Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4647

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последствия нарушения правил безопасности различаются в зависимости от отрасли промышленности и (или) вида работ (производств). Так, ими могут быть:

Во-первых, при ведении работ на предприятиях горнодобывающей промышленности и подземных работ, в том числе геологоразведочных:

а) внезапные выбросы угля, руды, породы и газов;

б) эндогенные пожары и их рецидивы;

в) взрывы; вспышки, горение газа и пыли в подземных выработках;

г) прорывы и внезапное выделение газа;

д) взрывы и пожары на складах, где хранятся используемые в производстве опасные вещества;

е) пожары в подземных горных выработках, в надшахтных зданиях и сооружениях, а также загорание крепи, кабелей, конвейерных лент и т.п.;

ж) обвалы в вертикальных и наклонных стволах шахт;

з) прорывы воды;

и) разрушение дегазационного оборудования или вентиляторных установок, прорывы дамб, плотин водохранилищ, затопление шахт, рудников, карьеров;

к) оползни и обрушение бортов карьеров и др.

Во-вторых, при ведении нефтедобывающих и газоперерабатывающих работ:

а) открытые фонтаны, т.е. неконтролируемые выбросы нефти и газа при строительстве, эксплуатации и ремонте скважин;

б) полное или частичное разрушение, падение буровых вышек, их частей, морских стационарных платформ, плавучих буровых установок;

в) аварийный уход плавучих буровых установок с точки бурения, сопровождаемый разрушением устья скважины;

г) взрывы и пожары;

д) разрушение зданий и сооружений;

е) несанкционированные взрывы на скважинах при проведении прострелочно-взрывных и сейсморазведочных работ, а также на геологоразведочных горных выработках;

В-третьих, при ведении иных работ, например, в отрасли металлургической промышленности:

а) уходы расплавленных и раскаленных металлов из металлургических агрегатов;

б) обрушение шахтовых бункеров, шахтохранилищ, транспортных галерей и пр.;

в) разнообразные последствия при ведении работ на объектах по хранению и переработке зерна, объектах газоснабжения, котлонадзора и т.д.

Причинная связь подлежит обязательному установлению, в том числе для исключения действия случайных или природных факторов.

Преступления, предусмотренные комментируемой статьей, считаются оконченными с момента наступления последствий.

5. Субъект преступления - это лицо, достигшие 16-летнего возраста. Им может быть лицо, в чьи обязанности входит соблюдение правил безопасности при проведении указанных в диспозиции нормы работ, т.е. обладающее признаками специального субъекта, т.е. должностные лица горнодобывающих, строительных предприятий и организаций и их работники, и лица, занятые в иных видах работ, предусмотренных данной статьей, прошедшие соответствующую подготовку.

6. Субъективная сторона. Привлечение к уголовной ответственности по статье 216 возможно только при наличии вины в форме неосторожности относительно причинения указанных в ней последствий, хотя само нарушение правил безопасности должно быть умышленным, т.е. здесь речь идет о преступлениях с двойной формой вины.


6.3.2. Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

1. Значение и роль статьи 246 УК РФ. Она открывает главу 26 "Экологические преступления", и содержит уголовно-правовые предписания наиболее общего характера применительно почти ко всем уголовно наказуемым экологическим преступлениям. В то же время нормы этой статьи можно считать специальными по отношению к ряду других статей Особенной части УК РФ, в частности к статье 201 "Злоупотребление полномочиями", когда устанавливается ответственность лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, и - это часто встречающаяся ситуация - к статье 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", к статье 286 "Превышение должностных полномочий" и некоторым другим.

2. Содержание запрета. Статья 246 не имеет аналогов. Она впервые была включена в действующий Уголовный кодекс РФ, принятый в 1996 году. Статья устанавливает ответственность за преступления средней тяжести. В силу этого при фиксации возникших проблемных ситуаций изучение и толкование статьи 246 необходимо осуществлять с учетом наличия:

а) норм более общего характера;

б) специальных норм.

Этим определяются и понимание смысла комментируемой статьи, и последующая квалификация деяния, если для этого есть соответствующие предпосылки.

3. Структура уголовно-правовой нормы. Комментируемая статья содержит в себе предписания определяющие признаки нескольких основных составов преступления. Здесь нет квалифицирующих и смягчающих признаков. Строго говоря, все составы преступления, предусмотренные в этой статье, являются основными и самостоятельными. Но они связаны между собой совпадением ряда сторон состава по содержанию образующих их признаков. Все преступления, ответственность за которые здесь предусмотрена, посягают на один и тот же объект, все они могут быть совершены только лицами, ответственными за соблюдение правил охраны окружающей среды, и только путем нарушения этих правил.

4. Цели статьи. Является бесспорным, что наибольшую опасность для окружающей среды представляет хозяйственная, предпринимательская, экономическая деятельность людей, осуществляемая в сфере промышленности, сельского хозяйства, туризма, науки, социального обслуживания и иных сферах. Потребности общества разнообразны, они носят массовый характер, их удовлетворение требует осуществления различного рода деятельности многими людьми на профессиональной основе, сопровождается затратой значительного объема ресурсов, существенным антропогенным воздействием на окружающую среду как целостный объект.

Цель комментируемой статьи состоит в охране уголовно-правовыми средствами наиболее экологически значимых элементов порядка производства работ при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию различных производственных либо обслуживающих объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды.


Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения контролируемого или даже неконтролируемого вреда окружающей среде. Именно поэтому целью данной уголовно-правовой нормы является подкрепление наиболее жесткими средствами - силой уголовного закона - требований обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы для окружающей среды и здоровья людей, на ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий, неизбежно возникающих при производстве работ.

Статья 246 сформулирована так, что она не выделяет более значимые или менее значимые правила охраны окружающей среды, нарушение которых грозит уголовным наказанием. И в этом смысле ее цель - охрана, обеспечение путем защиты уголовно-правовыми средствами порядка производства данного вида работ в целом.

5. Сфера применения статьи. Она значительно уже, в пределах производства работ ограничивается случаями такого нарушения правил охраны окружающей среды, которые при наличии соответствующих условий уголовной ответственности привели к возникновению тяжких последствий для окружающей среды в целом либо отдельных ее компонентов.

6. Проблемные ситуации применения статьи. Они возникают при наличии следующих условий:

а) осуществление профессиональной деятельности по производству работ (от размещения и проектирования объекта до его эксплуатации);

б) наличие порядка выполнения этой деятельности, урегулированного и установленного нормативными правовыми актами;

в) возникновение тяжких для окружающей среды последствий.

Первое условие (или обстоятельство) определяет наиболее наглядно сферу надзора или контроля, проводимого уполномоченными на то органами. Второе обозначает необходимость обязательного правового, юридического контроля. Третье - ограничивает уголовно-правовое вмешательство в этом случае, как и в подавляющем большинстве иных случаев экологических преступлений, только ситуациями причинения тяжких последствий.

Собственно, все это порождает практические выводы. К статье 246 УК РФ необходимо обращаться только в ситуациях возникновения тяжких последствий, связанных с созданием и эксплуатацией объектов производственного или обслуживающего назначения, которые оказывают особо мощное негативное воздействие на компоненты окружающей среды, в том числе изменение радиоактивности водных объектов. Конкретные данные об этом могут содержаться в материалах природоохранительных инспекций, выявляться в процессе экологического мониторинга, устанавливаться в ходе прокурорских и иных проверок.

7. Общая характеристика основного общего состава преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Его требовалось выделить для последующей ориентации в довольно сложной структуре статьи 246 УК РФ. Этот состав является материальным.


По объективной стороне он включает в себя:

а) деяние, состоящее в нарушении правил, которое может быть как действием, так и бездействием;

б) условие совершения этого деяния - осуществление деятельности, состоящей в производстве работ, связанных с созданием либо эксплуатацией определенного объекта;

в) причинение тяжких последствий;

г) причинную связь между нарушением правил и тяжкими последствиями.

Субъективную сторону преступления образует умысел, как правило, косвенный.

Субъект - специальный, причем признаки специального субъекта выделяются по характеру возложенных на него обязанностей и установленной ответственности за их исполнение.

Объект преступления - нормативно определенный порядок производства работ при проектировании, размещении, строительстве, вводе и эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных предприятий, сооружений и т.п.

При этом приходится учитывать, что законодатель дает как открытый перечень видов работ, в процессе которых могут быть нарушены правила охраны окружающей среды, так и открытый перечень последствий нарушения этих правил, которые могут быть признаны тяжкими, употребляя оборот "либо иные тяжкие последствия". Соответственно, данная статья содержит в себе признаки множества составов преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ.

8. Объективная сторона - деяние.

Нарушение правил в виде действия может состоять в использовании непредусмотренных методик расчета, запрещенных технологических процессов, отказе от выполнения работ или осуществлении деятельности, которая не соответствует условиям разрешений и лицензий, превышении допустимых нагрузок на очистные сооружения и др. Ими могут быть, например:

а) неполучение необходимого заключения специально уполномоченных органов и иных документов;

б) игнорирование правил предварительного согласования места размещения;

в) финансирование либо иное начало работ до получения надлежащего разрешения;

г) несоблюдение порядка принятия решений о размещении;

д) предоставление при размещении объекта заведомо ложной информации и т.д.

Нарушение правил в виде бездействия может состоять в невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных правилами охраны окружающей среды, в частности: в неполучении или игнорировании информации, учет которой обязателен для принятия соответствующих хозяйственных и иных решений, отказе (уклонении) от проведения государственной экологической экспертизы либо невыполнении требований по доработке проекта, содержащихся в ее заключении, отказе от строительства необходимых очистных сооружений, непроведении контрольных замеров и т.п.

9. Преступные последствия и причинная связь. Как уже указывалось, они имеют сложную структуру. К последствиям законодатель отнес:


а) существенное изменение радиоактивного фона;

б) причинение вреда здоровью человека;

в) массовую гибель животных;

г) иные тяжкие последствия.

Существенным изменением радиоактивного фона является его ухудшение по сравнению с естественным содержанием в почве, водах, атмосферном воздухе, лесной растительности, превышающее нормативы эквивалентных доз облучения населения, нормативы концентрации радионуклидов в окружающей среде и мощности ионизирующего излучения (см. Нормы радиационной безопасности 76/87, НРБ-99, Федеральный закон от 05.12.1995 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения").

Причинение вреда здоровью людей может рассматриваться как расстройство здоровья, вызвавшее временную нетрудоспособность, хронические заболевания, функциональные расстройства и иные более тяжкие нарушения, приведшие к стойкой утрате трудоспособности.

Массовая гибель животных - одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах.

Под иными тяжкими последствиями понимается ухудшение качества окружающей среды либо ухудшение состояния объектов окружающей среды, неустранимое в обозримый период или устранимое с большими финансовыми и материальными затратами; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие законным видам природопользования, задачам ее сохранения, и т.п.

Причинная связь между деянием и последствиями является обязательной и означает, что вредные последствия наступили от установленного нарушения правил охраны окружающей среды, а не были вызваны иными или дополнительными факторами. Во всяком случае, отсутствует причинная связь между нарушением правил охраны окружающей среды и последствиями, если соблюдение правил не могло воспрепятствовать наступлению вредных последствий.

10. Преступление считается оконченным в момент наступления одного из указанных в статье последствий, вызванных нарушением правил охраны окружающей среды. При этом достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного (любого) из видов работ, указанных в статье 246 УК РФ.

11. Субъективная сторона - косвенный умысел.

12. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6.3.3. Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

1. Общая характеристика. В данной статье содержатся:

а) признаки основного состава поставления в опасность при нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов с альтернативными признаками по объективной стороне, по содержанию угрозы причинения существенного вреда (ч. 1 ст. 247);

б) признаки материального квалифицированного состава первой степени общественной опасности (ч. 2 ст. 247);