Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4621

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Внесение неверных записей в судовые документы об операциях с веществами, вредными для здоровья людей и для живых ресурсов моря, и содержащими их смесями в отличие от рассмотренного выше состава правонарушения осуществляется путем активных действий. Речь идет о записях, содержащих фальсифицированные (искаженные) данные о количестве, времени, месте проведенной операции, качественном составе сбрасываемых веществ, обстоятельствах сброса (наличие аварийной ситуации, погодные условия и т.п.) и др. Для наступления административной ответственности не имеет значения, все или только часть данных о проведенных операциях были ложными.

6. Иные запреты. Часть 2 данной статьи содержит два формальных состава.

Первый - невыполнение предусмотренных федеральным законодательством обязанностей по ведению промыслового журнала - основного документа, в котором регистрируются время промысла, его способы, пути и точки прохода к месту промысла и т.п. Объективная сторона аналогична составу части 1 данной статьи.

Второй - внесение искаженных сведений в промысловый журнал, являющийся специальным по отношению к составу статьи 8.5, по объективной стороне совершается путем записи не соответствующих действительности сведений об объемах добытого, месте лова и т.п.

7. Субъективная сторона всех составов - умышленная вина.

8. Субъектами правонарушения являются капитаны судов (морского, внутреннего водного транспорта) или других плавучих средств Российской Федерации, как гражданские, так и военные; капитаны иностранных морских судов и других иностранных плавучих средств, находящихся в пределах территориального моря или экономической зоны Российской Федерации.

9. Дела рассматриваются должностными лицами органов и войск пограничной службы (ст. 23.10), должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

6.6.15. Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии.

1. Общий обзор, цели и сфера применения статьи. Статья содержит семь формальных составов административных правонарушений с альтернативными признаками объективной стороны (деяния и места совершения нарушения) и (или) предмета правонарушения. Изменения состоят в:

а) объединении этих составов в частях статьи по признаку предмета правонарушения;

б) перенесении состава нарушения условий разрешения (лицензии) из статьи 56.1 КоАП РСФСР;

в) исключении состава незаконной выдачи их;

г) смене конструкции составов (ныне все они - формальные);


д) редакционных изменениях формулировок составов.

Цель данной статьи - обеспечение суверенных прав России и безопасности при проведении различного рода работ на континентальном шельфе и в море; соблюдение правил использования и надлежащей охраны минеральных (неживых) ресурсов и водных биологических ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и морской среды, жизни и здоровья людей.

Сфера действия статьи распространяется на деятельность, связанную с эксплуатацией этих ресурсов.

2. Правовое регулирование. В отношении безопасного проведения работ на континентальном шельфе и в акваториях, перечисленных в диспозиции нормы, правовое регулирование осуществляется многочисленными законодательными и иными нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 2 ВК РФ).

3. Объект и предмет.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности людей, использования и охраны естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны, морской среды, ее флоры и фауны, соблюдения экономических интересов России и установленного порядка отдельных видов деятельности, осуществления правомерных видов использования указанных акваторий и их ресурсов.

Предмет - минеральные и водные биологические ресурсы континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря, жизнь и здоровье людей, законные виды деятельности.

Континентальный шельф Российской Федерации включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря России на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, т.е. продолжения континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации (ст. ст. 1, 3 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации"). Минеральные ресурсы континентального шельфа - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр. Водные биологические ресурсы континентального шельфа - это живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (моллюски, губки и т.п.).

Исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Это определение применяется также ко всем островам нашей страны, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности (ст. ст. 1 - 3 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне").


О понятиях территориального моря и прилежащей зоне Российской Федерации см. Федеральный закон от 31.07.1998 "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <489>.

--------------------------------

<489> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.


Внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря России. Они являются составной частью территории России (воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских мили: воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морских мили, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям").

Территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий (т.е. линий наибольшего отлива вдоль берега и т.д.). Это определение применяется также ко всем российским островам. На территориальное море, воздушное пространство над ним, его дно и недра распространяется суверенитет Российской Федерации.

4. Объективная сторона составов правонарушений по части 1. Она состоит в действиях (бездействии) по нарушению стандартов (норм, правил) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов, буровых работ во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Российское законодательство устанавливает такого рода правила для:

- регионального геологического изучения континентального шельфа в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности крупных регионов континентального шельфа;

- поиска минеральных ресурсов;

- разведки минеральных ресурсов в целях определения участков континентального шельфа, имеющих промышленное значение;

- одновременно для поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;

- разработки минеральных ресурсов, т.е. деятельности по извлечению минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, проводимой на промышленной основе;

- разведки и разработки неживых ресурсов исключительной экономической зоны;

- производства энергий путем использования приливов, течений и ветра;

- проведения буровых работ;


- создания искусственных островов, сооружений и установок с установленными зонами безопасности, простирающимися не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края.

Нарушение правил перечисленных работ может состоять также в допуске к разведочным работам на континентальном шельфе лиц, не прошедших соответствующую подготовку.

5. Иные запреты. Часть 2 комментируемой статьи содержит формальный состав, предметом правонарушения в котором являются водные биологические ресурсы.

Вылов водных биологических ресурсов - комплексный процесс, включающий поиск и добычу водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.

Общие условия добычи - это:

- осуществление его только в отношении указанных в перечне промысловых видов живых ресурсов, включая анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие виды рыб, живые организмы "сидячих видов" и виды морских млекопитающих, по отдельным морям и океанам, который устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды;

- определение общего допустимого улова (ОДУ) живых ресурсов;

- выделение квот;

- наличие средств технического контроля.

Специальные условия указываются в лицензии и касаются районов и сроков промысла, данных о средствах, орудиях и способах лова и т.п.

По объективной стороне - это действия, состоящие в нарушении утвержденных Правительством Российской Федерации квот вылова водных биологических ресурсов, их распределения, несоблюдении указанных в разрешении на лов рыбы, добычу морских животных и растений промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целей, в превышении нормы вылова живых ресурсов, указанной в лицензии, в добыче живых ресурсов за пределами отведенного участка и т.п.

6. Дополнительные запреты. В части 3 комментируемой статьи предусматриваются два формальных состава. Первый - самовольная (без разрешения) прокладка и вывод на территорию России подводных кабелей, трубопроводов и тоннелей. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" прокладка подводных кабелей, трубопроводов и тоннелей осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что этим не создаются помехи региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов и обеспечиваются меры по защите и сохранению минеральных и живых ресурсов. Закон устанавливает процедуру рассмотрения заявок на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, согласования трассы прокладки и предусматривает обязательность сообщения федеральному органу по обороне о проложенных подводных кабелях и трубопроводах для опубликования в "Извещениях мореплавателям".


7. Объективная сторона. Нарушение правил состоит в отклонении от определенной в разрешении, выданном по заключению специально уполномоченного органа по геологии и пользованию недр Правительством Российской Федерации, трассы, в отсутствии фиксации трубопровода, оставлении неубранными конструкций и оборудования, которые использовались для прокладки и вывода подводного кабеля или трубопровода, отсутствии устройств, обеспечивающих отключение поврежденного в результате аварии участка трубопровода, и иных действиях (бездействии).

8. Субъективная сторона. Во всех рассмотренных выше составах субъективная сторона - умышленная вина.

9. Субъект - российские граждане и должностные лица организаций и предприятий, осуществляющих поиск, разведку, разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, прокладку кабелей и трубопроводов, должностные лица контрольных органов, в чьи обязанности входит надзор за соблюдением требований по рациональному использованию и охране минеральных и водных биологических ресурсов континентального шельфа, а также иностранные граждане - работники, руководители, владельцы предприятий, фирм и иных организаций, осуществляющих работы на континентальном шельфе Российской Федерации по выданным лицензиям (разрешениям), капитаны судов, ведущих промысел живых ресурсов, члены международных организаций и др.

10. Дела рассматриваются должностными лицами органов и войск пограничной службы (ст. 23.10), должностными лицами органов, осуществляющих государственный геологический контроль, - в отношении правонарушений, предусмотренных частью 1 ст. 8.17 (ст. 23.23); органами государственного горного и промышленного надзора - в отношении правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 8.17 (ст. 23.31), а также судьями в случаях, если указанные должностные лица и органы передают им на рассмотрение поступившие к ним дела о перечисленных выше административных правонарушениях (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) - в отношении правонарушений, предусмотренных частью 2 ст. 8.17 (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

6.6.16. Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

1. Общий обзор, цели и содержание статьи. Статья не является новой, но в нее внесен ряд поправок. Основные изменения состоят в:

а) расширении объектов охраны;

б) замене вида состава нарушения правил проведения исследований на формальный.

В настоящее время статья содержит два основных формальных состава.

Цель данной статьи - охрана суверенных прав Российской Федерации на континентальный шельф и исключительную экономическую зону и обеспечение порядка в организации и проведении ресурсных и морских исследований континентального шельфа и исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря и их ресурсов.