.33 части второй НК РФ за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя взимается государственная пошлина в размере 400 рублей.

10. Комментируемая статья не устанавливает какой-либо специальный порядок представления документов и специальные сроки для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. В целом в комментируемом Законе заложены принципы единообразия и унификации процесса государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов предпринимательской деятельности. Поэтому п. 2 и 3 комментируемой статьи представляют собой отсылочные нормы к ст. 8 и 9 комментируемого Закона, которые устанавливают единые сроки государственной регистрации и порядок представления документов (с отдельными особенностями) при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Соответственно срок государственной регистрации составляет пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов, поименованных в п. 1 комментируемой статьи (см. комментарий к ст. 8 Закона о регистрации).

Документы представляются уполномоченным лицом (заявителем) непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Уполномоченным лицом (заявителем) при представлении предусмотренных п. 1 комментируемой статьи документов может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя (см. комментарий к ст. 9 Закона о регистрации).

При этом следует обратить внимание на то, что комментируемый Закон под "представлением" не рассматривает действие, связанное с доставлением документов в регистрирующий орган лично лицом, обращающимся за государственной регистрацией. Данное лицо обязано подписать соответствующее заявление о государственной регистрации, оформить в установленном порядке необходимые документы. Привезти же данные заявление и документы в регистрирующий орган либо направить посредством почтового отправления может любое иное лицо, кому заявитель это доверит. Основное дополнительное условие, установленное п. 2 комментируемой статьи, которое должно быть соблюдено при представлении документов, - верность представляемых копий документов должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Исключение составляет случай, когда заявитель сам представляет копии документов непосредственно в регистрирующий орган и одновременно представляет для подтверждения верности таких копий соответствующие документы в подлиннике, которые возвращаются заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки в получении документов (по вопросу выдачи расписки см. комментарий к ст. 9 Закона о регистрации).


11. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает четыре случая, когда государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается:

1) если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве (т.е. если физическое лицо, уже является индивидуальным предпринимателем, зарегистрировано в установленном порядке в таком качестве и данная регистрация не утратила силу);

2) если не истек год <1> со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся им предпринимательской деятельностью;

--------------------------------

<1> В соответствии с п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.


3) если не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

4) если не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 23 комментируемого Закона перечисленные случаи являются основаниями для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации.


Первый из указанных случаев предусмотрен комментируемой статьей в целях исключения злоупотреблений со стороны недобросовестных индивидуальных предпринимателей, которые могли бы использовать возможность повторной регистрации для получения нового свидетельства о регистрации с новыми регистрационными данными.

Второй установлен с учетом определенных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом. В частности, такие последствия включают в том числе запрет государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физического лица, являвшегося ранее индивидуальным предпринимателем и признанного в рамках данного статуса банкротом, в течение года с момента признания его банкротом (п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.


Третий случай, когда государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрещена, связан с допускаемой законодательством РФ возможностью принудительного прекращения предпринимательской деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В частности, такую возможность прямо предусматривает п. 3 ст. 25 комментируемого Закона, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении предпринимательской деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при неоднократном либо грубом нарушении данным лицом законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей (см. комментарий к ст. 25 Закона о регистрации).